Просмотр содержимого документа
«Пакет диагностических методик «Инновационные методы и технологии развития музыкально-творческой инициативы дошкольников с тяжёлым нарушением речи»»
Пакет диагностических методик для комплексной диагностики
«Инновационные методы и технологии развития музыкально-творческой инициативы дошкольников с тяжёлым нарушением речи»
Музыкальный руководитель Клименко Е.Г.
Пояснительная записка
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, необходимо использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Поэтому одна из целей в моей работе музыкального руководителя - найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор новых методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка. Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и игры, успешное проведение которых зависит не только от умения взрослого. При этом нужно правильно наметить цели, подобрать и умело применить по отношению к ребенку свои знания. Нужно продумать, как оснащены эти занятия наглядным материалом и музыкальными игрушками и инструментами. Но как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.
К сожалению, одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих тяжёлое нарушение речи. В этом случае не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность. Правильно подобранная и применяемая музыка может оказывать и коррекционное воздействие, в том числе и на детей с общим недоразвитием речи.
Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в моей музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Я заметила, что отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т.д. сводит на нет все прилагаемые усилия по реализации поставленных задач. Но, в чём же дело? Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Решением этой задачи мы хотелось бы сегодня поделиться.
При этом важным условием в моей работы с детьми, является отбор инновационных методов и приёмов, способствующих развитию творчества дошкольников с тяжёлым нарушением речи.
В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Работая с особенными детьми и постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Я поняла, что просто заниматься музыкой мало и я стала изучать и использовать современные, инновационные методики работы с детьми с ТНР своих коллег, которые успешно внедряются в работу с детьми уже не один год. Изучение музыкальных инновационных технологий и методик современного педагога-музыканта Дины Степанчишиной, молодого педагога Ольги Воеводиной, знаменитую методику Екатерины Железновой, позволили мне добиться хороших результатов при освоении музыкально-ритмической деятельности с детьми.
Постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. А музыкальные занятия с применением инновационных технологий становятся более насыщенными и интересными.
Мои занятия с детьми включают в себя элементы сказкотерапии, куклотерапии, музыкальной терапии, сенсорной интеграции, игры на детских музыкальных инструментах. В своей работе я использую детские музыкально- коррекционные песни, музыкальные игры, танцы и упражнения. Они направлены на преодоление разнообразных речевых и не речевых расстройств. Занятия помогают развивать у детей правильное дыхание, музыкальность, способствуют развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, мелкой моторики, речи, общего физического развития. На занятиях создается благотворная, радостная атмосфера, побуждающая детей к активности. Своевременно обеспечивается смена различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры, пляски. В результате занятия становятся разнообразными, интересными, доступны в понимании, а самое главное, эмоционально ярко окрашены. Когда ребёнок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость, развивается активность, музыкальная память, слух, речь.
Ведущую роль в моей работе с детьми занимает игротерапия. Это одна из разновидностей терапии, являющаяся психотерапевтическим методом коррекции, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего выполняет и функцию социализации.
Песенка-игра, которую я использую в работе с детьми - «Курочки и лиса».
Автор: Дина Степанчишина.
Данная игра развивает у детей воображение, образное мышление, фантазию, тренирует психику, а так же творческие способности. Цель игры: развивать желание играть, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.
Материал для игры: игрушка Курочки, Лисички и забор.
Ко-Ко-Ко-Ко- курочки пеструшки (взять в руку игрушку курочки)
За забором прячется рыжая лиса (из за забора достать игрушку Лисы)
Убегайте курочки, а не то беда.
Проигрыш (курочка убегает и прячется)
Простая и мегаполезная песенка-игра «Ёлочка в лесу жила».
Автор: Ольга Воеводина. Игра может быть использована детьми в возрасте от 1года до 7 лет.
Цель и задачи: у ребёнка формируются певческие навыки, активизируется речь, развивается мелкая моторика, что очень полезно для развития мозга. Развивается речевое дыхание и формируется правильная воздушная струя; а ещё малыши, с помощью этой игры, легко и увлекательно познакомятся с названиями пальчиков рук, потому что Ёлочку мы можем сажать каждый раз на разные пальчики.
Ёлочка в лесу жила, очень маленькой была (качаем ёлочку в обеих ладошках)
Вот такая ёлочка колкая иголочка
Очень холодно стоять, стала ёлочка плясать. Села нам на пальчик, прыгала как зайчик (выполняют движения на втором пальчике)
На другой теперь садись и красиво поклонись. Радуется детвора, к деткам ёлочка пришла (выполняют движения на третьем пальчике)
Чтобы ёлке не скачать, надо пальчик поменять. Ёлочка ты покружись, огоньками засветись (выполняют движения на четвертом пальчике)
Ёлочка скорей расти, на мизинчике сиди. Мы подуем на тебя, быстро вырастишь тогда (выполняют движения на пятом пальчике)
«Игра с бусами» Автор Дина Степанчишина.
Проигрыш (хлопаем в ладошки)
Это что такое, яркое цветное (вытаскиваем бусы из коробочки)
Что так здорово звучит
Тарахтит, гремит, трещит
Яркие, цветные. Бусы озорные
Так забавно стучат и играть с собой велят (играем бусами на столе, выкладываем из них змейку, всевозможные фигуры)
Собери в ладошки (собираем бусы в ладошку и трём их в ладошке)
Поиграй немножко
Ты в ладошках их потри
Бусами потарахти (перекладываем бусы из одной руки в другую)
Музыкальная игра Е.Железновой «Краб».
Ветер дует- задувает, пальму в стороны качает (ручки над головой, взмахи в стороны).А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит (пальчиками имитируем движение «краба» снизу в верх)
Чайка над волной летает и за рыбками ныряет (ручки в стороны («машут крылышками» и на слове «ныряет» наклон в низ)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит (пальчиками имитируем движение «краба» снизу в верх)
Под водой на глубине крокодил лежит на дне (ручки имитирую пасть крокодила)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит ((пальчиками имитируем движение «краба» снизу в верх)
Важное место в работе занимают логопедические распевки. Это набор вокальных песенок-упражнений, которые помогают разогреть голосовой аппарат и мышцы ребёнка. Они применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова. Разучивание этих упражнений, способствует развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Текст и мелодия распевок вызывают у детей радость и хорошее настроение, дети с огромным удовольствием поют, что позволяет педагогам быстрее добиться нужных результатов. Мне очень нравятся логопедические распевки музыкальной методики Дины Степанчишиной. Они объедены в отдельные музыкальные альбомы с красочными иллюстрациями. «Осень», «Весна», «Лето», «Зима».
Альбом «Распевки» на согласные Р-Л, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш.. Благодаря сочетанию музыки, ярких иллюстраций и добрых текстов, материал лучше усваивается и закрепляется в сознании ребёнка.
«Осень»
А- А- А - А - А - А - А - осень жёлтая пришла
А- А- А - А - А - А- А- урожай собрать пора
Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - очень осень я люблю
Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - яркую и жёлтую
Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - песни осени пою
Важное место на занятии отвожу пальчиковой гимнастике. Она помогает развивать речь, разогреть артикуляционный аппарат, а так же развивать мелкую моторику пальцев. Развивает у детей психические процессы, такие как мышление, память, воображение, внимание. Снимает напряжение, тревожность, повышает работоспособность коры головного мозга.
Музыкальная разминка Е.Макшанцевой
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, (хлопки перед грудью)
Похлопаем в ладошки. Очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, (вращение кистями рук)
И пальчики попляшут у маленьких ребят.
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики все ровненько сидят.
Тут-тук молотком, мы построим птичкам дом (стучат правым кулачком по
Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нём!
Бум-бум барабан, что за шум и тарарам? (стучат кулачками попеременно по коленям)
Бум-бум барабан просыпайтесь по утрам!
Ду -ду -ду , ду - ду - ду вот какая дудка!(имитируют игру на дудке)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду вот какая дудка!
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку… По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку…(ладонями попеременно слегка касаются колен)
И быстренько, и быстренько…4-6 раз (весело хлопают в ладоши и попеременно касаются колен)
И приехали! (слегка наклоняют голову и опускают руки на колени)
Очень часто пользуюсь занимательными методиками своих коллег.
Методика «Нелепицы»
Автор методики: С.Д. Забрамная
Картинки нелепиц для дошкольников помогут взрослым понять, насколько ребенок правильно воспринимает окружающий мир. На основе противоречий, изображенных на картинках, можно проанализировать насколько у дошкольника развита логика, как хорошо он строит связи между различными явлениями окружающей среды, как быстро он находит ошибки и противоречия.
Цель: выявить элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, которые существуют между разнообразными образами мира; научить ребёнка непосредственно, логически правильно давать оценку и рассуждать, при этом грамотно и красиво выражать свои мысли;
Возрастной диапазон: для детей от 3 до 6 лет.
Стимулирующий материал: картинки с изображением нескольких нелепостей.
В комнату заходит взрослый и у него в руках необычная книга. Все картинки в ней перепутались. Взрослый приглашает ребёнка помочь ему разобраться в данной ситуации.
Добавляем разнообразие в свои занятия и эту игру! Пусть ребенок сам загадает вам загадку-нелепицу. Или исправит вас, когда вы будете рассказывать об очередной «ошибке художника». Ребенок будет очень рад «поймать» вас на ошибке и поправить! Так незаметно для малыша вы будете не только развивать его мышление и внимание, но и тренировать речь! Дети могут реагировать на такие картины-нелепицы ярко, эмоционально. Они воспринимают их с улыбкой, смехом и удивлением, в некоторых случаях подают реплики: «Как все перепутали», «Так не бывает» и т.п. Обнаруживается ярко выраженное желание рассмотреть всю картину. Наблюдения за работой детей с таблицей, на работы с этой картинкой выявляются также и особенности внимания. У одних оно устойчиво, другие постоянно отвлекаются. Дети с более сохранным интеллектом могут заставить себя досмотреть таблицу даже после наступления пресыщения однообразной работой. И тогда игра «Нелепицы» поможет развивать связную речь, что способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.
Методика «Третий или четвертый лишний»
(образно-логическое мышление, классификации)
Автор: Е.Л.Агаева
Данная методика на развитие мышления не только улучшает сообразительность, мыслительные процессы, память и внимание. С помощью игр на мышление очень хорошо развивается речь дошкольника!
Цель методики: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Используя методику «Третий или четвертый лишний», важно не только правильно выделить лишнюю картинку, но и объяснить – почему она не подходит.
Возрастной диапазон: для детей от 3 до 6 лет.
Стимулирующий материал: картинки с изображением 3 или 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель, музыкальные инструменты.
Взрослый говорит ребёнку о том, что сегодня у него вдруг все музыкальные инструменты перепутались. Помоги, мне Света (имя ребенка). Нужно выбрать и показать все музыкальные инструменты, а какие игрушки между ними спрятались. Можно просто подобрать картинки так, чтобы одна из четырех картинок отличалась от остальных по какому-либо признаку. Это может быть цвет, форма, принадлежность к определенной лексической категории и т.п. Можно предложить дошкольнику самому подобрать картинки и задать вам задачу выбрать лишнюю! Когда ребенок проявляет самостоятельность и загадывает задачки взрослому – он тренируется и закрепляет полученные навыки. А если вы еще и ошибетесь в ответе, ребенок будет очень рад «поймать» вас на ошибке и поправить. И тогда игра пройдет еще веселее и интереснее, а главное – результативнее. Такие упражнения дают возможность развить речь, умение подробно и конкретно объяснить свой выбор. Особенно, если выбор может быть вариативным – на один и тот же вопрос может быть два верных ответа! Постепенно ребенку понравится объяснять такие задачки, а значит – мы с успехом и пользой проведем свое занятие.
Методика «Кто что любит» и «Кто кого любит»
(мышление-классификация)
Цель методики: исследование мыслительной операции – классификации, запаса общих представлений ребенка.
Возрастной диапазон: для детей от 3до 7 лет.
Необходимый материал: при исследовании данной методики используются изображения животных и непосредственно еды, которую они едят. Используемый музыкальный материал в картинках. Это музыкальные профессии. предполагает соотнеси профессию с предметом необходимым для работы.
Процедура проведения методики: взрослый показывает ребёнку яркий конверт. Открывая его, он говорит малышу о том, что сегодня они приглашены в гости к любимым друзьям - животным. Но в гости с пустыми руками идти нельзя. Взрослый предлагает ребёнку подумать и решить: какой гостинец им подарить. Взрослый просит ребёнка ему помочь выбрать вкусный подарок. Ребёнок должен помочь определить, что же любит каждый из животных. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений. Задать ребёнку таинственный интерес в познании мира. Дать возможность проявить ему свои фантазии и рассуждения при исследовательской деятельности данного материала.
Занимательная игра «Кто что любит»
Определи по инструментам, название профессий
На музыкальных картинках нужно соотнеси профессию с предметом необходимым для их работы. Порассуждать на тему – «профессии». Какие профессии знает ребёнок. Тем самым подвести его интерес к выполнению данного задания.
В гости приходит Незнайка. В руках у него огромная книга. Он очень расстроен. Ребёнок спрашивает Незнайку:
- Что случилось?
-Я просто забыл, кому из моих знакомых нужен данный предмет? Помоги, мне, пожалуйста, правильно распределить эти картинки.
На музыкальных картинках нужно соотнеси профессию с предметом необходимым для их работы. Порассуждать на тему – «профессии». Какие профессии знает ребёнок. Тем самым подвести его интерес к выполнению данного задания.
Методика «Кто, чем любит заниматься»
(мышление-классификация)
Цель: в данная методика исследует мыслительные операции, т.е классификации, запаса общих представлений ребенка.
Возрастной диапазон:используетсядля детей от 2 до3 лет.
Необходимый материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, профессий, животных, музыкально-дидактические и занимательные игры.
Взрослый заносит в комнату конверт с музыкальными заданиями. Какой - то конверт лежал у нас на столе. Интересно, кто его прислал? Давай посмотрим вместе. Ой, какие интересные задания!
Сколько же здесь инструментов? Давай сейчас рассмотрим эту картинку и найдём на ней только музыкальные инструменты.
Давай внимательно посмотрим на музыкантов и попробуем определить по положениям их рук, кто на каком инструменте играет?
Давай пройдём с тобой пальчиком по дорожке от зверька до музыкального инструмента и узнаем, кто на каком инструменте сейчас играет?
Определи по слуху, в какой коробочке, что находится.
Под весёлую музыку в комнату прилетает Карлсон. В руках у него занимательная коробочка. Он говорит ребёнку, что у него необычная, волшебная коробочка и предлагает малышу её открыть. Но вот беда, пока он летел в гости - все бочоночки с содержимым перемешались. Карлсон просит ребёнка ему помочь: правильно по слуху угадать содержимое каждого бочонка.
Результативность
Результаты освоения моей работы с детьми отслеживаются в итоговом и промежуточном мониторинге музыкального развития ребёнка, что позволяет мне осуществлять оценку динамики достижений детей. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с ребёнком и отследить динамику развития ребёнка в целом. Объектом мониторинга являются развития коммуникативных навыков, развития двигательной координации, развития чувства ритма, музыкальные, интеллектуальные и личностные качества ребёнка.
Развитию основных музыкальных способностей способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей.
Огромное значение в нашей работе имеет активное участие родителей в процессе проведения музыкального занятия. Родитель с ребёнком не только поёт, играет, танцует, но и эмоционально поддерживает, подбадривает ребёнка, хвалит за успехи. А на основе полученных занятий, родители легко смогут организовать музыкальную деятельность в домашних условиях. Такая эмоционально-значимая совместная деятельность родителя и ребёнка способствует формированию положительных эмоциональных отношений в семье. Мной проведены индивидуальные беседы с родителями воспитанников по результатам наблюдений за музыкальным развитием дошкольников. Подготовлены консультации: «Развитие музыкальных способностей», «Музыкальная терапия», «Игры на развитие эмоциональной сферы», «Музыка лечит», «Зачем вашему ребёнку нужна музыка?». Мной подобраны и разработаны анкеты по выявлению интересов родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников. Подготовлены разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса. Это музыкальные гостиные для родителей и «Круглый стол». Опираясь на полученный опыт и подводя итог своей музыкальной деятельности, с детьми были проведены серии мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, при взаимодействии с родителями и педагогами. В тендеме с родителями, педагогами, я наблюдаю положительную динамику развития музыкальных способностей своих воспитанников.
Очень важно, что есть возможность музыкальному руководителю искать свой современный, собственный стиль работы, опираясь на опыт своих коллег. Видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и а самое главное - радовать себя общением с детьми и музыкой. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, – что может прекраснее и увлекательнее!
Я считаю свою работу по музыкальному развитию детей – успешной!