kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательская грамотность, или дорога к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В статье размещены размышления о проблемах чтения современных учеников.  Даны примеры привлечения и активизации читательской грамотности. Сделаны выводы о привлечении к чтению через творчество именитых  писателей мировой литературы.

Автором статьи был проведен анализ опыта работы, в ходе которого были сделаны выводы о том, что, выступая на различных конкурсах, дети выходят за рамки только изучения, они начинают создавать сами. Из хороших читателей часто получаются неплохие писатели и поэты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность, или дорога к чтению»

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ИЛИ ДОРОГА К ЧТЕНИЮ


Н.А. Пронина,

учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №471 Выборгского района, г. Санкт-Петербург


В статье размещены размышления о проблемах чтения современных учеников. Даны примеры привлечения и активизации читательской грамотности. Сделаны выводы о привлечении к чтению через творчество именитых писателей мировой литературы.

Автором статьи был проведен анализ опыта работы, в ходе которого были сделаны выводы о том, что, выступая на различных конкурсах, дети выходят за рамки только изучения, они начинают создавать сами. Из хороших читателей часто получаются неплохие писатели и поэты.


Вся наша жизнь связана с литературой, с книгой. Они присутствуют в нашей жизни ежеминутно. Без чтения невозможна наша профессия. Мы буквально сотканы из книг. Мы воздвигли читательский храм в собственной душе и всячески зазываем в него наших учеников. Ежедневно школа создаёт культы. В этом нет ничего удивительного - просто трудно... Учителя работают вдохновенно, но, порой, напрасно, конструируя - каждый в одиночку - систему поклонения великим книгам и именам: Пушкин, Толстой, Достоевский... Наша задача - к чтению приохотить, приучить, помочь чтению состояться, свести ребёнка и книгу вместе. И в перспективе оставить их наедине, осторожно удалившись на цыпочках, чтобы не мешать. Мавр сделал своё дело…

Но современный мир, интересный и мобильный, не оставляет нам выбора. В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг.

Понятно, что читательская активность — это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности, что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать. Поэтому-то читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества.

Современный мир, уменьшившийся до размеров смартфона, напоминает порой небольшой гаджет, в котором есть буквально все, но все какое-то сухое, слишком практичное. На отчаянный призыв к чтению молодежь не реагирует, у нового поколения свои доводы: «Это занимает слишком много времени». Бороться с этим бессмысленно.

Оторвать современную молодежь от мониторов уже невозможно, поэтому книга и компьютер должны дополнять друг друга. Конкурировать книге со всем этим потоком сложно. Но ведь речь - это главная особенность человека.

А как сформировать эту самую речь? Конечно, развивая читательскую активность.

Современные старшеклассники подчас читают классику в кратком содержании не только потому, что ленятся, но и потому, что просто не понимают. Даже их повседневный словарный запас постоянно уменьшается, не говоря уже о культурном русском языке. Такими темпами нас скоро ждет настоящая речевая катастрофа - Эллочка Людоедочка станет эталоном грамотности.

Умение грамотно, красиво, эмоционально говорить во все времена высоко ценилось. К сожалению, не все выпускники средней школы овладевают этим даром. А ведь в умении правильно излагать мысли кроется отчасти и успех. Ещё Наполеон утверждал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

Вынуждены признать, в настоящее время неумение выразить собственные мысли стало обычным явлением. Кто, как не учитель словесности, должен постоянно работать над речью своих учеников? Где, как не на уроке, этим заниматься? Конечно, на уроке, но не только.

В своей работе я сделала обязательным проведение различных конкурсов публичных выступлений с элементами исследования. Эта работа длительная, требующая огромного внимания и усердия. Необходима и системность. Более шести лет ежегодно проводятся подобные мероприятия. Ребята, прежде чем представить материал, долго изучают тот или иной вопрос, знакомятся с различными источниками, собирают и систематизируют сведения. Работа эта кропотливая, требующая усердия и внимания.

Хорошим оратором не рождаются. Конечно, главное в этом процессе - завлечь ребят. Хотите компьютер? Берите. Без Интернета никуда? Разрешается использовать различные ресурсы. Но в основе - книга. Все крутится вокруг нее.

Итак, первый шаг сделан. Дана полная свобода, но управляемая свобода.

Что дальше? Вместе с детьми выбираем тему, над которой будем работать. Опять им дается полное право выбора. Но потихоньку направляю их в нужную сторону. Принцип «тихой» власти… Дети должны, работая над проектом, развиваться. Начинается творчество. Многое приходится поправлять. На середине пути дети порой устают, хотят бросить начатое, становятся неуверенными в себе. Вот тут важно их похвалить, иногда даже просто напоить чаем. Дать понять, что все получается.

Работа подходит к концу. И следующее препятствие - многие начинают бояться выступать перед публикой. Боишься - давай снимем ролик, не придется выступать перед публикой.

Обращу внимание, что работа над проектами чаще всего не связана непосредственно со школьной программой, ведь так, пожалуй, не разбудить умного, пытливого читателя в учениках. Стараюсь всколыхнуть их душу, открыть путь к творчеству. Классическая литература стала для моих учеников источником вдохновения.

Что же получается из такой совместной работы? Это различные мероприятия и конкурсы! «Информационно-познавательная программа «Дом Романовых и литература» для учащихся 9-х классов была направлена на изучение взаимосвязи династии Романовых с представителями русской и зарубежной литературы. В ходе исследовательской деятельности ученики много узнали из биографий поэтов и писателей, так или иначе связанных с представителями Дома Романовых.

Фестиваль «Мудрость народов» для 7-ых классов был посвящен культуре народов мира, их обычаям, а главное, пословицам. Было много творчества: музыки, песен, танцев и мудрых народных мыслей.

В последние годы в современной отечественной истории отмечалось несколько юбилейных дат, связанных с крупными войнами. Не остались в стороне и мы. Конкурс устных публичных выступлений с элементами исследовательских работ « Страницы, опаленные войной… » для обучающихся 8 – 11 классов позволил нашим читателям проникнуться этими страшными событиями, которые не оставили равнодушными ни писателей, ни самих участников. Ребята искренне высказывались, анализируя произведения о войне, и делились своими мыслями в рамках исследований.

История и произведения о нашем любимом городе, «Петра творенье», легли в основу информационно-музыкального проекта о Санкт-Петербурге. Группа учащихся выступила с рассказом о биографии и научно-публицистической деятельности почётного жителя Ленинграда – Д.С. Лихачёва. Прозвучало много информации о музыкальной жизни города в разные эпохи, включая петровскую.

В год 200-летия «героя нашего времени» - М.Ю. Лермонтова - мы также провели один из конкурсов устных публичных выступлений с элементами исследования. Участники подняли много интересных проблем, связанных с творчеством и жизнью автора, говорили и о его сложной, хоть и короткой судьбе, о талантах, в том числе и о художественном.

В Год кино мы посмотрели на произведения Ф.М. Достоевского сквозь призму художественных фильмов, исследовав непосредственно и творчество самого писателя, и талантливые экранизации его великого наследия. Один из участников, не очень любивший выступать публично, сам снял фильм по теме своего выступления и комментировал всё за кадром.

Год 75-летней годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады мы тоже ознаменовали хорошим мероприятием. Со слезами на глазах читались страницы «Блокадной книги». Исследовали ребята и работу авторов над её созданием. Даниилу Гранину тоже был 100-летний юбилей. Много материала пришлось прочитать и пересмотреть, работая над проектами о культурной – музыкальной и музейной – деятельности в блокадном городе и после войны по этой теме. Были интересны всем пришедшим в нашу литературную гостиную и воспоминания знаменитых людей о тяжёлых днях.

Но и этого мало. Выступая на различных конкурсах, дети выходят за рамки только изучения, они начинают создавать сами.

Из хороших читателей часто получаются неплохие писатели и поэты. В школе выпускается ежегодный поэтический альманах. Один из выпусков, например, был посвящен А.С. Пушкину и был напечатан ко Дню лицея.

Вместе со своими учениками ищем, создаем, творим. И не просто творим для себя, а, как вы поняли, стараемся показать свои успехи в творчестве другим.

Книга, хорошая книга, чтение, творчество, вдохновение ... Каждый волен воспринимать или не воспринимать эти понятия как единый ряд, существо вопроса от этого не изменится.

Литературное пространство человека неизбежно высвечено своими звёздами; этот звёздный рисунок изменчив. Но свет, излучаемый им, постоянен, если речь идёт о человеке и книге. Если речь идет о творчестве, вдохновении, литературе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Читательская грамотность, или дорога к чтению

Автор: Пронина Надежда Анатольевна

Дата: 10.06.2022

Номер свидетельства: 609396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_e_shim_vsem_vam_kryshka"
    ["file_id"] => string(6) "557977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1600633257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Мастер - класс по теме: "Социальное партнерство в инновационной деятельности школьной библиотеки" "
    ["seo_title"] => string(104) "mastier-klass-po-tiemie-sotsial-noie-partnierstvo-v-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-shkol-noi-bibliotieki"
    ["file_id"] => string(6) "119504"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413449545"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства