kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы обучения: знакомство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы, используемые для знакомства детей в группе,  обеспечивают решение ряда задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения: знакомство»

Активные методы обучения: знакомство.


АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность

ученика и строящееся на диалогах решение проблем.

(Демьяненко-Кононерский)



Активные методы, используемые для знакомства детей в группе, обеспечивают решение ряда задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося.


Активные методы имеют свои недостатки: не все дети могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на занятии или при проведении мероприятия создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; • применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном занятии, необходимо ответственно отнестись к выбору АМО, ориентируясь на возрастные и количественные характеристики обучающихся.


Метод «Интервью партнеров» 

Цель: обеспечить начало знакомства.

Двое учащихся впервые ведут разговор друг с другом. При представлении партнера на общем собрании они впервые выступят перед всей группой.

Группы: пары; общее собрание. Численность: до 24 человек.

Время: по 15 мин. каждой паре, по 2 мин. для одного выступления на общем собрании.
Проведение: Учащиеся разбиваются на пары, при этом они друг с другом не знакомы.

В ходе интервью (или беседы другого характера) они узнают друг от друга имя, фамилию, место жительства, профессию, интересы по теме семинара и прочие сведения, которые либо задаются преподавателем, либо устанавливаются самими учащимися по их усмотрению.

На общем собрании каждый учащийся кратко представляет своего партнера.
Примечания: Учащимся обычно нравится, что им не нужно сразу же ориентироваться в общем составе группы. В разговоре с партнером учащиеся приобретают уверенность. Контакт партнеров будет легко восстановить и продолжить впоследствии. Представление учащихся на общем собрании служит хорошим поводом для их первого выступления перед большой группой незнакомых лиц. Этот прием является "ледоколом", после проведения интервью учащимся легче выступать перед большой аудиторией и по содержательным вопросам курса. В группах сравнительно большой численности, представление может затянуться и стать утомительным. Рекомендуется, давая учащимся задание, ограничить объем их выступлений (представлений партнеров) тремя предложениями. При этом важна не полнота информации, суть, прежде всего в том, чтобы вызвать заинтересованность всех остальных и создать отправные пункты для дальнейшего общения.

Варианты: Участники объединяются по трое.

 Помимо или вместо общего знакомства можно предложить учащимся вести разговор по содержанию занятий (например: Что меня занимает больше всего? Что у нас общего? Есть ли у нас общие цели на этом семинаре?). Каждый участник выносит на общее обсуждение одно ключевое слово по этим вопросам.




Метод «Измерим друг друга»

Цель: Познакомиться друг с другом, узнать друг о друге, скоординировать действия в команде.

Численность: 10 – 25 человек. Время: 20 мин. 

Проведение: Модератор делит участников на несколько небольших групп. Затем объясняет правила: например, команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади.

Мини-группы выстраиваются в ряд по следующим критериям:

  • По количеству братьев и сестер у каждого

  • По количеству видимых пуговиц на одежде

  • По ширине улыбки

  • По размеру обуви

  • По длине волос

  • По длине большого пальца (от второго сустава до кончика пальца)

  • По росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх)

  • По наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками


Метод «Обмен местами»

Цель: участники знакомятся друг с другом и говорят друг другу что-нибудь приятное

Численность: без ограничений. Время: 10 мин. 

Проведение: Участники усаживаются в круг, модератор стоит в центре.

Модератор спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается.

Участник поднимается со своего места, идет на встречу модератору. При этом происходит приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван, мне нравится твоя улыбка». Модератор занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.


Метод «Мой цветок»

Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации

Группы: все участники

Численность: без ограничений. Время: 30 минут.

Проведение: Модератор раздает участникам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои увлечения, что я ценю в людях, что я не люблю. Вопросы могут быть разными – по усмотрению модератора.

Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до окончания семинара.

При необходимости в дополнение участники могут также поразмыслить над созданием своей визитной карточки. Это позволит акцентировать внимание на их профессиональной деятельности и интересах.


«Метод Галерея портретов»

Цель: Нарисовать портреты участников. Постараться отразить в рисунках черты характера. Этот метод хорошо использовать, если участники семинара уже знакомы друг с другом.

Группы: все участники

Численность: без ограничений. Время: 15-20 мин.

Проведение: Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они начинают перемещаться по кругу под музыку. При этом каждый участник дорисовывает по одной детали лица на портрете своего соседа. Таким образом, каждый  рисует портрет каждого. По окончанию работы все портреты вывешиваются на стену. Каждый участник комментирует свой портрет (какую черту характера он отражает, что нравится /не нравится).


Метод « Управление временем»

Цель: познакомиться, подойти к теме семинара

Количество участников: группа 5-10 человек. Продолжительность проведения : 30минут

Материалы: доска (флипчарт), фломастер (мел, маркер)

Проведение: Сначала все называют свои имена и кратко рассказывают о себе (по кругу). Затем ведущий пишет на доске «1час» и предлагает всем участникам высказаться, что каждый из их может успеть сделать за один час (попутно проясняется информация о работе и свободном времени участников). Основные идеи записываются на доске. Затем ведущий пишет «30 минут» и проводится та же процедура. Затем «15 минут» и «5 минут». Затем ведущий подводит итог о том, что даже за 5 минут можно успеть сделать массу полезных дел, и вместе с группой обсуждаются вопросы, наподобие, -  «куда уходит время?», «можно ли научиться управлять своим временем?» и д.р.


Метод «В гостях у сказки»

Цель: познакомить слушателей друг с другом, создать благоприятную атмосферу для сотрудничества

Количество участников: 13 человек. Продолжительность проведения : 30минут

Материалы: цветные карточки (желтые и голубые) для жеребьевки, карточки с названием сказок (сценарий и список персонажей)

Проведение: Ведущий предлагает инсценировать сказку. Дает каждой команде карточку с названием сказки («Теремок», «Репка»), сценарием и персонажами. Слушатели распределяют роли. По ходу сценария сказки участники групп выходят на сцену, представляются ( говорят свою реплику, добавляя свое имя в уменьшительно ласкательной форме и хобби). Например: Я Светланка, - мышка –рукодельница. Таким образом, в игровой форме слушатели курсов знакомятся и узнают интересы друг друга.

Примечание: Формирование мини групп происходит путем жеребьевки с помощью цветных карточек, т.к. количество участников в группах будет непропорционально.


Метод «Сравни себя с известным человеком»

Цель: познакомиться с участниками семинара, выявить их личностные качества

Количество участников: группа до 25 человек. Продолжительность проведения : на каждого по 2-3 минуты

Материалы: стулья по кругу, журнальный столик, на котором разложены портреты известных людей

Проведение: Модератор и участники садятся в круг из стульев. Каждый выбирает себе портрет одного из известных людей, с которым может себя сравнить  или если нет такого, то противопоставить, или же третий вариант, что они могут взять несколько портретов и выбрать те качества, которые у них есть из нескольких известных людей. Далее предлагается всем участникам выбрать портрет, с которым они будут продолжать работать. И по часовой стрелке (от модератора) начинают рассказ. Он может быть такого типа. Например, в руках портрет Петра Первого. Участник выбирает первый путь (сравнение): «Меня зовут Володя. Петр Первый был очень целеустремленным человеком, всегда добивающимся своей цели, не останавливающийся перед трудностями, любящим детей и я являюсь таким же как он». Если участник выбирает второй путь, то его монолог может протекать в другом русле: «Петр Первый, добиваясь своей цели не считался ни с чьим мнением, он мог запросто обидеть человека и пойти против всего народа. Эти его качества мне неприятны, и я бы никогда так не сделала». Если же участник бреет портреты Стаса Пьехи и Петра Первого, его монолог может звучать следующим образом: «Мне близко то, что Петр Первый был целеустремленным человеком, и от него я беру это, но от Стаса я хочу взять то, что он не идет по головам, добиваясь своей цели в жизни». Это очень эффективный метод знакомства, т.к. выбирая известную личность, с которой участник ассоциирует себя или противопоставляет себя, он, фактически, рассказывает о себе. И вся группа получает представление об участнике.




Метод «Мини-презентации»

Цель: научиться знакомиться друг с другом в непринужденной атмосфере, не стесняться

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения : 15-20 минут

Материалы: значки, на которых пишутся имена, фломастеры, листы разноцветной бумаги с булавочками для их прикалывания

Проведение: Ведущий предлагает взять всем по значку, на которых пишутся имена, а на листе цветной бумаги – одну фразу, которая характеризует его наилучшим образом (5 минут). Затем участники ходят по залу, разговаривают друг с другом, выясняют, что значит та ил иная фраза (15 минут). Каждый должен рассказать о 5 -7 участниках, что запомнил. В заключении ведущий подводит итоги – отмечает наиболее успешных участников, приводит примеры, как это можно было бы сделать удачнее.

Примечание: Если участников можно как-то сгруппировать, например, по профессии, по городу, из которого прибыли, то ведущий может сделать заключение – общий обзор участников.


Метод «Мой день»

Цель: знакомство и обращение внимание на то, какие действия и события занимают обычный день жизни каждого участника семинара

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения: 20-25 минут

Материалы: небольшой мячик (можно без него)

Проведение: Каждый участник называет свое имя и рассказывает, как обычно проходит его день. В рассказе важно не просто перечислить события, но и отметить с каким настроением, что делается (по 1 минуте). Далее мяч передается тому, кого более всего хочется услышать.

Примечание: Можно попросить перечислить события, которые вызывают больше эмоций, и описать их с обратным эмоциональным выражением. Например, событие «стояния на остановках», которое обычно воспринимается как негативное, можно описать так: «Конечно, я обожаю ждать троллейбус. Это едва ли не лучшая часть моего дня! Я имею возможность подышать свежим воздухом, полюбоваться сонными лицами стоящих рядом людей» и т.д.


Метод «Детектив» или «Шерлок Холмс», «Метод индукции»

Цель: познакомить участников, активизировать речемыслительную деятельность в группе, обеспечить положительный эмоциональный настрой в группе

Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность проведения: 20 минут

Материалы: бейджи, маркеры, цветная бумага, ножницы

Проведение: Проводится в 3 раунда.

Раунд 1. Ведущий выдает каждому по листу бумаги, на котором написаны части одного единого текста-клише (пословица, высказывание, афоризм). Например, «век живи» - 1, «век учись» - 2. Необходимо найти свою половинку. Участники при этом передвигаются по комнате и, всякий раз, называя свое имя, подходят к новому члену группы, находят владельца недостающей половинки своего текста.

Раунд 2. Взаимное интервью (лимит 4 вопроса + 1 дополнение).

Цель этого раунда в том, чтобы выяснить уникальные и одновременно ключевые характеристики своего партнера для дальнейшего представления в группе.

Вопросы для интервью самые разнообразные и даже неожиданные. Например, ваше жизненное кредо», «с каким цветом/символом/животным вы себя ассоциируете», «какие 3 вещи кроме «программных» вы бы взяли с собой в межпланетный полет» и т.д.

Одно дополнение, для облегчения понимания, участник дописывает «от себя». Например, «любит туфли на высоких каблуках» или «носит часы на правой руке». Дополнение пишется последним в списке.

Ответы партнеров записываются тезисно на цветной бумаге (цвет выбирает партнер – еще одна психологическая черта). БЕЗ УПОМИНАНИЯ ИМЕН.

Листки передаются ведущему.

Раунд 3. «Индукция». Все участники встают в круг. Ведущий зачитывает мини-опусы. Необходимо как можно быстрее угадать о ком идет речь. Угадавший «Детектив» сменяет ведущего и т.д. После представления всех участников группы, ведущий просит назвать имя своего соседа слева/справа и добавить, что запомнил об этом участнике. Группа помогает.


Метод «Можно я задам вопрос?»

Цель: узнать вкусы, мечты, интересы участников

Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность проведения: 15-20минут

Материалы: фломастеры, бумага

Проведение: Каждый получает лист бумаги и фломастер. Нужно изобразить себя как торговую марку, фирменный знак в виде девиза, символа и т.д. Затем каждый представляет себя. Другие могут задавать дополнительные вопросы.


Метод « Мы все такие разные»

Цель: получение информации о членах своей команды, определение типов темперамента, особенностей сформированной группы

Количество участников: группа 12-16 человек. Продолжительность проведения: 20-25 минут

Материалы: листы для записей и пишущие принадлежности для команды

Проведение: Наш мир такой большой и мы такие разные, но хотелось бы найти похожих на себя людей в любой точке нашего земного шара. Поэтому мы поделим группу на 4 части света: запад, восток, север, юг. В каждой части света живут очень интересные, но разные люди: на севере – эскимосы, на юге – африканцы, на западе – ковбои, на востоке – японцы.

Ведущий предлагает, исходя из своего типа характера, найти свою часть света, придумать себе имя, и познакомиться со своими коллегами, найти общие черты. Один из членов группы должен охарактеризовать свою группу перед остальными, можно изобразить ее какими-нибудь движениями. Ведущий может встать в подходящую ему часть света. В конце все встают в круг по частям света и передают рукопожатие из одной части света в другую.

Примечание: Можно для команд подобрать соответствующее музыкальное сопровождение.


Метод «Угадай незнакомого»

Цель: познакомиться, сформировать представление об участнике мероприятия

Количество участников: 15-20 человек. Продолжительность проведения: 20-30минут

Материалы: фломастеры, бейджи

Проведение: Участники разбиваются на группы по 3-5 человек по любому из принципов (любители времен года, растений, напитков и т.д.). В течении 1-2 минут каждый из участников излагает информацию о себе в мини-группе. Две минуты группа обсуждает, как представить того или иного участника.

Каждый из участников инкогнито представляется в аудитории. Например: « Этот человек чрезвычайно эрудирован в вопросах информационной безопасности, спортивному костюму предпочитает классический, а его имя начинается с той же буквы, что и цвет его умных глаз». Задача аудитории определить, о ком идет речь. Узнанному незнакомцу вручается бейдж и пишется имя.


Метод «Предварительное мы»

Цель: обеспечить начало знакомства, создать ощущение единства в группе

Количество участников: 10 человек. Продолжительность проведения : 15-20 минут

Проведение: 1.Группа рассаживается в круг. Ведущий объясняет условия.

Вспомните, пожалуйста, какой-либо предмет, который вам очень нравится или который первый пришел на ум. Назовите этот предмет, и пусть он представит вас – его хозяина. Все, что вы скажите, является импровизацией. Например: «Я маленькая, гибкая золотая цепочка. Мою хозяйку зовут Татьяна. Она меня очень любит, потому что я была подарена дорогим ей человеком. Моя хозяйка…и т.д.» Можно рассказать о роде занятий, профессии, увлечениях, семье…

Все по очереди выступают, добавляя в конце о каких-либо сходствах с выступавшими. Например: «Как и Иван, мой хозяин любит красный цвет».

2.После представления всех участников, каждый из них старается составить как можно больше фраз, в которых присутствуют слова «мы», «нам», «наш» и отражают общие черты всех в группе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активные методы обучения: знакомство

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Активные методы обучения"
    ["seo_title"] => string(26) "aktivnye_metody_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "598156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642515004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Мастер-класс по активным методам обучения в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(76) "mastier-klass-po-aktivnym-mietodam-obuchieniia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "154198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421134298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Активные методы обучения в рамках обновлённого содержания"
    ["seo_title"] => string(68) "aktivnyie_mietody_obuchieniia_v_ramkakh_obnovlionnogho_sodierzhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "433769"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1508654788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Сценарий мастер- класса «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»."
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_master_klassa_primenenie_aktivnykh_metodov_obucheniia_na_urokakh_v_nac"
    ["file_id"] => string(6) "632211"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684827494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Применение активных приемов обучения на уроках в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(76) "primienieniie-aktivnykh-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231747"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442603891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства