Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения. Задачи:
Узнать, что такое активные методы обучения;
Познакомиться с видами активных методов обучения;
Научиться применять активные методы обучения на разных этапах уроков.
Оборудование:компьютер, проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса (ручки и листы бумаги).
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»
Активные методы обучения
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой.
Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения. Задачи:
Узнать, что такое активные методы обучения;
Познакомиться с видами активных методов обучения;
Научиться применять активные методы обучения на разных этапах уроков.
Оборудование:компьютер, проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса (ручки и листы бумаги).
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать в коллективе.
Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие.
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока: организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
-Уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать с притчи, которая называется «Все в твоих руках».
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
-Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
Итак, предлагаю Вам разминку. Вам предстоит максимально быстро и не задумываясь дать ответы на следующие вопросы:
Метод «Разминка»
-Какое сейчас время года? А день недели?
-Какой звук воспроизводит кукушка?
-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
-Как называется рот у птицы?
- Царь зверей?
-Наименьшее трёхзначное число?
-Наибольшее двузначное число?
Молодцы. Вот вы и провели разминку и готовы сотрудничать. Пример активного метода начала образовательного мероприятия. Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами
«Здороваемся глазами»
Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели) Метод «Фруктовый сад» - Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. У вас на столах есть лимоны и яблоки: вам необходимо написать на яблоках ожидания, а на лимонах – опасения, от данного мастер- класса по теме активные методы обучения. ( По желанию можно заслушать несколько ответов). В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Позволит планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе..
В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Активный метод презентации учебного материала - Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах. - На ваших листах бумаги, найдите название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на 4 сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. Ответы педагогов Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. - Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) Сектор 2 – этапы урока. - На каких этапах урока можно применять активные методы обучения? Ответы педагогов Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Сектор 3 – виды активных методов обучения. Ответы педагогов. («Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка») Сектор - 4. Цели применения активных методов обучения. -Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого метода заключается в:
выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
конкретизировать фактами и мнениями.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке.
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Предлагаю составим кластер по теме «Басни И.А.Крылова» ( на листочках)
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
Стадия осмысления
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и так далее.
Например, на уроке "Окружающий мир". Тема:Вода
У учащегося получился приблизительно такой список:
Всему живому нужна чистая вода.
Защита воды от загрязнений.
Бережное отношение к воде, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?
Активные методы релаксации. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод "Четыре стихии» Поиграть
Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра
Помогает снять чувство усталости
Усиливает непроизвольное запоминание
Раскрывает способности детей, их индивидуальность
Предлагаю поиграть. Басня «Ворона и лисица» И.А.Крылов
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
«Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые,
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Фруктовый сад». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
Вывод:
У каждой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.
Отрицательная сторона:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Положительная сторона:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
учить учащихся самостоятельно добывать знания;
развивать интерес к предмету;
позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.
Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся.
Заключение
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.