Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Умный учится на кейсах»
ГПОУ «НОВОАЗОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВИЛА ФЕСЕНКО ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА, преподаватель математики
Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования. И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:
Во-первых , она должна позволять студентам самостоятельно организовывать процесс освоения материала
Во-вторых , она должна мотивировать обучающихся к различным видам деятельности
В-третьих , она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
В-пятых , она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач
И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе. Название технологии произошло от латинского слова casus – «запутанный, необычный случай"; а так же от английского case – «портфель, чемоданчик». Происхождение терминов отражает суть технологии обучения – это обучение действиям.
Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения.
Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни. Одновременно с развитием познавательной деятельности студентов в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решатьи ряд других задач, например:ттттттттттттттттттттттттттМотивировать обучающихся на работу в группе;Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите студентами своих позиций;рррррррррррррррррррррррррррррПроизводить оценку уровня знаний участников и их точек зрения по различным вопросам;ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррСтимулировать умственную работу студентов;Поддерживать энтузиазм обучающихся по поводу разных учебных тем;ддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддАнализировать выполнение рабочих заданий и упражнений;Проверять усвоенный студентами материал на практике;Формировать креативное отношение к изучаемому материалу и навыки дедукции.
В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назову три самых главных:
Практическая направленность
Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
Интерактивный формат.
Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
Конкретные навыки.
Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в аудиториях, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
ТРЕБОВАНИЯ К КЕЙСУ
Варианты организации работы с кейсом.
Работа учителя и студентов на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариантная.
.
Алгоритм работы с кейсом
I этап– знакомство с
ситуацией, её особенностями
III этап– предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
II этап– выделение основной проблемы. Ознакомление с вопросами к кейсу.
IV этап– применение того или иного решения
VI этап– рефлексия (обсуждение кейсов)
V этап– предложение одного
или нескольких вариантов
решения кейса.
Виды кейсов
Кейс- это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из 3частей: вспомогательная информация,(для анализа кейса); описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) что делает его более наглядным
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения учреждения).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотраискажение информации и ошибки).
Работа студентов с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требуетмноговремени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения
Метод разбора деловой корреспонденции «баскетметод»
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика— занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития
Ситуационно-ролевая игра
Цель- в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии
Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики .
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них
Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и обучающихся
Их использование в обучении конечно не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи занятия, характер материала, возможности студентов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Всегда надо помнить, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»
(А. Дистервег).
.
«Скажите мне – я забуду.Покажите мне- я могу запомнить.Позвольте мне сделать самомуи это станет моим навсегда!»
(П. П. Блонский )
Умный учится на чужих ошибках,а очень умный на кейсахНародная мудрость