Тип урока: открытие новых знаний (урок формирования новых знаний и умений. )
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по теме« Вода и ее свойства».
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обобщить знания детей о воде.
- Метапредметные:
регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль ,самооценка;
познавательные: постановка и формулирование проблемы способности к самооценке с помощью учителя, выдвижение гипотез, логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса развитие
коммуникативные: умение взоимодействовать в паре, в группе;
личностные: -формирование мотивации к обучению;
- формирование способности к самооценке.
Методы обучения: словесный, поисково – исследовательский, практический; метод , интегрированный в кейс - метод.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
У детей: бумажные листочки, смайлы, карточки для самостоятельной работы.
Ход занятия.
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
1.Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент
Включение в деловой ритм.
Подготовка класса к работе.
Вот звенит для нас звонок- начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Что мы посоветуем друг другу в начале урока. Какое у вас настроение? Покажите настроения смайлами.
- Ребята , какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (найти того, кому не нужна вода) Узнала о том, как вы интересно учитесь и хотела узнать каким способом вы будете изучать новую тему. ( Прикрепляет рисунок капельки)
Капелька напутствует: в путь к новым знаниям, друзья!
Капелька: я пришла к вам в гости не с пустыми руками,
Личностные: самоопределение;
регулятивные: Целепологание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Цель: актуализация изученных способов действий
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки
отгадайте загадку:
Я и туча , и туман,
И ручей , и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Правильно, это вода. (Сл.№1)
Опрос учащихся по домашнему заданию: пополни схему.
Кому нужна вода?
Зачем нужна вода животным? Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Вы согласны с ответом.
Вода – сок жизни. Так сказал Леонардо да Винчи.(Сл.№2) Вода одно из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека . ( Показ на глобусе) Примерно 70 % Земли покрыто водой. Но только1 % из этой воды годен для питья.
-Как вы думаете: а в нашей деревне много пресной воды?
-Много. У нас много родников и мы пьем родниковую воду.
Правильно ,ребята, нам очень повезло, что мы живем в таком прекрасном уголке нашей республики. Родники -наша гордость. Они вечно служат людям. Ведь не зря в народе говорят: умный человек, как родник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вода и её свойства »
2 КЛАСС . ТЕМА: « Вода и ее свойства».
Тип урока: открытие новых знаний (урок формирования новых знаний и умений. )
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по теме« Вода и ее свойства».
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обобщить знания детей о воде.
- Метапредметные:
регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль ,самооценка;
познавательные: постановка и формулирование проблемы способности к самооценке с помощью учителя, выдвижение гипотез, логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса развитие
коммуникативные: умение взоимодействовать в паре, в группе;
личностные: -формирование мотивации к обучению;
- формирование способности к самооценке.
Методы обучения: словесный, поисково – исследовательский, практический; метод , интегрированный в кейс - метод.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
У детей: бумажные листочки, смайлы, карточки для самостоятельной работы.
Ход занятия.
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
1.Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент
Включение в деловой ритм.
Подготовка класса к работе.
Вот звенит для нас звонок- начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Что мы посоветуем друг другу в начале урока. Какое у вас настроение? Покажите настроения смайлами.
- Ребята , какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (найти того, кому не нужна вода) Узнала о том, как вы интересно учитесь и хотела узнать каким способом вы будете изучать новую тему. ( Прикрепляет рисунок капельки)
Капелька напутствует: в путь к новым знаниям, друзья!
Капелька: я пришла к вам в гости не с пустыми руками,
Личностные: самоопределение;
регулятивные: Целепологание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Цель: актуализация изученных способов действий
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки
отгадайте загадку:
Я и туча , и туман,
И ручей , и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Правильно, это вода. (Сл.№1)
Опрос учащихся по домашнему заданию: пополни схему.
Кому нужна вода?
Зачем нужна вода животным? Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Вы согласны с ответом.
Вода – сок жизни. Так сказал Леонардо да Винчи.(Сл.№2) Вода одно из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека . ( Показ на глобусе) Примерно 70 % Земли покрыто водой. Но только1 % из этой воды годен для питья.
-Как вы думаете: а в нашей деревне много пресной воды?
-Много. У нас много родников и мы пьем родниковую воду.
Правильно ,ребята, нам очень повезло, что мы живем в таком прекрасном уголке нашей республики. Родники -наша гордость. Они вечно служат людям. Ведь не зря в народе говорят: умный человек, как родник.
Работа с синквейном: (ожидаемые ответы)
Вода
Чистая ,необходимая
Оживает, питает, лечит, вдохновляет
Берегите воду
Жизнь
Или вода
чистая, родниковая
журчит,течет, пьют
источник жизни
жидкость
Обратите внимание на третью строку. Эти слова показывают что?
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками. Познавательные:
логические- анализ объектов с
целью выделения признаков
3.Постановка
учебной за-
дачи.
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока
Определяют свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Ребята, вы хотите узнать побольше о воде?
А вам это надо? А вы можете справиться с трудностями? Не испугаетесь?
Кто-нибудь может догадаться, какая у нас тема? Посмотрите на приборы на столе и угадайте: какое открытие у нас сегодня произойдет.
Ожидаемые ответы:
-Будем исследовать воду
- Будем делать опыты…
А для чего мы делаем опыты?
- Узнать свойства воды.
-Правильно , мы будем исследовать воду. Назовите тему.
( ожидаемый ответ: вода и ее свойства)
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Проектирование деятельности учащихся
Строят план достижения цели, выбирают способ, определяют средства(обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений)
А как мы будем решать эту проблему? Как же мы будем действовать? (Фронтальная работа)
Учащиеся составляют план исследования. (Ожидаемые ответы).
- Мы уже составили план ,когда изучили свойства воздуха. Давайте, сделаем такую же таблицу. ..
Капелька принесла нам эталон к решению проблемы.
Что относится к свойствам воды?
-Благодарю за старания.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации
5.Реализация построенного проекта. Цель: реализовать поостренный проект в соответствии с планом. Фиксация преодоления затруднения
Организация усвоения детьми нового способа действии при решении данного задания.
Делают опыты в группах и записывают
Таблица- на доске.
Свойства воды
да
нет
Растворимость:
Поваренная соль
Сахарный песок
Речной песок
Есть ли вкус
Есть ли запах
Форма
прозрачность
цвет
текучесть
Может быть невидимкой
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция; по-
знавательные:
общеучебные –
умение структу-
рировать знания,
выбор наиболее
эффективных спо-
собов решения
задания, умение
осознанно и про-
извольно строить
речевое высказы-
вание, рефлексия
способов и усло-
вий действия;
коммуникатив-
ные: управление
поведением
партнёра – кон-
троль, коррекция,
оценка действий
партнёра.
Распределение задач по группам
1.Обсуждаем, как проверить растворяемость. ( Каждая группа высказывает свое мнение, доказывают свои высказывания). Анализируем предложения и под руководством учителя проводим опыт. В один стакан положи немного соли, в другой- сахарный песок, в третий- речной песок. Помешаем, наблюдаем. Соли и сахарного песка не видно. Куда они исчезли? Делаем вывод : вода- растворитель. Она растворяет некоторые вещества. Сравниваем свой ответ с ответом учебника. Заполняем таблицу. (Вывод прикрепляется на доске.)
2. Обсуждаем, как проверить вкус. Второй опыт делает тот, кто самый смелый. (На столе 6 стаканов закрытые салфетками с кипяченной водой, по 3 на каждую команду.
-Попробуйте на вкус воду в первом и втором, в третьем (чистая вода) стаканах. (Выходят из двух групп по одному человеку и каждый попробует вкус)
Посовещайтесь .
Делаем вывод: вода не имеет вкуса
-Сравнивайте свой ответ с ответом учебника и заполните таблицу. (Вывод прикрепляется на доске.)
( Физкульминутка под музыкой)
Игра «Море волнуется»
3. Обсуждаем, как проверить ЗАПАХ ВОДЫ.
Каждая группа высказывает свое мнение.
-Учитель: у меня сосуд. Как мне проверить запах? Слайд.№ 3
- Никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нем содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.
Сравнивайте свой ответ с ответом учебника и заполните таблицу. Вывод: чистая вода не имеет запаха. (Вывод прикрепляется на доске.)
4. Обсуждаем, как проверить форму воды.
Свои высказывания сравнить с ответом в учебнике,стр.55, заполните таблицу. Вывод: вода принимает форму сосуда. Слайд №4
5. Обсуждаем, как проверить прозрачность воды.
На столе 2 стакана: один с водой, а другой с молоком ( высказывают свои мнения). В каждый стакан опускается чайная ложка. Вывод : вода прозрачна. (Вывод прикрепляется на доске.)
6. Обсуждаем: какого цвета вода.
После прослушивания доказать ,что вода бесцветна.
Вывод. Вода - бесцветна. Заполняйте таблицу. (Вывод прикрепляется на доске.)
7. Обсуждаем, как проверить текучесть. Докажи , что твой ответ правильный. (Ожидаемые ответы: переливаем воду в другой стакан, наливаем воду на пластинку.) Вывод: вода обладает свойством текучести. Слайд №5
8.Вода может быть невидимкой? Да или нет. Ответы
обосновать . (ожидаемые ответы: мы вытираем доску и она быстро высыхает. Вода испарилась. Она в воздухе…) Вывод: вода может быть невидимкой.
Обратите внимание на отрывок мультфильма «Сестренка Алёнушка и братец Иванушка». О каком свойством воды идет речь.
6.Первичное закрепление.
Цель. Реализовать построенный проект в соответствии с планом
Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Решают типовые задания с
проговариванием
вслух
Прочитайте еще раз полученный алгоритм .
Вода растворитель.
Вода не имеет вкуса
Чистая вода не имеет запаха.
Вода бесцветна
Вода прозрачна.
Вода обладает свойством текучести.
Вода может быть невидимкой.
Физкултьминутка. Шум волны. Делают движения волны,
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель.
- проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях
Организует рефлексию усвоения нового способа самостоятельной работы. Организует самооценку. Организация рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях .Уметь строить последовательность действий Уметь выполнять самостоятельную работу. Способность к самооценке на основе критерия успешности
Проговаривают название вида деятельности. Самостоятельно выполняют работу в тетради. Выполняют самопроверку по таблице. Называют с помощью учителя место затруднения, причину, исправляют ошибку, выполняет самооценку по алгоритму. Если у вас остались вопросы вставьте вопросительный знак(?) Задания по уч. с.59 .
Вопрос
ответ
Каким свойствами воды люди пользуются, когда умываются?
Когда говорят, вода пахнет бензином, о каком бедствий идет речь?
Почему Иванушка стал козленком?
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение.
8.Включение в систему знаний и повторение.
Цель.: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Контролирующие задание
Организовать фронтальную работу.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его
Ребята, я хочу вернуться к начале урока. Объясните, пожалуйста, почему вода говорит :
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Ожидаемые ответы:
а) говорит о состоянии воды.
б) Капелька говорит о свойствах воды.
- Где вы можете использовать полученные знания? (Ожидаемые ответы: мы моемся, пьем по утрам сладкий чай…)
Блиц- опрос Слайд №6
Ответить на вопросы словами «да» и «нет»
Верны ли высказывания:
Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке.
Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям.
Дождь – это потоки воды из облаков и туч.
Нет необходимости очистки воды от различных загрязнений
Бережное отношение к воде- охрана природы
Пар- это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры?
Регулятивные:
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подводит итог к уроку. Ознакомит с домашнем заданием , тема которая является продолжением урока.
Оценить собственную деятельность на уроке. Обсудить и записать домашнее задание
Капелька: у меня для вас игра. Вместо точек вставь те слова.
Не умыться, не напиться …(хором: без воды).
Листику не распуститься … (без воды.)
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна …(вода)
-Какую цель вы поставили на уроке? ( Знать о воде и ее свойствах)
-Вы достигли цели? Докажите.
- Какой способ решения придумали?
-Что понравилось?
- Что было трудно?
- Над чем еще надо работать?
- Скажите, какие качества вам помогали? А какие мешали при работе в паре?
- О чем будет домашнее задание ? (дифференцированное) Слайд.№7
1 вариант: составить план, как экономить воду – успевающему ученику.
2 вариант: как очистить воду - успевающему ученику
3 вариант: найти поговорки о воде.
Если вы считаете, что урок удался и вы справились с поставленной проблемой, поднимите смайлы с хорошим настроением, а если вы так не считаете , поднимите смайл с грустным лицом.
Капелька: Можно я еще приду к вам на следующий урок? До свидания, дети.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование Регулятивные: оценка
Использованный материал для урока
www.standart.edu.ru - Федеральные государственные образовательные стандарты