Выступление на педсовете 21.03.18 г.
1 слайд.
Тема: «Тесты как средства выявления качества усвоения.
Техника построения тестов различного уровня»
На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. В условиях модернизации школы проблемы научного обоснования, разработки содержания и методов обучения, а также педагогической диагностики результатов учебной деятельности весьма актуальны с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к подготовке учащихся, во многом определяются условиями обучения в школе и характеризуются двумя условиями: уровнями усвоения теории, к которым могут стремиться и достичь обучающиеся, и, определяемым стандартом образования.
2 слайд.
На современном этапе одной из эффективных форм проверки качества усвоения изучаемого материала являются тестовые задания. Тестовые задания – это современная, международно-признанная форма контроля знаний. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.
Актуальность темы:
в том, что предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.
3 слайд.
Цели и задачи:
-проверить знания теоретических положений по теме на репродуктивном уровне;
-определить навыки и умения применять теории при выполнении простых, привычных для учеников заданий;
-выявить возможность учащихся включать новые задания и умения в систему старых, привычных понятий;
-выявить способность тестируемых использовать знания в нестандартных ситуациях.
4 слайд.
План.
Понятие теста и тестовых заданий.
Классификация тестов.
Формы тестирования.
Достоинства и недостатки тестов.
Методика составления тестов.
Проведение тестирования с помощью компьютера.
5 слайд.
В Психологическом словаре тест определяется как «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах меж индивидуальных различий»
6 слайд.
В словаре под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского даётся следующее определение:
«тест (от англ. test – проверка) – система знаний, позволяющая измерить уровень определённого психического качества (свойства) личности.
7 слайд.
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г.
Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, испытание».
Тест - это вид проверочных работ, подразумевающих выбор учащимися заранее оговорённых ответов или подразумевающих конкретный ответ в рамках отведённого времени.
8 слайд.
Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами:
- строгость;
- объективность;
- технологичность;
- применимость ко всем группам испытуемых;
- интегрируемость;
- междисциплинарность;
- стимулирование мотивации и др.
9 слайд.
Функции тестов:
- Контролирующая;
- Обучающая;
- Развивающая;
- Воспитывающая;
- Диагностическая;
- Прогностическая.
10 слайд
Место тестов на уроке:
- Изучение нового материала
- Итоговый контроль
- Закрепление или проверка текущего материала
- Тесты поискового и проблемного характера
- Тесты по крупным блокам
- Тесты -”минутки”
11 слайд.
Виды работы
- Фронтальная;
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Работа в классе;
- Домашняя работа.
12 слайд.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Преимущества:
- если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;
- в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;
- при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;
- построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
- результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;
- тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.
13 слайд.
Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий имеет определенные
недостатки:
Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную погрешность, диапазон применимости.
"Натаскивание на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера.
Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего анализа.
Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения. Тест состоит из тестовых заданий.
Тестовое задание – учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сконструировать такой вариант.
Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности для эффективной оценки подготовленности обучаемых, их знаний, умений и навыков.
Педагогическое тестирование – это подготовка качественных тестов, проведение тестирования и анализ уровня подготовки тестируемых.
Личностные особенности - отрицательные стороны тестов.
Тесты не учитывают личностные особенности учащихся - холерик и флегматик заранее стоят на неравных ”стартовых позициях”; потеря индивидуального подхода происходит потому, что тесты ориентированы на стандартное применение готовых знаний и поэтому тестируемые утрачивают возможность проявить свою индивидуальность нестандартного человека.
”Качественный комфортизм” - приспосабливаемость тестируемого, отсутствие личной, индивидуальной точки зрения.
Отсутствие доверительной обстановки во время проведения теста: тест никогда не заменит живую беседу Учителя с Учеником.
”Техническая” сложность в размножении материала, низкий уровень компьютеризации наших школ.
14 слайд.
По форме проведения тесты могут:
Закрытые тестовые задания, Альтернативы Двойной альтернативы Градуации Сочетаемости или цепочки Кумуляции (накопляемости).
- Закрытые тестовые задания - это задания 1 и 2 уровня (короткие и средние). Наименее удачными считаю задания с двумя возможными вариантами ответа, велика вероятность отгадывания. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты. Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.
Сначала формулируется вопрос, на который ученик должен знать ответ, затем записывается точный и немногословный ответ и, наконец, из ответа исключается ключевое слово (формула, знак, символ, буква и т.п.); правильный ответ и 1 из 4 правдоподобных.
Открытые тестовые задания.
В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ.
Необходимо так сформулировать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложения. В противном случае трудно будет понять смысл задания. Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для учащегося: «ДОПОЛНИТЬ». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным.
Задания на соответствие.
Тестовые задания на соответствие - это задания первого, иногда второго уровня усвоения. Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множества. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для обучающегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению. Методика составления тестовых заданий на соответствие. Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого - заглавными буквами. Для комфортного психологического восприятия задания, обдумывания ответа имеет значение и шрифт, которым набрано задание. Подзаголовки над столбцами набираются заглавными буквами.
Задания на установление правильной последовательности.
Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня. Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности. Обучающемуся дается инструкция «УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимости можно сделать подзаголовок (заглавными буквами), который поможет ученику сориентироваться, о чем идет речь. При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираются маленькими буквами. Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное - не более 12. Задание считается выполненным правильно, если совершен правильный порядок в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно.
15 слайд.
При всем многообразие тестовых заданий можно выделить всего четыре основные группы тестов:
- задания на выбор правильного ответа;
- приведение в соответствие или классификацию объектов;
- расположение объектов в определённом порядке;
- «открытые» тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова.
16 слайд.
Преимущества компьютерного тестирования:
1. Результат оценивается мгновенно, автоматически фиксируется, сохраняется на длительное время.
2. Нет необходимости синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых.
3. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом.
4. Легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.
5. Количество вариантов теста ограниченно лишь размером банка тестовых заданий.
6. Возможность формирования тестов, адаптивных к уровню знаний испытуемых.
7. Отсутствует необходимость в бумажных носителях и местах ответа, экономия средств и обеспечение секретности.
8. Использование мультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества обеспечивает правильное и быстрое восприятие содержания задания, а с психологической точки зрения снимает напряжение с тестируемого.
9. Повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надёжности оценивания.
10. Каждый конкретный тест уникален и не был ранее публикован, что повышает его надёжность.
17 слайд.
Алгоритм составления тестов.
1. Соответствие заданной теме.
2. Грамотная формулировка вопросов;
3. Количество примененных терминов.
4. Корректность при формулировке заданий
5. Тестовые задания разно уровневые;
6. Работа представлена на контроль в срок.
18 слайд.
Алгоритм решения теста.
19 слайд.
Формирование оценочной шкалы тестового контроля.
Количественный подход - основным критерием выставления той или иной оценки является определённое количество правильных ответов.
Качественный подход - каждый вопрос имеет свой ”вес”, то есть каждый правильный ответ оценивается определённым количеством баллов.
Штрафной подход - подразумевает ”наказание” учащихся за неправильные ответы ”штрафными баллами”
20 слайд.
Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий:
1. Прежде чем составлять тест, изучите предложенный материал, используя учебные пособия и нормативно-справочную литературу.
2. Выбрать форму тестового задания.
Выделяется два типа тестов:
1) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
2) Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.
3. Вопросы теста должны быть четкими, понятными для выполнения.
4. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:
-основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
-каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
-избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных.
-располагать тесты по возрастанию трудности;
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
-задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
-ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
-ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
5. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
6. Тестовые задания должны быть разно уровневыми по степени сложности:
Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
7. Оформить тест: составить тестовые задания, инструкцию – сколько правильных ответов предусматривает вопрос и т.п., ключ (правильные ответы) к выполнению теста.
21 слайд.
Заключение.
Сочетание различных видов тестовых заданий, безусловно, обогатит тест и сделает его более интересным для учащихся, будет способствовать их всестороннему развитию, помогать освоению материала и развивать познавательный интерес учащихся в изучении предмета.
22 слайд.
Можно использовать разнообразные формы и методы проверки знаний и умений. Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого учителя.
23 слайд.
Список использованной литературы :
1. Баринова И.И., Ром В.Я., География России. 8-9 кл.: - метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 352 с. – (В помощь школьному учителю).
3. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Сиротин В.И. География России. Природа. Население. 8 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
5. Энциклопедия для детей: т.3 (География). – М.: Аванта +, 1994.
6. Энциклопедия для детей: т.4 (Геология). – М.: Аванта +, 1994.
24 слайд.
Спасибо за внимание!