Просмотр содержимого документа
«Система оценки планируемых результатов при реализации математической концепции обучения»
Система оценки достижений планируемых результатов при реализации математической концепции обучения
Учитель математики МБОУ СОШ №72
Силина Н.А.
7 мая 2012 г.Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Этим Указом российскому Правительству было поручено обеспечить реализацию ряда важнейших мероприятий в области образования, включая разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования.
Концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
В апреле 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от3 апреля 2014 г. № 265).
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Цель:
вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Основные параграфы
«Значение математики в современном мире и в России»,
«Проблемы развития математического образования»,
«Цели и задачи концепции»,
«Основные направления реализации концепции»
«Реализация».
Три проблемы развития математического образования
низкая мотивация школьников и студентов.
содержание математического образования , которое остается формальным и оторванным от жизни.
кадровая проблема , поскольку в России не хватает учителей и преподавателей вузов, которые могли бы качественно преподавать математику.
Наиболее обсуждаемые моменты
1. «Необходимо обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося , формировать у участников образовательного процесса установку «нет не способных к математике детей» , дав учителю инструменты диагностики и преодоления индивидуальных трудностей», — говорится в документе.
2. Также в концепции говорится о разработке новой системы оценки труда ученых и преподавателей математики и необходимости поддержки лидеров математического образования.
Наиболее обсуждаемые моменты
3 . Пожалуй, самым важным моментом, касающимся реализации концепции, станет введение трех уровней математического образования: первый уровень — для успешной жизни в современном обществе, второй уровень — для профессионального использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности, третий уровень — для дальнейшей подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивационные задачи должны затрагивать интересы ребенка или его окружения, быть ему интересны. Как правило, это занимательные или проблемные задачи практико-ориентированного характера.
Примеры задач учебников 5 класса «Математика»
№ 43. Русские изобретатели отец и сын Черепановы построили первый паровоз в 1834 году. Он проезжал 1км за 4 мин. Какое расстояние проезжал этот паровоз за 1 минуту? Вырази его скорость в километрах в час. Во сколько раз паровоз Черепановых шел медленнее современных поездов, средняя скорость которых составляет примерно 90 км/ч?
Оплата коммунальных услуг. 5-6 класс.
Можно предложить учащимся самостоятельно выяснить тарифы на указанные коммунальные и иные услуги в нашем регионе и выполнить расчеты для своего дома.
Уровни освоения учебных достижений учащихся:
-базовый уровень достижений – «удовлетворительно» (или отметка «3»).
- повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
- пониженный уровень достижений , оценка неудовлетворительно» (отметка «2»);
- низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Примеры заданий, конкретизирующих планируемые результаты обучения, определяющие разные уровни сформированности умений
Натуральные числа. Дроби.
1)Планируемый результат: понимать особенности десятичной системы счисления.
Задание 1(базовый уровень)
Запишите число двенадцать миллионов триста пятьдесят тысяч шестьдесят четыре.
Задание 2(повышенный уровень)
Используя все цифры от 0 до 9 по одному разу, запишите наибольшее и наименьшее из возможных чисел.
Контрольно-оценочная деятельность
Формами данной деятельности являются - стартовая диагностика;- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;- тестово-диагностические работы (при изучении темы два раза: «на входе» и на «выходе»);- итоговое оценивание. Итоговое оценивание должно включать разные виды оценивания: это оценки за стандартизированные итоговые работы плюс накопленные оценки, а также успехи во внеурочной деятельности (конкурсы, олимпиады). Критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание обеспечивает участие ученика в процессе оценивания.
Я активно включаю учеников в контрольно-оценочную деятельность (самооценка и взаимооценка).
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса.
Создание ситуации критической самооценки
1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который ее решает.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.
Создание ситуации критической самооценки
3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.
4. Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.
Создание ситуации критической самооценки
5. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. В этих задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным.
6. Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели.
Успешность освоения учебной программы обучающихся 5 – 9 классов оценивается по пятибалльной шкале. Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы
Уровень достижений
90-100%
Отметка в балльной шкале
66-89%
высокий
повышенный
50-65%
«5»
меньше 50%
средний(базовый)
«4»
ниже среднего (риск)
«3»
«2»
В основе данного оценивания лежат следующие показатели:-правильность выполнения-объем выполненного задания
«5»
Тематическая работа
без ошибок (1-2 недочёта).
Итоговая работа
«4»
Устный счет
1 ошибка и 1 – 2 недочёта
«3»
2-3 ошибки и 2-3 недочёта
«2»
2 ошибки и 1 – 2 недочёта, при этом ход решения задачи должен быть верным.
4 и более ошибки
1 ошибка.
2 – 3 ошибки и 3 – 4 недочёта
2-3 ошибки.
4 ошибки
более 4 ошибок.
Вывод:
Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося .