Семинар "Концепции и подходы Международного исследования PISA"
Семинар "Концепции и подходы Международного исследования PISA"
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Цель:
Оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Тест PISA – это тест, выявляющий жизненность образовательных результатов по отношению к запросам времени и ожиданиям заказчиков.
Особый интерес на этапе окончания обязательного образования представляют уже не приобретенные знания и умения, а то, насколько они могут быть применены и полезны учащимся в будущем, насколько обучение в школе подготовило их к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации и шире – к успешной адаптации в современном обществе.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
Грамотность чтения - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Оценка системы образования.
Общая оценка результатов обучения. Дается ответ на вопрос: «Что могут учащиеся?»;
Доступность качественного образования. Измеряется уровнем влияния социально-экономического положения учащихся и школы на результаты обучения;
Жесткость стандартов. По разбросу результатов в стране устанавливается единообразие условий обучения и требований ко всем школам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар "Концепции и подходы Международного исследования PISA" »
Концепция и подходы исследованияPISA
ИсследованиеPISA(с 2000 по 2003 годы):
Математика – нет изменений
Чтение – статистически значимое снижение результатов
Естествознание – статистически значимое улучшение результатов
Современные подходы педагогических измерений
Тест достижения ( оглянуться назад и установить каким набором знаний и умений обладает учащийся );
Тест способностей ( заглянуть вперед и оценить способность учащихся применять полученные знания на практике );
Что такое компетентность?
Компетентность – способность решать задачи.
Тип задач, которые должны уметь решать выпускники, задается представлением о тех ситуациях, в которых может оказаться выпускник, т.е. реальной жизнью в современных условиях.
Идеология исследования
По замыслу идеологов исследования, тест PISA – это тест, выявляющий жизненность образовательных результатов по отношению к запросам времени и ожиданиям заказчиков.
Особый интерес на этапе окончания обязательного образования представляют уже не приобретенные знания и умения, а то, насколько они могут быть применены и полезны учащимся в будущем, насколько обучение в школе подготовило их к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации и шире – к успешной адаптации в современном обществе.
Основная цель исследованияPISA
Основная цель исследованияPISA Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы вполне успешно функционировать в современном обществе?
15 летние обучающиеся
Этот выбор объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и, как следствие, программы обучения во многих странах имеют много общего.
Страны-участницы
Албания, Аргентина, Австралия, Австрия, Азербайджан , Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, Китай, Китайский Тайбэй, Колумбия, Хорватия, Чешская республика, Дания, Доминиканская Республика, Дубай, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индонезия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Кыргызстан , Латвия, Литва, Люксембург, Макао, Мексика, Черногория, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Португалия, Катар, Корея, Молдова , Румыния, Российская Федерация , Шотландия, Сербия, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Великобритания, США, Уругвай, Турция
Всего 41 страна в 2003 году, 57 стран в 2006 году,
68 стран в 2009 году
В созда ваемой в настоящее время систем е мониторинга качества общего образования в мире участвуют более 50 стран.
Страны мира объединяются в проведении сравнительных исследований, которые позволяют не только получить информацию об образовательных достижениях учащихся своих стран, но и сравнить эти показатели по странам, объяснить полученные результаты и выявить факторы, влияющие на результаты обучения. Во многих странах мира международные сравнительные исследования являются основной частью национальной системы оценки качества образования и их результаты используются при проведении реформ в области образования.
О рганизатор ами исследования TIMSS является Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) и исследования PISA - Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) .
Страны, участвовавшие в этих исследованиях в 2003 году, перечислены на слайде. Следует отметить, что 19 стран (подчеркнуты на слайде) участвуют в обоих исследованиях.
В исследовании PISA участвуют 30 стран О ECD , среди которых большинство европейских стран.
Оценка системы образования
Общая оценка результатов обучения. Дается ответ на вопрос: «Что могут учащиеся?»;
Доступность качественного образования. Измеряется уровнем влияния социально-экономического положения учащихся и школы на результаты обучения;
Жесткость стандартов. По разбросу результатов в стране устанавливается единообразие условий обучения и требований ко всем школам;
Решение проблем
Уровни компетентности
3
Учащиеся умеют размышлять, принимать решение и «сообщать» его в соответствующей форме
2
Учащиеся умеют рассуждать и принимать решение
1
Учащиеся умеют решать «базовые» проблемы
Анализ данных
на национальном уровне
Анализ данныхна национальном уровне
Анализ данных на национальном уровне
Страна получает:
Страна получает:
международную базу данных исследования; альманахи со статистической информацией по заданиям и вопросам анкет; международный отчет
международную базу данных исследования;
альманахи со статистической информацией по заданиям и вопросам анкет;
международный отчет
Подготовка национального отчета
Международная пресс-конференция, на которой будут «открыты» результаты исследования PISA
Международная пресс-конференция, на которой будут «открыты» результаты исследования PISA
Шкала образовательных достижений
Задания с относительно высокой трудностью
ЗаданиеVI
УчащийсяAс относительно высоким уровнем достижений
ЗаданиеV
Задания со средней трудностью
ЗаданиеIV
УчащийсяВ со средним уровнем достижений
ЗаданиеIII
Задания с низкой трудностью
ЗаданиеII
УчащийсяС с низким уровнем достижений
ЗаданиеI
Различие между уровнями определяется:
Объемом и глубиной освоения знаний и умений
Контекстом решаемой проблемы
Уровнем умений в области проведения научных исследований
Сложностью используемых в задании рисунков, диаграмм, графиков и таблиц
Полнотой ответов
Как это проверить?
PolicyMaker
Обеспечение качества
Все, кто использует данные, полученные в исследовании, должны быть уверены, что данные отражают реальную ситуацию в системе образования.
Процедура обеспечения качества реализует данное требование.
Как они были получены?
Как это делается?
Процедуры сбора данных
PolicyMaker
Очень интересно!
Полученные в исследовании данные
PolicyMaker
В пробном тестировании приняли участие 69 учащихся СШ № 4
(9А, 9Б, 9В, 9Г классы)
Тестирование включало в себя
26 заданий (58 вопросов)
Естественнонаучная грамотность – 24 вопроса,
Математическая грамотность – 16 вопросов,
Грамотность чтения – 18 вопросов
Анализ тестированияучащихсяв рамкахPISA
Класс
Количество выполненных заданий (среднее)
9А
ЕНГ (%)
53
9Б
МГ (%)
20
71
9В
9Г
41
51
45
ГЧ (%)
23
38
51
65
41
35
74
53
71
86
Мониторинг исследования учащихся в естественнонаучной грамотности
Мониторинг исследования учащихся в математической грамотности
Мониторинг исследования учащихся в грамотности чтения