Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению
Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению
Концертмейстер в классе – это помощник, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. Концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению»
ГККП Детская Музыкальная Школа №7
им. Курмангазы
Методическое сообщение на тему:
«РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА
К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»
Подготовила:Стрельцова А.В.
Дата:02.04.2020г
Г.Алматы 2020г.
Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных инструментах в детской школе искусств уникальна. Деятельность этого музыканта и педагога учитывает возрастные особенности детского исполнения и поэтому связана с дополнительными сложностями и особой ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить музыкальность и общую культуру.
В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. Как правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в произведениях, написанных для солирующего инструмента сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению.
Концертмейстерское исполнительство является совершенно особенным видом практической деятельности музыканта. Ошибочно считать, что оно играет лишь подсобную, служебную роль гармонической и ритмической поддержки партнера. Напротив, концертмейстер в процессе исполнения становится полноправным членом целостного и сплоченного музыкального единства. Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от
пианиста высочайшего уровня владения инструментом, разностороннего музыкально-исполнительского дарования, понимания особенностей игры на инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма. Анализируя разнообразие и сходство особенностей работы на различных отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик деятельности концертмейстера детской музыкальной школы .
1. Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого
качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста,
нарушает ансамбль и нарушает звуковой баланс.
2. Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и
агогики.
3. Умение изменить и облегчить аккомпанемент, написанный
композитором без учета технических неудобств пианиста и
особенностей фортепианного исполнения. В частности, в процессе
разучивания произведения с хором или солистами можно применить
метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя
фортепианную партию к основным гармоническим и ритмическим
функциям. Этот метод предполагает наличие у концертмейстера
хорошо развитого гармонического слуха и комплексного
4. Совершенно необходимо концертмейстеру является развитое умение
читать с листа и транспонировать. При экзамене или на концерте
чтение партии с листа и транспонирование почти не встречаются, но
в рабочем процессе эти навыки совершенно необходимы.
5. Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к
дирижеру. Следовательно, ему требуются такие черты, как
дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение
объединять ансамбль и всю форму исполняемого произведения в
целом.
Реализация перечисленных требований возможна лишь при полном
Взаимодействии концертмейстера с педагогом, при абсолютном профессиональном единстве. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.
концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:
1. Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.
2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение
музыкальных задач.
3. Чувство партнерства, сопереживания.
4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым
музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
5. Знание специфики инструментального и вокального исполнительства:
штрихи (у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех
и других), тесситура (у вокалиста).
6. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
7. Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие
ситуацию” во время публичного концерта.
8. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать
технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с
листа.
9. Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших
музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.
Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера. Работа концертмейстера в разных инструментальных классах, с хором или солистами, в классе хореографии или в работе с всевозможными коллективами имеет как общие, так и в каждом конкретном случае свои специфические особенности. психологические составляющие личности концертмейстера как представителя профессии
творческого и интеллектуального труда. Творческие, педагогические, психологические функции тесно переплетаются в деятельности концертмейстера, и их трудно отделить друг от друга как в учебных, так и в концертных и конкурсных ситуациях.
Основным механизмом ансамблевого искусства является творческая коммуникация. Главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в единстве трех главных компонентов: 1)собственно потребность в ансамблевом общении; 2) высокий эмоциональный
тонус на всем его протяжении; 3) стабильные коммуникативные навыки и умения (вербальные и невербальные), гарантирующие успешность творческой деятельности.
Наряду с общительностью в психологии широко исследуется и эмпатия (упрощенно можно определить как сопереживание, сонастроенность одного субъекта на другого). С этой позиции творческая деятельность концертмейстера-пианиста является произвольным процессом
эмоционально-смысловой децентрализации, сопровождающейся проникновением в мир партнера по ансамблю. Иными словами, музыкант как бы настраивается на чувства и переживания солиста и повторяет их своим исполнением. Особую роль в системе психологических особенностей личности концертмейстера-пианиста занимает уверенность в себе. Единого понимания сути феномена уверенности до сих пор не существует, хотя на бытовом уровне его признаки понятны. Очевидно, что неуверенный в себе аккомпаниатор сдерживает эмоции из-за тревоги и ощущения недостаточных профессиональных умений. Важно затронуть и роль воображения в личности концертмейстера. Наличие артистизма немыслимо без воображения. Это основная черта, которая определяет способность человека к творческой деятельности.
Развитое воображение создает музыкальные образы, и исполнитель, обретая вдохновение, следует им, продумывает звучание каждой фразы6. Функции концертмейстера носят во многом педагогический характер, так как участие в подборе педагогом программы, совместное разучивание музыкального произведения способствуют развитию индивидуальности и музыкальности солиста. Педагогическая сторона деятельности пианиста
Требует использования собственного концертмейстерского опыта (выразительное исполнение, которое способствует восприятию формы, метроритма, лада и других средств художественной выразительности), ряда специальных умений и навыков в области смежных исполнительских дисциплин, знаний в сфере психологии и педагогики. Концертмейстер
должен обладать чувством профессионального долга, ответственности за художественный результат, культурой общения, проявлять педагогический такт, терпение, оптимизм в решении поставленных задач. Педагогические вопросы деятельности концертмейстера основываются на всестороннем анализе произведения, определении стилистических
особенностей, технических трудностей, исполнительских средств музыкальной выразительности. Концертмейстер обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и структурной спецификой. Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии, ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.