kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертмейстер в классе – это помощник, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. Концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению»

ГККП Детская Музыкальная Школа №7

им. Курмангазы











Методическое сообщение на тему:

«РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА

К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»









Подготовила:Стрельцова А.В.

Дата:02.04.2020г









Г.Алматы 2020г.



Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных инструментах в детской школе искусств уникальна. Деятельность этого музыканта и педагога учитывает возрастные особенности детского исполнения и поэтому связана с дополнительными сложностями и особой ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить музыкальность и общую культуру.

В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. Как правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в произведениях, написанных для солирующего инструмента сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению.

Концертмейстерское исполнительство является совершенно особенным видом практической деятельности музыканта. Ошибочно считать, что оно играет лишь подсобную, служебную роль гармонической и ритмической поддержки партнера. Напротив, концертмейстер в процессе исполнения становится полноправным членом целостного и сплоченного музыкального единства. Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от

пианиста высочайшего уровня владения инструментом, разностороннего музыкально-исполнительского дарования, понимания особенностей игры на инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма. Анализируя разнообразие и сходство особенностей работы на различных отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик деятельности концертмейстера детской музыкальной школы .


1. Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого

качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста,

нарушает ансамбль и нарушает звуковой баланс.

2. Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и

агогики.

3. Умение изменить и облегчить аккомпанемент, написанный

композитором без учета технических неудобств пианиста и

особенностей фортепианного исполнения. В частности, в процессе

разучивания произведения с хором или солистами можно применить

метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя

фортепианную партию к основным гармоническим и ритмическим

функциям. Этот метод предполагает наличие у концертмейстера

хорошо развитого гармонического слуха и комплексного


4. Совершенно необходимо концертмейстеру является развитое умение

читать с листа и транспонировать. При экзамене или на концерте

чтение партии с листа и транспонирование почти не встречаются, но

в рабочем процессе эти навыки совершенно необходимы.

5. Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к

дирижеру. Следовательно, ему требуются такие черты, как

дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение

объединять ансамбль и всю форму исполняемого произведения в

целом.

Реализация перечисленных требований возможна лишь при полном

Взаимодействии концертмейстера с педагогом, при абсолютном профессиональном единстве. Концертмейстер  в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи. концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

1. Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение

музыкальных задач.


3. Чувство партнерства, сопереживания.

4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым

музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

5. Знание специфики инструментального и вокального исполнительства:

штрихи (у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех

и других), тесситура (у вокалиста).

6. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

7. Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие

ситуацию” во время публичного концерта.

8. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать

технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с

листа.

9. Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших

музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера. Работа концертмейстера в разных инструментальных классах, с хором или солистами, в классе хореографии или в работе с всевозможными коллективами имеет как общие, так и в каждом конкретном случае свои специфические особенности. психологические составляющие личности концертмейстера как представителя профессии

творческого и интеллектуального труда. Творческие, педагогические, психологические функции тесно переплетаются в деятельности концертмейстера, и их трудно отделить друг от друга как в учебных, так и в концертных и конкурсных ситуациях.

Основным механизмом ансамблевого искусства является творческая коммуникация. Главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в единстве трех главных компонентов: 1)собственно потребность в ансамблевом общении; 2) высокий эмоциональный

тонус на всем его протяжении; 3) стабильные коммуникативные навыки и умения (вербальные и невербальные), гарантирующие успешность творческой деятельности.

Наряду с общительностью в психологии широко исследуется и эмпатия (упрощенно можно определить как сопереживание, сонастроенность одного субъекта на другого). С этой позиции творческая деятельность концертмейстера-пианиста является произвольным процессом

эмоционально-смысловой децентрализации, сопровождающейся проникновением в мир партнера по ансамблю. Иными словами, музыкант как бы настраивается на чувства и переживания солиста и повторяет их своим исполнением. Особую роль в системе психологических особенностей личности концертмейстера-пианиста занимает уверенность в себе. Единого понимания сути феномена уверенности до сих пор не существует, хотя на бытовом уровне его признаки понятны. Очевидно, что неуверенный в себе аккомпаниатор сдерживает эмоции из-за тревоги и ощущения недостаточных профессиональных умений. Важно затронуть и роль воображения в личности концертмейстера. Наличие артистизма немыслимо без воображения. Это основная черта, которая определяет способность человека к творческой деятельности.

Развитое воображение создает музыкальные образы, и исполнитель, обретая вдохновение, следует им, продумывает звучание каждой фразы6. Функции концертмейстера носят во многом педагогический характер, так как участие в подборе педагогом программы, совместное разучивание музыкального произведения способствуют развитию индивидуальности и музыкальности солиста. Педагогическая сторона деятельности пианиста

Требует использования собственного концертмейстерского опыта (выразительное исполнение, которое способствует восприятию формы, метроритма, лада и других средств художественной выразительности), ряда специальных умений и навыков в области смежных исполнительских дисциплин, знаний в сфере психологии и педагогики. Концертмейстер

должен обладать чувством профессионального долга, ответственности за художественный результат, культурой общения, проявлять педагогический такт, терпение, оптимизм в решении поставленных задач. Педагогические вопросы деятельности концертмейстера основываются на всестороннем анализе произведения, определении стилистических

особенностей, технических трудностей, исполнительских средств музыкальной выразительности. Концертмейстер обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и структурной спецификой. Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии, ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению

Автор: Стрельцова Анастасия Викторовна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению"
    ["seo_title"] => string(70) "rol_kontsertmeistera_v_podgotovke_uchenika_k_kontsertnomu_vystupleniiu"
    ["file_id"] => string(6) "559408"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1602141749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Работа над оптимальным концернтным состоянием" "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-nad-optimal-nym-kontsierntnym-sostoianiiem"
    ["file_id"] => string(6) "231197"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442415941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства