kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа над оптимальным концернтным состоянием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение на тему

«Работа над оптимальным концертным состоянием»

Отделение народных инструментов

преподаватель I квалификационной

категории  Дедова Н.П.

   Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности.  Психологическая подготовка к концерту - проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности музыканта – исполнителя к выступлению.

Психологическим аспектом формирования состояния готовности является организация деятельности и формирования установки в соответствии с характером конкретного публичного выступления.    

Музыкант - пишет Л.А. Баренбойм – должен обладать рядом качеств: творческой странностью иначе говоря творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественные произведения, сосредоточенностью, рельефным представлением, гибким воображением, пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим; творческим эстрадным самочувствием; высоким интеллектуальным уровнем общей и специальной связанной со спецификой данного искусства, культурой, техническим мастерством.

Предконцертное и концертное состояние учащихся один из важнейших факторов удачного выступления. «Волнение обратно пропорционально степени готовности произведения и ученика»- говорил Н. Римский – Корсаков, «Если играть реже чем два раза в месяц, то никакие нервы не выдержат» - Давид Ойстрах.

Волновались многие исполнители – А. Рубинштейн после 40 лет закончил концертную деятельность, т.к. не мог больше  справиться с концертным волнением. Волнение присутствует у каждого исполнителя. Умение управлять им – это большая работа преподавателя и ученика. Эта работа направлена на повышение профессионального уровня учащихся через воспитание концертно-исполнительских навыков, основными задачами являются:

o  Развитие музыкально – творческих способностей учащегося и овладение методами концертно-исполнительских навыков,

o  Снятие эмоционального напряжения и повышение стрессоустойвости не только до,  и во время эстрадного  выступления, но и в обыденной жизни посредством овладения определёнными приёмами психофизической помощи,

o  Воспитание умения анализировать своё психическое самочувствие до, во время и после публичных выступлений.

  «Корень» волнения  - неотступные мысли ученика о себе. Если ученик панически боится за себя, значит он недостаточно взволнован пьесой, которую исполняет, недостаточно проучено произведение. Отвлечь от волнения за исполнение нужно переключив внимание выступающего на другие задачи. Сосредоточить внимание нужно на основных задачах исполняемого произведения. Волнуйся не за себя, а за композитора.    Обсуждение выступления как будущего, так прошедшего задача нелёгкая для учащегося и преподавателя. «Мне стыдно, что на меня смотрят, все будут слушать меня. Я боюсь….» - говорят дети. Обсуждение идёт неохотно, так как нет удовлетворения от исполнения, дети не хотят заново переживать прежние эмоции, или вообще не помнят процесс выступления. В таких случаях необходима поддержка родителей, преподавателя, концертмейстера, друзей.

Сердце бьется, руки потеют, дыхание прерывистое –основные признаки большого волнения. Организм мобилизует все силы и энергию для выступления. Нужно повернуть волнение на пользу выступлению, как яд в медицине – в малых дозах лечит, а в больших калечит. Волнение это хорошо, музыка тоже будет взволнованной «живой». Здесь необходимы фразы – поддержки: «Ты хорошо готов. Мы хорошо поработали, всё должно хорошо прозвучать, у тебя всё хорошо получается».

Если волнение победило и выступление было неудачным, вновь необходима поддержка преподавателя, родителей, друзей. Несмотря на неудачу, всегда нужно найти положительный момент:  «Зато сегодня…» - волшебное слово, которое всегда даёт позитивный заряд. Даже неудача это результат, от которого движутся дальше.

  Методы овладения оптимальным концертным состоянием.

1.   Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

Первый этап: вхождение в аутогенное состояние – полное расслабление мышц тела при помощи образных представлений, когда кора головного мозга входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием (фазовое состояние). Особенность этого состояния – увеличение способности человека к внушению и самовнушению.

   Второй этап: проигрывание данной ситуации – сейчас я нахожусь в зале, вижу рояль, стул, я спокоен, уверенно и радостно начинаю играть. Мне нравиться играть, у меня всё получается, пальцы лёгкие, подвижные, и т.д.

2.   Игра перед воображаемой публикой

    На заключительных этапах работы, когда программа готова и проигрывается от начала и до конца, создаётся нужная атмосфера. Можно записать проигрывание на магнитофон или видеокамеру. При просмотре выявить неудачные моменты и найти способы их устранения вместе с учеником. Во время исполнения нужно быть готовым к любым неожиданностям (от «сюрпризов» никто не застрахован) не останавливаться, идти дальше и доиграть произведение до конца. Этот приём позволяет определить степень сценического влияния на качество исполнения, заранее выявить слабые места в экстренных ситуациях. Повторное исполнение с применением этого приёма уменьшает влияние волнения на исполнение.

3.   Медитативное погружение «здесь и сейчас»

  Исполнение на основе этого приёма связано с глубоким осознанием и прочувствованием того, что связано с извлечением звуков на инструменте. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте. Внимание фиксируется на слуховых ощущениях – переход одного звука в другой, осознаются все интонируемые смыслы. Звуки как бы пробуются на вкус, на твёрдость, на мягкость, воспринимаются как аромат, как цвет.

  Суметь повторить вокально ноту за нотой, звук за звуком всё произведение от начала до конца сравнимо с несением наполненной чаши, не расплескав, ни единой капли. Так сосредоточенно вглядываются в объект мастера дзен - буддизма достигая возможную полноту бытия.

  Погружение в звуковую материю достигается выполнением упражнений:

- сольфеджирование без инструмента,

-пропевание нот с инструментом,

- пропевание про себя (мысленно),

- пропевание с мысленным проигрыванием.

 При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознаётся характер прикосновения к струне, проверяется свобода движений, и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые должны сбрасываться. Сконцентрироваться на кончиках пальцев рук, суставов, рук, плеча, лица. Удобно или неудобно играть?

  Медитативное проигрывание осуществляется в медленном темпе с установкой концентрации внимания на заданном произведении. Все другие мысли долой! Если они  возникают, плавно перейти к главному, то есть воспользоваться «тремя кругами внимания по К.С. Станиславскому». Медитативное проигрывание формирует сенсорные синтезы, которые становятся правильно сформированными навыками. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения  начинают работать в неразрывном единстве, и исполнитель, и произведение становятся единым целым. Медленная игра на   рр  тренирует навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные реакции. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует грубую и неуправляемую игру. Терпеливое, медленное проигрывание от начала до конца с контролем каждого взятого звука сродни отделению зёрнышек риса от проса.

Три круга внимания

1 круг – малый: я и мой инструмент. Исполняю - значит, переживаю, воплощаю, передаю все эмоции, чувства и значимость исполнения. Перед выступлением можно сделать любое действие: протереть инструмент, руки, очки, поправить стул и т.д.

2 круг – средний: ориентировка и объединение – всё, что есть на сцене – я, концертмейстер и мой инструмент.

3 круг – большой: весь зрительный зал (для артистичности). Нужно научиться фиксировать все ощущения в каждом круге и постепенно переходить из одного круга в другой. Задача не из лёгких, достигается путём постоянных тренировок.

«Обыгрывание»

  Создание концертной ситуации: пригласить друзей, одноклассников, родителей, преподавателя. Делать это перед выступлением  чаще, чтобы, по словам К.С. Станиславского трудное стало привычным, привычноё лёгким, а лёгкое приятным.

«Ролевая подготовка»

 Смысл этого приёма – абстрагироваться с образом известного музыканта и играть в образе этого человека. В психотерапии этот приём называется имаготерапия,  т.е. терапия при помощи образа. В опытах учёных разных стран Д. Хедвилда, А. Запорожца, В. Райкова было доказано, что внушая образы великих людей, у испытуемых повышался уровень творческого потенциала. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что ученик должен сам себе внушить: «Я первоклассный исполнитель. Мне нравиться играть при большой публике. Я играю как С. Рахманинов (выбираем образ самостоятельно). Я получаю наслаждение от своей игры». Способность через целенаправленное самовнушение  к самостоятельному  восприятию новой «роли» является высшим этапом психологической подготовки. Предконцертное  самочувствие ученика зависти от состояния преподавателя Он должен быть для ученика  психотерапевтом, внушать ему бодрость, уверенность энтузиазм. Быть абсолютно уверенным в удаче и спокойным.

Выявление потенциальных ошибок

  Не смотря на то, что программа выучена достаточно хорошо и  уверенно, ученик должен застраховаться. Как говорил Г. Коган в свих трудах, что ученик только тогда не смог ошибиться, тогда произведение выучено достаточно хорошо и закреплено.

Способы выявления ошибок

  1. Игра с завязанными глазами, медленно или в среднем темпе, уверенным крепким туше с установкой безошибочной игры.
  2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (полная концентрация внимания). Проигрывание с включенной очень громко аппаратурой,  приёмником, телевизором. Проигрывание  во время разговора других людей, передвижением их по классу вокруг исполнителя. Это очень тяжело, ученик может почувствовать усталость  от высокой концентрации внимания к качественному звучанию.
  3. В момент исполнения преподаватель говорит слово «ошибка». Реакция ученика должна отсутствовать.
  4. Физиологические приёмы: сделать несколько поворотов вокруг своей оси до головокружения, а затем отыграть  программу на полном подъёме.
  5. Выполнить 50 или 30 приседаний до учащённого пульса и играть программу. Несколько похожее состояние  перед выходом на сцену. Это упражнение поможет справиться с волнением.

Эмоциональный компонент

  Эмоциональный компонент подъёма,  оптимального концертного состояния складывается из эмоционального подъёма, радостного предвкушения выступления,  желания приносить людям удовольствие и радость своим выступлением. Показателем оптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сокращения сердечной мышцы. Согласно самоотчётам музыкантов частота пульса должна быть 60-70 ударов.

Мыслительный компонент (когнетивный)

  Мыслительный компонент состояния складывается из ясности и быстроты мышления, способности ясно представить совокупность выполняемых игровых движений и  воплощать слуховые образы.  Перевод программы умственных представлений в технический аппарат музыкант осуществляется при помощи исполнительской воли. Умение сосредоточится и долго удерживать внимание на объекте -   важный компонент ОКС. Отвлекающие мысли всегда приводят к ошибке «непроизвольно возникающая мысль - писал Ганди, - есть болезнь ума. Обуздание её обозначает обуздание ума, что ещё труднее чем обуздание ветра».

  Для того чтобы владеть ОКС,  не достаточно иметь отличные природные данные, к ним нужно добавить трудолюбие, усердие,  выдержку и волю к победе. Поддерживать режим, не переутомляться, хорошо питаться, иметь хорошую физическую форму, уметь сосредоточиться на мелочах, отрабатывая нужные элементы. Иметь цель и упорно идти к достижению этой цели. Владение ОКС половина успеха эстрадного выступления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа над оптимальным концернтным состоянием" »

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств г. Нытва













Методическое сообщение на тему

«Работа над оптимальным концертным состоянием»






Отделение народных инструментов

преподаватель I квалификационной

категории Дедова Н.П.





















Нытва


Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту - проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности музыканта – исполнителя к выступлению.

Психологическим аспектом формирования состояния готовности является организация деятельности и формирования установки в соответствии с характером конкретного публичного выступления.

Музыкант - пишет Л.А. Баренбойм – должен обладать рядом качеств: творческой странностью иначе говоря творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественные произведения, сосредоточенностью, рельефным представлением, гибким воображением, пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим; творческим эстрадным самочувствием; высоким интеллектуальным уровнем общей и специальной связанной со спецификой данного искусства, культурой, техническим мастерством.

Предконцертное и концертное состояние учащихся один из важнейших факторов удачного выступления. «Волнение обратно пропорционально степени готовности произведения и ученика»- говорил Н. Римский – Корсаков, «Если играть реже чем два раза в месяц, то никакие нервы не выдержат» - Давид Ойстрах.

Волновались многие исполнители – А. Рубинштейн после 40 лет закончил концертную деятельность, т.к. не мог больше справиться с концертным волнением. Волнение присутствует у каждого исполнителя. Умение управлять им – это большая работа преподавателя и ученика. Эта работа направлена на повышение профессионального уровня учащихся через воспитание концертно-исполнительских навыков, основными задачами являются:

  • Развитие музыкально – творческих способностей учащегося и овладение методами концертно-исполнительских навыков,

  • Снятие эмоционального напряжения и повышение стрессоустойвости не только до, и во время эстрадного выступления, но и в обыденной жизни посредством овладения определёнными приёмами психофизической помощи,

  • Воспитание умения анализировать своё психическое самочувствие до, во время и после публичных выступлений.


«Корень» волнения - неотступные мысли ученика о себе. Если ученик панически боится за себя, значит он недостаточно взволнован пьесой, которую исполняет, недостаточно проучено произведение. Отвлечь от волнения за исполнение нужно переключив внимание выступающего на другие задачи. Сосредоточить внимание нужно на основных задачах исполняемого произведения. Волнуйся не за себя, а за композитора. Обсуждение выступления как будущего, так прошедшего задача нелёгкая для учащегося и преподавателя. «Мне стыдно, что на меня смотрят, все будут слушать меня. Я боюсь….» - говорят дети. Обсуждение идёт неохотно, так как нет удовлетворения от исполнения, дети не хотят заново переживать прежние эмоции, или вообще не помнят процесс выступления. В таких случаях необходима поддержка родителей, преподавателя, концертмейстера, друзей.

Сердце бьется, руки потеют, дыхание прерывистое –основные признаки большого волнения. Организм мобилизует все силы и энергию для выступления. Нужно повернуть волнение на пользу выступлению, как яд в медицине – в малых дозах лечит, а в больших калечит. Волнение это хорошо, музыка тоже будет взволнованной «живой». Здесь необходимы фразы – поддержки: «Ты хорошо готов. Мы хорошо поработали, всё должно хорошо прозвучать, у тебя всё хорошо получается».

Если волнение победило и выступление было неудачным, вновь необходима поддержка преподавателя, родителей, друзей. Несмотря на неудачу, всегда нужно найти положительный момент: «Зато сегодня…» - волшебное слово, которое всегда даёт позитивный заряд. Даже неудача это результат, от которого движутся дальше.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием.


  1. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

Первый этап: вхождение в аутогенное состояние – полное расслабление мышц тела при помощи образных представлений, когда кора головного мозга входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием (фазовое состояние). Особенность этого состояния – увеличение способности человека к внушению и самовнушению.

Второй этап: проигрывание данной ситуации – сейчас я нахожусь в зале, вижу рояль, стул, я спокоен, уверенно и радостно начинаю играть. Мне нравиться играть, у меня всё получается, пальцы лёгкие, подвижные, и т.д.

  1. Игра перед воображаемой публикой

На заключительных этапах работы, когда программа готова и проигрывается от начала и до конца, создаётся нужная атмосфера. Можно записать проигрывание на магнитофон или видеокамеру. При просмотре выявить неудачные моменты и найти способы их устранения вместе с учеником. Во время исполнения нужно быть готовым к любым неожиданностям (от «сюрпризов» никто не застрахован) не останавливаться, идти дальше и доиграть произведение до конца. Этот приём позволяет определить степень сценического влияния на качество исполнения, заранее выявить слабые места в экстренных ситуациях. Повторное исполнение с применением этого приёма уменьшает влияние волнения на исполнение.

  1. Медитативное погружение «здесь и сейчас»

Исполнение на основе этого приёма связано с глубоким осознанием и прочувствованием того, что связано с извлечением звуков на инструменте. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте. Внимание фиксируется на слуховых ощущениях – переход одного звука в другой, осознаются все интонируемые смыслы. Звуки как бы пробуются на вкус, на твёрдость, на мягкость, воспринимаются как аромат, как цвет.

Суметь повторить вокально ноту за нотой, звук за звуком всё произведение от начала до конца сравнимо с несением наполненной чаши, не расплескав, ни единой капли. Так сосредоточенно вглядываются в объект мастера дзен - буддизма достигая возможную полноту бытия.

Погружение в звуковую материю достигается выполнением упражнений:

- сольфеджирование без инструмента,

-пропевание нот с инструментом,

- пропевание про себя (мысленно),

- пропевание с мысленным проигрыванием.

При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознаётся характер прикосновения к струне, проверяется свобода движений, и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые должны сбрасываться. Сконцентрироваться на кончиках пальцев рук, суставов, рук, плеча, лица. Удобно или неудобно играть?

Медитативное проигрывание осуществляется в медленном темпе с установкой концентрации внимания на заданном произведении. Все другие мысли долой! Если они возникают, плавно перейти к главному, то есть воспользоваться «тремя кругами внимания по К.С. Станиславскому». Медитативное проигрывание формирует сенсорные синтезы, которые становятся правильно сформированными навыками. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве, и исполнитель, и произведение становятся единым целым. Медленная игра на рр тренирует навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные реакции. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует грубую и неуправляемую игру. Терпеливое, медленное проигрывание от начала до конца с контролем каждого взятого звука сродни отделению зёрнышек риса от проса.

Три круга внимания

1 круг – малый: я и мой инструмент. Исполняю - значит, переживаю, воплощаю, передаю все эмоции, чувства и значимость исполнения. Перед выступлением можно сделать любое действие: протереть инструмент, руки, очки, поправить стул и т.д.

2 круг – средний: ориентировка и объединение – всё, что есть на сцене – я, концертмейстер и мой инструмент.

3 круг – большой: весь зрительный зал (для артистичности). Нужно научиться фиксировать все ощущения в каждом круге и постепенно переходить из одного круга в другой. Задача не из лёгких, достигается путём постоянных тренировок.

«Обыгрывание»

Создание концертной ситуации: пригласить друзей, одноклассников, родителей, преподавателя. Делать это перед выступлением чаще, чтобы, по словам К.С. Станиславского трудное стало привычным, привычноё лёгким, а лёгкое приятным.

«Ролевая подготовка»

Смысл этого приёма – абстрагироваться с образом известного музыканта и играть в образе этого человека. В психотерапии этот приём называется имаготерапия, т.е. терапия при помощи образа. В опытах учёных разных стран Д. Хедвилда, А. Запорожца, В. Райкова было доказано, что внушая образы великих людей, у испытуемых повышался уровень творческого потенциала. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что ученик должен сам себе внушить: «Я первоклассный исполнитель. Мне нравиться играть при большой публике. Я играю как С. Рахманинов (выбираем образ самостоятельно). Я получаю наслаждение от своей игры». Способность через целенаправленное самовнушение к самостоятельному восприятию новой «роли» является высшим этапом психологической подготовки. Предконцертное самочувствие ученика зависти от состояния преподавателя Он должен быть для ученика психотерапевтом, внушать ему бодрость, уверенность энтузиазм. Быть абсолютно уверенным в удаче и спокойным.

Выявление потенциальных ошибок

Не смотря на то, что программа выучена достаточно хорошо и уверенно, ученик должен застраховаться. Как говорил Г. Коган в свих трудах, что ученик только тогда не смог ошибиться, тогда произведение выучено достаточно хорошо и закреплено.

Способы выявления ошибок

  1. Игра с завязанными глазами, медленно или в среднем темпе, уверенным крепким туше с установкой безошибочной игры.

  2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (полная концентрация внимания). Проигрывание с включенной очень громко аппаратурой, приёмником, телевизором. Проигрывание во время разговора других людей, передвижением их по классу вокруг исполнителя. Это очень тяжело, ученик может почувствовать усталость от высокой концентрации внимания к качественному звучанию.

  3. В момент исполнения преподаватель говорит слово «ошибка». Реакция ученика должна отсутствовать.

  4. Физиологические приёмы: сделать несколько поворотов вокруг своей оси до головокружения, а затем отыграть программу на полном подъёме.

  5. Выполнить 50 или 30 приседаний до учащённого пульса и играть программу. Несколько похожее состояние перед выходом на сцену. Это упражнение поможет справиться с волнением.

Эмоциональный компонент

Эмоциональный компонент подъёма, оптимального концертного состояния складывается из эмоционального подъёма, радостного предвкушения выступления, желания приносить людям удовольствие и радость своим выступлением. Показателем оптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сокращения сердечной мышцы. Согласно самоотчётам музыкантов частота пульса должна быть 60-70 ударов.

Мыслительный компонент (когнетивный)

Мыслительный компонент состояния складывается из ясности и быстроты мышления, способности ясно представить совокупность выполняемых игровых движений и воплощать слуховые образы. Перевод программы умственных представлений в технический аппарат музыкант осуществляется при помощи исполнительской воли. Умение сосредоточится и долго удерживать внимание на объекте - важный компонент ОКС. Отвлекающие мысли всегда приводят к ошибке «непроизвольно возникающая мысль - писал Ганди, - есть болезнь ума. Обуздание её обозначает обуздание ума, что ещё труднее чем обуздание ветра».

Для того чтобы владеть ОКС, не достаточно иметь отличные природные данные, к ним нужно добавить трудолюбие, усердие, выдержку и волю к победе. Поддерживать режим, не переутомляться, хорошо питаться, иметь хорошую физическую форму, уметь сосредоточиться на мелочах, отрабатывая нужные элементы. Иметь цель и упорно идти к достижению этой цели. Владение ОКС половина успеха эстрадного выступления.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Работа над оптимальным концернтным состоянием"

Автор: Дедова Наталья Павловна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства