kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность по предупреждению неуспеваемости обучающихся.

Основные принципы неуспеваемости учащихся

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся".»

Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся

Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся

Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся включает: Выявление причин неуспеваемости; Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях.

Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся включает:

Выявление причин неуспеваемости;

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях.

Учитель-предметник: Индивидуальная работа на уроке в соответствии с рекомендациями психолога; Рекомендации родителям по оказанию помощи ученику; Индивидуальные дополнительные занятия; Организация работы консультантов по предмету; Индивидуальное консультирование.

Учитель-предметник:

Индивидуальная работа на уроке в соответствии с рекомендациями психолога;

Рекомендации родителям по оказанию помощи ученику;

Индивидуальные дополнительные занятия;

Организация работы консультантов по предмету;

Индивидуальное консультирование.

Причины неуспеваемости Внутренние по отношению  к школьнику Недостатки биологического развития Недостатки воспитанности личности Недостатки  психического  развития личности 1.Недостатки в развитии качеств личности. 2.Недостатки в отношении к учителям, коллективу, семье. 3.Недостатки в трудовой воспитанности. 1.Слабое развитие эмоциональной сферы. 2.Слабое развитие воли. 3.Отсутствие познавательных интересов, мотивов, потребностей. 1.Дефекты органов чувств. 2.Соматическая ослаблен- ность. 3.Особенности ВНД, отрицательно влияющие на учение. 4.Психопатологические отклонения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению

к школьнику

Недостатки

биологического

развития

Недостатки

воспитанности

личности

Недостатки

психического

развития

личности

1.Недостатки в развитии

качеств личности.

2.Недостатки в

отношении к

учителям, коллективу,

семье.

3.Недостатки в

трудовой

воспитанности.

1.Слабое развитие

эмоциональной сферы.

2.Слабое развитие

воли.

3.Отсутствие

познавательных

интересов, мотивов,

потребностей.

1.Дефекты органов чувств.

2.Соматическая ослаблен-

ность.

3.Особенности ВНД,

отрицательно влияющие на

учение.

4.Психопатологические

отклонения.

Причины неуспеваемости Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования  личности Недостатки влияний внешкольной среды Недостатки опыта влияний школы 1.Недостатки влияний семьи. 2.Недостатки влияний сверстников. 3.Недостатки влияний культурно-производствен- ного окружения . 1.Пробелы в знаниях и специальных умениях. 2.Пробелы в навыках учебного труда . 1.Недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. 2.Недостатки воспитательных влияний школы .

Причины неуспеваемости

Внешние по отношению

к школьнику

Недостатки

образования

личности

Недостатки

влияний

внешкольной

среды

Недостатки

опыта

влияний

школы

1.Недостатки влияний

семьи.

2.Недостатки влияний

сверстников.

3.Недостатки влияний

культурно-производствен-

ного окружения .

1.Пробелы в знаниях и

специальных умениях.

2.Пробелы в навыках

учебного труда .

1.Недостатки процесса

обучения, учебных

пособий и пр.

2.Недостатки

воспитательных

влияний школы .

Профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у школьников наибольшие затруднения;  Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;  Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;  По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у школьников наибольшие затруднения;

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;

По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы  учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях; Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта;

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы;

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях;

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;

Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками;

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками;

Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое). 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия учителя с учеником .

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия учителя с учеником .

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; Предложение учащимся примерного плана ответа; Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;  Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложение учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы; Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.; Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы  учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; Напоминание приема и способа выполнения задания; Указание на необходимость актуализировать то или иное правило; Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приема и способа выполнения задания;

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; Более подробное объяснение последовательности выполнения задания; Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

При организации самостоятельной работы

Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика Всестороннее повышение эффективности каждого урока! Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов! Индивидуальный подход к учащемуся! Специальная система домашних заданий! Усиление работы с родителями! Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение!

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

Всестороннее повышение эффективности каждого урока!

Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов!

Индивидуальный подход к учащемуся!

Специальная система домашних заданий!

Усиление работы с родителями!

Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение!

Памятка для работающих  с неуспевающими учениками Фамилия, имя, отчество ученика. Класс. По каким предметам не успевает. Поведение ученика. Причины, которые привели к плохой успеваемости. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. Сколько времени уже длится эта работа. Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

Фамилия, имя, отчество ученика.

Класс.

По каким предметам не успевает.

Поведение ученика.

Причины, которые привели к плохой успеваемости.

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

Сколько времени уже длится эта работа.

Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.

«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.»    Лихтенберг Г.

«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.» Лихтенберг Г.

Классный руководитель: Своевременный контроль успеваемости ученика по классному журналу; Своевременное информирование родителей; Контроль посещаемости; Работа с родителями по созданию необходимых для обучения условий.

Классный руководитель:

Своевременный контроль успеваемости ученика по классному журналу;

Своевременное информирование родителей;

Контроль посещаемости;

Работа с родителями по созданию необходимых для обучения условий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся".

Автор: Третьякова Ольга Валерьевна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Виды помощи неуспевающему ученику"
    ["seo_title"] => string(45) "vidy-pomoshchi-nieuspievaiushchiemu-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "252000"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447322137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по преодолению нарушений звукопроизношения"
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiunarushieniizvukoproiznoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316056"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017072"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства