Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение – современная образовательная технология»
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Проблемное обучение – современная образовательная технология
«Сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий, а роль интеллекта состоит в том, чтобы найти оптимальный способ выхода из трудной ситуации, то есть преобразовать неопределённую, проблемную ситуацию в определённую, решённую.»
(Джон Дьюи (1859—1952) —
американский философ, психолог и педагог.)
Целевые ориентации
Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и
исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Технологическая схема цикла проблемного обучения.
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации.
II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую
III этап – поиск решения проблемы
IV этап –возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, в сознании учащихся.
V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
«Скворец на чужбине»
(Г. Ладонщиков)
«Весенняя гостья»
(К. Льдов)
Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живет, Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет. Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, По скворечне, по деревне, По соседу воробью. По Аленке и Алешке – Основным друзьям моим, И немножечко по кошке, Что охотилась за ним.
Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою...»
Технологическая схема цикла проблемного обучения.
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации.
II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую
III этап – поиск решения проблемы
IV этап –возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, в сознании учащихся.
V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Технологическая схема цикла проблемного обучения.
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации.
II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую
III этап – поиск решения проблемы
IV этап –возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, в сознании учащихся.
V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Технологическая схема проблемного обучения
Новые ЗУН,
СУД
Новые ЗУН, развитые СУД
Решение проблемы
Информация
Поиск
Проблема (осознания неизвестного)
Помощь
Учитель
Анализ
Педагогичес
кая проблемная ситуация
Психологическая проблемная ситуация
Ученик
Динамика уровня школьной мотивации учащихся
(по методике Н.Г. Лускановой)
Динамика уровня произвольности внимания учащихся
(по методике Д.Б. Эльконина)
Динамика качества знаний и уровня обученности
Наименование конкурса
Количество участников
2 класс
Международный математический конкурс-игра «КЕНГУРУ»
(2012-2013)
3 класс
6
Межрегиональный конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»