kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации описываются принципы обучения, их классификафия и краткое описание каждого принципа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.»

Принципы обучения

Принципы обучения

 Дидактические принципы  - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Дидактические принципы  - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 Разработка принципов велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.

Разработка принципов велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.

 К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: - своевременность,  постепенность,  постоянство,  твердость усвоения,  ясность,  самодеятельность учащихся,  отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так:

- своевременность,

  • постепенность,
  • постоянство,
  • твердость усвоения,
  • ясность,
  • самодеятельность учащихся,
  • отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
 Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике: 1. Принцип сознательности и активности 2. Принцип прочности знаний 3. Принцип народности 4. Принцип доступности 5. Принцип связи теории с практикой 6. Принцип наглядности обучения

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:

1. Принцип сознательности и активности

2. Принцип прочности знаний

3. Принцип народности

4. Принцип доступности

5. Принцип связи теории с практикой

6. Принцип наглядности обучения

Принцип сознательности и активности в обучении  Данный принцип заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Сознательность рассматривается в двух аспектах: как по­нимание изучаемого и как сознательное отношение к учению.   Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин  возникновения различных явлении, умения сознательно при­менять знания на практике .

Принцип сознательности и активности в обучении

Данный принцип заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Сознательность рассматривается в двух аспектах: как по­нимание изучаемого и как сознательное отношение к учению. 

Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлении, умения сознательно при­менять знания на практике .

Принцип прочности знаний  Способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.  Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип прочности знаний

Способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.

Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип народности обучения  Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.  Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.

Принцип народности обучения

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.

Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.

Принцип доступности обучения  Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.  Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».

Принцип доступности обучения

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.

Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».

Принцип связи теории с практикой  Главная особенность данного принципа – это закрепление теории на практике.  При обучении практика служит главным образом для: - углубления понимания учащимися теории, - для закрепления, - применения, - проверки усвоенных знаний.

Принцип связи теории с практикой

Главная особенность данного принципа – это закрепление теории на практике.

При обучении практика служит главным образом для:

- углубления понимания учащимися теории,

- для закрепления,

- применения,

- проверки усвоенных знаний.

Принцип наглядности обучения  Ввел в процесс обучения Я. А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.  Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.  Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.  Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.

Принцип наглядности обучения

Ввел в процесс обучения Я. А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.

Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.

Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.

Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.

«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .  В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .

В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.

  Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решать задачи современной школы.  Нельзя придерживаться только одного принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.

Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решать задачи современной школы.

Нельзя придерживаться только одного принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.

Автор: Казиз Бибиг?л Танаш?ызы

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-как основная форма организации обучения "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-kak-osnovnaia-forma-orghanizatsii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445687954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Статья Реализация СДП на уроках химииДокумент Microsoft Word.doc "
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-riealizatsiia-sdp-na-urokakh-khimiidokumient-microsoft-word-doc"
    ["file_id"] => string(6) "114108"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411300185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства