Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения школьников. Классификация принципов обучения.»
Принципы обучения
Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Разработка принципов велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения великий педагог Ян Амос Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.
К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так:
- своевременность,
постепенность,
постоянство,
твердость усвоения,
ясность,
самодеятельность учащихся,
отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл и К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:
1. Принцип сознательности и активности
2. Принцип прочности знаний
3. Принцип народности
4. Принцип доступности
5. Принцип связи теории с практикой
6. Принцип наглядности обучения
Принцип сознательности и активности в обучении
Данный принцип заключается в целенаправленном восприятии учебного материала, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.
Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению.
Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлении, умения сознательно применять знания на практике .
Принцип прочности знаний
Способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться знаниями на практике, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом и заключается главная особенность данного принципа.
Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Принцип народности обучения
Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.
Данный принцип реализуется с помощью таких предметов, как: история, технология, география, обществознание и т.д.
Принцип доступности обучения
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на основе учета возрастных возможностей учащихся и соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний. С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор метода изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.
Я. А. Коменский говорил: «Всё подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».
Принцип связи теории с практикой
Главная особенность данного принципа – это закрепление теории на практике.
При обучении практика служит главным образом для:
- углубления понимания учащимися теории,
- для закрепления,
- применения,
- проверки усвоенных знаний.
Принцип наглядности обучения
Ввел в процесс обучения Я. А. Коменский, назвав его золотым правилом дидактики.
Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо.
Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.
Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.
«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .
В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решать задачи современной школы.
Нельзя придерживаться только одного принципа, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}