Просмотр содержимого документа
«Презентация. Музеи Московского Кремля. V глава. Успенский собор Московского Кремля»
УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Главный храм Российского государства,
усыпальница Московских
митрополитов и патриархов.
Жезказган, средняя школа № 3
Альмишева Ляззат Шайзаевна,
учитель казахского языка и литературы.
1326 г . Митрополит Петр и московский князь Иван
Калита заложили одноглавый собор Успения
Пресвятой Богородицы.
1472 г. По велению великого князя Ивана III
Возводится Новый собор. Строительство поручено
русским зодчим.
1474 г. Обрушение недостроенного храма.
1475-1479. Для строительства собора приглашен
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
1547 г. Впервые в соборе проведена церемония
венчания на царство Ивана IV с обрядом
миропомазания.
1612 г. Разорение собора во время польско-литовских
интервенции.
1613 г. Венчан на царство первый царь из династии
Романовых Михаил Федорович.
1642-1644 г.г. Новая роспись собора, повторяющая
Фрески ХIV века.
1812 г. Собор пострадал во время отечественной
Войны 1812 года.
1896 г. Коронование последнего российского
Императора Николая II.
1918 г. В храме прекращены богослужения.
1922 г. Успенский собор вошел в состав музеев
Кремля.
1955 г. Собор превращен в музей.
1990 г. в соборе возобновлены богослужения.
ЛЕТОПИСЬ
В интерьере собора вместо привычных
квадратных столпов использованы круглые,
которые не затесняют пространство и наряду с
равной высотой сводов и отсутствием хор
создают впечатление огромного зала. Столпы
делят пространство храма на 12 равновеликих
квадратов. Храм перекрыт крестовыми сводами.
Восточная часть собора первоначально была
Отделена преградой. В ХVII веке при патриархе
Никоне она была скрыта высоким Пятиярусным
иконостасом.
Архитектура Собора необычна для
руского зодчества. В нем органично
соединены как традиционные черты, так и
мотивы архитектуры итальянского
Возрождения. Облик собора отличается
летописца, выглядит «аки един камень».
Собор увенчан пятью массивными
главами. Фасады храма разделяются на
равные части лопатками и завершаются
полукружиями закомар. Стены украшены
аркатурно-колончатым поясом. Пять
невысоких апсид скрыты массивными
пилонами. Над апсидами в трех люнетах
помещены композиции Похвала
Богоматери, Троица Новозаветная и
София Премудрость Божия.
Над северным порталом в аркатурно
колончатом фризе изображены шесть
наиболее почитаемых русских
святителей и основателей крупнейших
обителей. Над фризом – композиция
Собор апостолов. Ворота северного
фасада служили входом для высшего
духовенства.
Святитель Петр почитается как покровитель Москвы и всей земли Русской. Митрополит Киевский по приглашению великого князя Ивана Калиты в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
Святитель Филипп, митрополит Московский (1566-1568). Был поставлен на митрополичью кафедру по воле Иоанна Грозного в 1566 году. Вскоре он выступил против опричного террора, за что был низвергнут из сана и убит.
Апостолы Петр и Павел,
греческий мастер, V век
Святой Георгий, конец ХІІ века
Богоматерь Владимирская с праздниками и святыми на полях, 1514 год.
Белокаменный крест установлен на месте захоронения митрополита Ионы в первом Успенском соборе.