Тема : Современные требования к учителю начальных классов в условиях реализации «Профессионального стандарта педагога»
Цель:
Ознакомить учителей с проектом документа «Профессиональный стандарт педагога» с целью дальнейшего обсуждения в образовательных учреждениях на педсовете, на методических объединениях.
План :
Введение.
Обучение
Воспитательная работа
Личностные качества и профессиональные компетенции
Заключение
1.Введение.
1 слайд
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности:
обучение, воспитание и развитие ребенка.
В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций.
Цель применения стандарта:
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Давайте рассмотрим, какие требования предъявляются к учителю в обучении
2. Обучение
1.Самое важное и новое требование – это обязательное наличие высшего образования.
Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
Для этого учитель совместно с психологом и другими специалистами должен осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
Владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик ребенка.
Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
6. И еще очень важное требование, которое предъявляет этот проект – обязательное владение ИКТ-компетенциями , которые очень расширены.
3.Планирование учебно-воспитательной работы по-прежнему строится на принципах воспитания разносторонне развитой, духовно-нравственной, социально-адаптированной компетентной личности
В воспитательной работе педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Происходящие демографические сдвиги приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят дети с разной ментальностью и этнопсихологией. А это значит, что учителю необходимы знани культурологии, этнологии, религиоведения, которые помогут ему избежать многих роковых ошибок в работе. Следовательно, данный проект предполагает, чтобы каждый педагог получил эти знания в данных областях в ходе самообразования, путем постоянных курсов повышения квалификации.
Четвёртая часть стандарта посвящена требованиям к педагогу начальной школы.
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4.Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Мы должны обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
Должны Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу индивидуального развития ребенка.
Итак, какие же личностные требования предъявляются к педагогу.
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Каждый педагог должен обладать готовностью принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и умением оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Очень много в данном проекте говорится о культуре общения учителя и учащихся. Не секрет, что в нынешнее время мы можем услышать в СМИ и на телевидении , где многие передачи посвящены тому, как происходит общение учитель- ученик.
Учитель должен соблюдать языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок, слов – паразитов, ошибочных ударений в словах, не говоря уже об оскорблениях учителем ученика
Анализируя квалификационные характеристики педагогов, мы приходим к следующему выводу. Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности).