Просмотр содержимого документа
«Повышение читательской грамотности»
PISA
Задания по повышению читательской грамотности
PISA – Programme for International Student Assessment Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Основной вопрос: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?
Грамотность чтения - «способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Обычно, задача PISA состоит из: текста или текстов, которые объединены общей темой (имеется название), снабжены рисунками, графиками, таблицами и т.д. Причем, как содержащими, так и не содержащими полезную для успешного ответа на вопросы информацию;
Набора вопросов, отнесенных к теме, заданной информационным блоком.
Закодированной информацией для исследователя - область, уровень сложности (определяется статистически).
Различают три группы читательских умений (аспектов), которые являются ключевыми при оценке читательской грамотности:
1. найти и извлечь;
2. интегрировать и интерпретировать;
3. осмыслить и оценить.
Найти и извлечь.
• Просмотр текста и нахождение информации - просмотр текста позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или цифр.
• Поиск и извлечение информации из текста - поиск информации среди нескольких текстов позволяет выбрать наиболее подходящий текст с учетом условий задания.
Обобщение и формулирование выводов - суммирование информации, данной в предложениях или целом отрывке.
Обобщение и формулирование выводов на основании информации, данной в нескольких источниках - интеграция фрагментов информации, извлеченных из двух или более текстов.
Осмыслить и оценить
• Верификация текста - оценка достоверности, актуальности, точности, объективности информации в тексте.
• Размышление над содержанием и формой - оценка способа выражения точки зрения автора и/или его цели.
• Обнаружение и устранение противоречий - определить, как согласуются составные тексты и их фрагменты.
РАЗДЕЛ 1: Коровье молоко Ситуация «Коровье молоко»