kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Потребность в безопасности: мотивация в обучении и доверительная атмосфера в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена к сообщению на школьном методическом  семинаре. Содержит информацию о способах повышения учебной мотивации путем удовлетворения потребности обучающихся в безопасности. В работе представлены приемы формирования безопасной среды в классном коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Потребность в безопасности: мотивация в обучении и доверительная атмосфера в классе»

Потребность в безопасности: мотивация в обучении  и доверительная атмосфера в классе
  • Потребность в безопасности: мотивация в обучении и доверительная атмосфера в классе
Что это значит и как это связано с обучением? Как устроен наш мозг и как он влияет на нас. Нейрофизиолог Поль Маклин утверждал, что у человека мозг состоит из трех частей, которые насажены одна на другую, словно матрешки: рептильный мозг, лимбический мозг, неокортекс. За что отвечают эти части? Инстинкт самосохранения не дает человеку думать
  • Что это значит и как это связано с обучением?
  • Как устроен наш мозг и как он влияет на нас.
  • Нейрофизиолог Поль Маклин утверждал, что у человека мозг состоит из трех частей, которые насажены одна на другую, словно матрешки: рептильный мозг, лимбический мозг, неокортекс.
  • За что отвечают эти части?
  • Инстинкт самосохранения не дает человеку думать

1. Центральная часть — древний рептильный мозг. Он отвечает за инстинкты, быстродействие и выживание. Реагирует не задумываясь с целью защитить тело: «Бей! Беги! Замри!»

  • Благодаря именно этим реакциям живые существа спасались от своих врагов. И эти команды в случае опасности наш мозг запускает до сих пор. Какие опасности в школьной жизни встречаются ученикам?

2. Вторая часть — лимбическая система. Она обхватывает рептильный мозг как перчатка. И отвечает за эмоции и поведение в стае, то есть коллективизм, командность, семейность.

  • Лимбический мозг связан с чувством доминирования, с обучением, защитой, осознанием настоящего, похожестью и желанием придерживаться привычных моделей жизни, слуховым восприятием и различением ритма речи и интонаций. Можно сказать, что социальная жизнь школьников живет в этой части мозга.

3. Третья часть – это неокортекс. Он умеет анализировать, синтезировать, обобщать, планировать и рассуждать. Неокортекс позволяет визуализировать будущее, предвидеть, фантазировать и мечтать, умеет выражать мысли при помощи слов. Кстати, языковая система — самая молодая в неокортексе.

Система обучения чаще всего обращается к самой молодой зоне мозга – неокортексу. Однако другие отдела мозга продолжают реагировать на всё, что происходит вокруг. В буквальном смысле инстинкт самосохранения мешает человеку думать над сложными вещами, которые не касаются его физической или социальной безопасности. Конечно, речь идет про ситуации, когда человек чувствует себя по-настоящему не в своей тарелке. Стоит ли говорить, что и детям, и взрослым важно ощущать себя комфортно на физическом и социальном уровне, чтобы начать нормально учиться? Если ученик боится учителя или кого-то в классе, если он голоден или сильно устал, если он слишком долго сидел на одном месте – ему сложно перейти к интеллектуальной деятельности. Есть ли повод думать об этом в современной школе? Предлагаем вам обратить на это внимание сейчас. Инстинкт самосохранения не дает человеку думать
  • Система обучения чаще всего обращается к самой молодой зоне мозга – неокортексу. Однако другие отдела мозга продолжают реагировать на всё, что происходит вокруг.
  • В буквальном смысле инстинкт самосохранения мешает человеку думать над сложными вещами, которые не касаются его физической или социальной безопасности.
  • Конечно, речь идет про ситуации, когда человек чувствует себя по-настоящему не в своей тарелке. Стоит ли говорить, что и детям, и взрослым важно ощущать себя комфортно на физическом и социальном уровне, чтобы начать нормально учиться?
  • Если ученик боится учителя или кого-то в классе, если он голоден или сильно устал, если он слишком долго сидел на одном месте – ему сложно перейти к интеллектуальной деятельности. Есть ли повод думать об этом в современной школе? Предлагаем вам обратить на это внимание сейчас.
  • Инстинкт самосохранения не дает человеку думать
В своей методичке в рамках проекта «Травле – нет» известный российских психолог Л.Петрановская предлагает разобраться в сути таких явлений как травля, буллинг или групповая агрессия. Методичка помогает учителю, который читает эти материалы научиться зорко распознавать опасные ситуации, отличать непопулярность конкретных детей от травли и освоить эффективные способы предотвращения агрессии.
  • В своей методичке в рамках проекта «Травле – нет» известный российских психолог Л.Петрановская предлагает разобраться в сути таких явлений как травля, буллинг или групповая агрессия. Методичка помогает учителю, который читает эти материалы научиться зорко распознавать опасные ситуации, отличать непопулярность конкретных детей от травли и освоить эффективные способы предотвращения агрессии.
Специалисты в этой теме утверждают, что нельзя перекладывать такие проблемы на школьных психологов. С проблемой буллинга должен иметь дело учитель, потому что именно он работает с группой как с целым. Как это сделать? Например, организовать хороший классный час. Если есть возможность – лучше перенести такое мероприятие в неформальную обстановку: на улицу, в креативное молодежное пространство или просто в уютное место в школе. О том, как увидеть корень проблемы, разобрать с учениками волнующие ситуации, не совершить типовых ошибок педагога вы можете прочитать в методичке.  А мы поговорим о том, как сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт, который должен задать твердые границы допустимого и недопустимого.
  • Специалисты в этой теме утверждают, что нельзя перекладывать такие проблемы на школьных психологов.
  • С проблемой буллинга должен иметь дело учитель, потому что именно он работает с группой как с целым. Как это сделать?
  • Например, организовать хороший классный час. Если есть возможность – лучше перенести такое мероприятие в неформальную обстановку: на улицу, в креативное молодежное пространство или просто в уютное место в школе.
  • О том, как увидеть корень проблемы, разобрать с учениками волнующие ситуации, не совершить типовых ошибок педагога вы можете прочитать в методичке.
  • А мы поговорим о том, как сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт, который должен задать твердые границы допустимого и недопустимого.
Если ситуация действительно серьезная, то до момента формулирования правил нужно пройти с группой длинный путь: показать детям свою реакцию на агрессию в классе, назвать явление без прикрас и дать ему однозначную оценку, активировать моральное чувство и осознанность. Если мы просто запретим детям обзываться, отнимать у «ботаника» портфель, нападать на самого пухленького одноклассника, злорадствовать над «подлизой» и не дадим других способов, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
  • Если ситуация действительно серьезная, то до момента формулирования правил нужно пройти с группой длинный путь: показать детям свою реакцию на агрессию в классе, назвать явление без прикрас и дать ему однозначную оценку, активировать моральное чувство и осознанность.
  • Если мы просто запретим детям обзываться, отнимать у «ботаника» портфель, нападать на самого пухленького одноклассника, злорадствовать над «подлизой» и не дадим других способов, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
Напишите на плотных листах бумаги в виде фигур около 7 правил, которые вы считаете важными. Например, «правило взаимоуважения», «правило отмены оскорблений», «правило внимательности к проблемам других». Разложите эти фигуры на полу или развесьте по периметру класса. Предложите каждому ребенку проголосовать за 2 самых важных правила, отметив их точкой. Дальше сделайте рейтинг правил, разложив их от самого популярного к самому забытому. Обсудите результаты с учениками и договоритесь с группой о соблюдении избранных правил Метод «Рейтинга»
  • Напишите на плотных листах бумаги в виде фигур около 7 правил, которые вы считаете важными. Например, «правило взаимоуважения», «правило отмены оскорблений», «правило внимательности к проблемам других». Разложите эти фигуры на полу или развесьте по периметру класса. Предложите каждому ребенку проголосовать за 2 самых важных правила, отметив их точкой. Дальше сделайте рейтинг правил, разложив их от самого популярного к самому забытому. Обсудите результаты с учениками и договоритесь с группой о соблюдении избранных правил
  • Метод «Рейтинга»
Составьте карточки-дилеммы на волнующие темы: это заготовки с двумя вариантами, между которыми предстоит выбирать ученикам. Дилеммы могут звучать так: «открытое обсуждение конфликтов или безопасность», «словесные перепалки нужны или недопустимы», «быть чаще одному или быть чаще с группой». Вытягивайте дилеммы, начиная с самых безобидных. Предложите детям проголосовать за тот или иной вариант, попросите кого-то объяснить свой выбор. Важно никого не осуждать (даже обидчиков) и позволить высказаться всем в безоценочной обстановке. Затем сделать выводы и зафиксировать устраивающие группу варианты Метод «Дилеммы»
  • Составьте карточки-дилеммы на волнующие темы: это заготовки с двумя вариантами, между которыми предстоит выбирать ученикам. Дилеммы могут звучать так: «открытое обсуждение конфликтов или безопасность», «словесные перепалки нужны или недопустимы», «быть чаще одному или быть чаще с группой». Вытягивайте дилеммы, начиная с самых безобидных. Предложите детям проголосовать за тот или иной вариант, попросите кого-то объяснить свой выбор. Важно никого не осуждать (даже обидчиков) и позволить высказаться всем в безоценочной обстановке. Затем сделать выводы и зафиксировать устраивающие группу варианты
  • Метод «Дилеммы»
В режиме мозгового штурма набросайте разные правила и запишите их на большой лист ватмана. Затем проголосуйте за те правила, которые все разделяют и обязуются выполнять. Подпишитесь под этим плакатом и попросите всех детей поставить свою подпись. В дальнейшем важно периодически обращаться к этому плакату и проверять, выполняются ли правила. Имеет значение совпадение декларируемых педагогом ценностей с его собственным поведением (говорим об уважении –проявляем уважение к учащимся). Метод «Контракт класса»
  • В режиме мозгового штурма набросайте разные правила и запишите их на большой лист ватмана. Затем проголосуйте за те правила, которые все разделяют и обязуются выполнять. Подпишитесь под этим плакатом и попросите всех детей поставить свою подпись. В дальнейшем важно периодически обращаться к этому плакату и проверять, выполняются ли правила. Имеет значение совпадение декларируемых педагогом ценностей с его собственным поведением (говорим об уважении –проявляем уважение к учащимся).
  • Метод «Контракт класса»
Презентация составлена по материалам методического пособия, изданного онлайн школой «Фоксфорд» - «Как мотивировать учеников учиться» Фоксфорд учителю. Источники :
  • Презентация составлена по материалам методического пособия, изданного онлайн школой «Фоксфорд» - «Как мотивировать учеников учиться» Фоксфорд учителю.
  • Источники :


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Потребность в безопасности: мотивация в обучении и доверительная атмосфера в классе

Автор: Ольга Вячеславна Ячменева

Дата: 12.08.2020

Номер свидетельства: 555628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Технологическая карта урока по физкультуре 5 класс" Тема: "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-fizkul-turie-5-klass-tiema-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "211516"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431626469"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Анализ воспитательного процесса в 6 классе за 2013 - 2014 учебный год МБОУ "Вязовская ООШ Оренбургского района" "
    ["seo_title"] => string(121) "analiz-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-6-klassie-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod-mbou-viazovskaia-oosh-orienburghskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "102470"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402507426"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства