Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике: эффективные методы, формы и средства обучения (из опыта работы в 5-6 классах)»
Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике: эффективные методы, формы и средства обучения(из опыта работы в 5-6 классах)
Маркина Елена Михайловна,
учитель математики
МАОУ СОШ №16 город Балаково Саратовской области
Математическая концепция
Образование и педагогическая мысль России второй половины ХVIIIвека
ЕкатеринаII
Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:
1. Люди способные к наукам и искусствам2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию3. Люди способные лишь к самой простой работе.Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью.Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока. Цель воспитания: создание "особой породы людей свободных от пороков общества".
Функции обучения математики
Функции обучения математики
Образовательная функция предполагает овладение школьниками системой математических знаний, дающей представление о предмете математики, ее методах и приложениях. Образовательная функция во многом обусловливает развитие мировоззрения школьников, которое представляет собой синтез знаний, умений и убеждений.
Воспитательная функция характеризуется формированием интереса к изучению математики, развитием устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Развивающая функция заключается в формировании познавательных психических процессов и свойств личности, таких как внимание, память, мышление, познавательная активность и самостоятельность, способности, а также в формировании логических приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т. п.), общеучебных приемов.
Информационная функция заключается в том, что в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения математических идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции. В процессе обучения математике ученик получает достаточно большой объем информации, знакомится с различными приложениями математики, новыми открытиями в области математики.
Эвристическая функция предполагает создание учителем в процессе обучения условий, которые обеспечивают развитие способностей ребенка. К эвристической функции обучения относится применение учителем эвристических приемов и методов в обучении математике, умение применять их в различных конкретных ситуациях.
Прогностическая функция математики ориентирована на формирование у школьников прогностических умений: обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, видеть альтернативное решение проблем и др.
Эстетическая функция предусматривает приобщение школьников к красоте, воспитание у них эстетических вкусов. Учебный материал должен быть изложен логически последовательно, системно и привлекательно.
Практическая функция заключается в ориентации обучения на решение задач, на формирование умения математически исследовать явления реального мира, на практическую направленность учебного материала. Изначальным стимулом развития математического знания является потребность в решении конкретных практических задач.
Контрольно-оценочная функция предполагает осуществление контроля, коррекции, оценки знаний и умений школьников. Сегодня в школах с этой целью проводят тестирования.
Корректирующая функция понимается как корректировка информации, получаемой учащимися. Значение и сущность информации, полученной из различных источников, может быть различной. Учитель должен предлагать учащимся откорректированную информацию. Он должен помочь ученику правильно разобраться в ней и оценить ее.
Интегрирующая функция заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами, способами деятельности, методами.
Все функции обучения математике взаимосвязаны, они зависят друг от друга и реализуются на практике в различных сочетаниях. Обучение при реализации функций математики обеспечивает достижение основных целей обучения. Перечисленные выше цели математического образования составляют основу отбора его содержания.
Репортер
Репортер — человек, ведущий запись «коллективной памяти» на листах
бумаги с помощью разноцветных фломастеров или на доске.
«Коллективная память» исключительно полезна как во время работы,
так и в законченной форме. Во время работы она создается из выступлений
участников и становится эффективным наглядным инструментом,
позволяющим в нужный момент вернуться к нужному высказыванию.
Репортер работает в паре с ведущим и может консультироваться с ним
по поводу формулировок и т.п.
Карточный штурм
Все идеи записываются на отдельных карточках. Как правило, это
3–5 предложений от каждого участника. Затем все вывешивается на доске, и можно приступать к процессу группировки. Удобно, если группа не очень большая или очень разнородна.
Групповой штурм
При таком подходе «мозговой штурм» проходит в группах из 5–7 чело-
век, а затем каждая группа по очереди предлагает одну новую идею. Его
лучше использовать, если число участников больше 15 и помещение не позволяет свободно услышать каждого участника.
Метод 6х3х5
Это тоже метод генерации идей и предложений. Название произошло от
следующего:
- 6 участников,
- 3 идеи,
- 5 мин.
Каждый пишет 3 идеи на листе бумаги, затем листы передаются по кругу. На полученном листе нужно дописать 3 новых идеи и передать дальше.
Процесс заканчивается, когда новых идей не возникает. Чаще всего для
этого достаточно одного круга.
«Мозговой штурм»— это тип взаимодействия, задачей
которого является продуцирование участниками группы максимального количества идей на предложенную тему.
Правила «мозгового штурма»
1. Все предложения записываются.
2. Никакой оценки во время процесса.
3. Все идеи равноправны и лишаются авторства.
4. Не существует безумных идей.
5. Безумные предложения способствуют генерации вполне нормальных.
6. Необходимо установить время окончания работы.
7. Самые гениальные предложения появляются в последние 10% отведенного на работу времени.
Организация работы в группах
«Номера»
Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый
школьник в группе получает номер (как вариант — этикетку определенного цвета). Учитель дает задание группам, предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено.
Группы работают и по завершении работы подают установленный сигнал.
Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель выслушивает ответы учеников.
Номера, которые назначаются членам группы, можно заменить цветами
спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цвета».
Задачи для работы в группах
В одном мешке в 1,5 раза больше муки, чем во другом. После того как из первого мешка достали 17 кг муки, а из второго 35 кг, муки в обоих мешках стало поровну. Сколько килограммов муки было в каждом мешке первоначально? На одном складе было в 2,5 раза меньше овощей, чем на втором. После того как на первый склад завезли 180 т овощей, а на второй 60 т, овощей на обоих складах стало поровну. Сколько тонн овощей было на каждом складе первоначально? С введением нового фасона расход ткани на платье увеличился с 3,2 м до 3,6 м. На сколько процентов увеличился расход ткани на платье? Для перевозки нефти 20 автоцистернами каждой машине необходимо сделать 12 рейсов. Сколько автоцистерн понадобится для перевозки того же объема нефти, если число рейсов одной машины увеличить на 25%?
Метод содействующий организации интерактивной деятельности
Незаконченные предложения
Этот прием особенно эффективен для актуализации состояний, знаний
и для исследования результатов обучения. Педагог (или ученик) может составить
незаконченные предложения самостоятельно либо воспользоваться каким-либо источником. Лучше, если предложений немного: 5–9.
Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для
самостоятельной работы. Затем группа делится на пары и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее различающиеся, а также типичные точки зрения.
Шоу технологии
Различные игровые мероприятия в форме шоу демонстрируют телепередачи: «Без комплексов»,«Пусть говорят», «Счастливый случай», классический КВН и др.
Цели при организации мероприятия по аналогии с шоу сходны с целями любой воспитательной акции, в которой участвует группа школьников, и представлены в следующем единстве:
педагогическая цель (для зрителей — опыт
эмоционального реагирования в культурных формах),
жизненная задача
(для активных участников «сцена» — опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности),
организаторская задача (социальная по лезность).
Упражнения «активаторы»
«Звезды с небес»
«Встаньте, поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки высоко над
головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала можно свою правую
руку сделать совсем длинной, как если бы хотелось достать с неба звездочку. Потом можно позволить правой стороне расслабиться, а вытянуть вверх левую руку. При этом нужно представлять себе, что хочется схватить звезду с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняются верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, достаньте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхайте и выдыхайте (1мин)».