Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий на всех стадиях процесса педагогического творчества. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика»
Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
Составитель: Сорокоумова Е.В.,
МОУ СОШ № 15 с. Ивановского
Артистизм в структуре личности педагога
Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий на всех стадиях процесса педагогического творчества. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.
Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией.
Под ним понимаются:
1)черты личности учителя, ее своеобразие;
2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам;
3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.
Задача артистичного педагога - оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами.
Основная цель педагога - способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом - положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной ТЕМЫ и совместной ансамблевой работы. Урок создается каждый раз заново.
Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в "лаборатории", где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление учеников, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
Главным результатом труда артистичных педагогов является становление учеников, как личностей, в непрерывном, активном процессе творчества. В основе педагогического артистизма лежат знания театральной педагогики об артистизме актеров и режиссеров. Многие элементы методики педагогического артистизма заимствованы из театральной педагогики.
Основные характеристики педагогического артистизма
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность иррациональность интуиция эмпатия воображение наблюдательность способность к импровизации заразительность, самоконтроль и др.
общительность
иррациональность
интуиция
эмпатия
воображение
наблюдательность
способность к импровизации
заразительность, самоконтроль и др.
Структура педагогического артистизма
1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" урока, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
2. Внешний артистизм -игровая подача, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.
Компоненты артистизма
психофизический
эмоционально-эстетический
художественно-логический
Л.Ю. Берикханова выделяет три типа поведения педагогов при осуществлении импровизации .
2. Учитель-"камертон" , отзывается на любые внешние изменения, чутко реагируя на внешние обстоятельства. В результате оживленный, интересный диалог, обогащает партнеров по общению. Но учитель, увлеченный сиюминутным общением, зачастую теряет ориентир и может направить процесс обучения в русло, не соответствующее его предварительному замыслу .
1. Учитель-"солист" , который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения ассоциаций, аналогий, воспоминаний, то есть действует без учета влияния внешних обстоятельств, в которых протекает его деятельность. Импровизация при этом оказывается недостаточно эффективной, поскольку ученики не берутся учителем в расчет в полной мере.
3. Учитель-"импровизатор" , не только исполняет свою педагогическую "партитуру", двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует. При этом импровизационные моменты не заслоняют поставленной задачи урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности. Импровизированные речь и поведение учителя, как правило, очень энергичны и эмоциональны; они сильнее воздействуют на учеников. А сам факт импровизации поднимает авторитет педагога .
В структуре личности педагога артистизм играет следующие роли:
1. Синтезирующую(педагог ставить задания ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст).
2. Обогащающую и гармонизирующую личностные проявления педагога.
3. Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество.
5. Формирующую мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования.
ФУНКЦИИ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК КАК СОТВОРЦЫ УРОКА
Педагогическое общение
Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия учителя и учеников, их сотворчества.
Оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя .
В педагогической деятельности сотворчество, взаимодействие с аудиторией играют едва ли не большую роль, чем в театральном искусстве…
Урок невозможно «сыграть» без совместных усилий учителя и ученика, на уроке нет зрителей, все - участники действия. Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство - основная сила его труда. Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане.
Основные различия педагогической и актерской деятельности
Деятельность учителя происходит в границах реально существующего; чувство учителя рождается реальными обстоятельствами, он более открыт в выявлении своих чувств, чем актер. Общение педагога с учениками тяготеет к диалогу, продолжительность его деятельности в несколько раз больше, чем у актера; границы творчества шире: игра - лишь часть его «техники»; если у актера репертуар представлен в один день, как правило, одной ролью, то у учителя программа деятельности может быть разной. У учителя отсутствуют помощники в деятельности, хотя объективно он не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы; ответственность за результат деятельности у учителя личная, последствия его ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач.
В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции :
1. Мотивационная.
2. Мобилизационная.
3. Аттрактивная (притягивающая).
4. Фасилитаторская (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать).
5. Стимуляционная.
6. Синтетическая.
.
Артистизм педагогического поведения включает в себя и моменты максимальной мобилизации, и бережные пристройки "снизу", и смену веса…
1. Педагог при исполнении своих обязанностей обязан выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизованно, чтобы один его вид давал ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы.
2. Поведение учителя должно убеждать учеников, что именно они интересны ему.
3. Большую часть времени учитель должен находиться в приподнятом, радостном настроении, возникающем от внимания к ученику, от интереса к ученическим ошибкам и удачам.
Составляющие педагогического артистизма
1. Перевоплощение - способность стать другим, оставаясь самим собой.
2. Открытость и непосредственность, умение говорить напрямую, делиться тем, что есть внутри, заставить аудиторию сопереживать.
3. Наличие у педагога так называемой «визуальности», внешней привлекательности.
4. Импровизация - способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию.
5. Способность саморегуляции, владения своим настроением. Педагог должен обладать развитыми эмпатией и рефлексией.
6. Речевой артистизм - один из основных критериев оценки артистизма.
РЕЧЕВОЕ ИСКУССТВО ПЕДАГОГА
«Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать»
(В.О. Ключевский)
Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики.
Факторы , воздействующие на речь:
1. Умение убеждать, логическое построение речи. 2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией. 3. Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи. 4. Использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, позы, дистанции. 5. Дискуссионные умения. 6. Перцептивные умения, умения использовать наглядность.
"Руки высказывают мысль".
(К. С. Станиславский )
Хорошую речь характеризуют следующие признаки:
1.Правильность речи, т.е. соответствие принятым литературно-языковым нормам. 2. Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего. 3. Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего . 4. Логичность, т.е. соответствие законам логики. 5. Простота, т.е. ее естественность, отсутствие вычурности. 6. Богатство и живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, разнообразие используемых языковых средств, выразительность, образность. 7. Сжатость и чистота речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, повторений, а также жаргонных, вульгарных и других слов, употребляемых без необходимости.
«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»
( Квинтилиан)
Компоненты речевого артистизма
1.Энергетика речи выражается в единстве манеры поведения и произнесения речи.
2.Интенсивность речи характеризуется изменением темпа подачи информации.
3. Ассоциативность речи предполагает стимуляцию душевных и интеллектуальных резервов детей - это сопереживание и размышление слушателей, основанные на эмоциональной и рациональной памяти.
4. Выразительность речи - повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счёт интонационного разнообразия речи педагога.
5.Экспрессивность речи выражается в эмоционально-напряжённой речи педагога, его мимике, жестах и позе: это страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - всё это вовлекает ребят в беседу.
Риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникативных эффектов:
1.Эффекта визуального имиджа.
2. Эффект первых фраз.
3. Эффект аргументации.
4. Эффект квантового выброса информации.
4. Эффект паузы.
5. Эффект релаксации.
6. Эффект дисперсии.
7. Эффект воображения.
8. Эффект дискуссии.
9. Эффект эллипса.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.
"Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения учителя" .