ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ
Анисимова Дарья Николаевна методист технико-технологического отдела Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти
На современном этапе в как в дошкольном, среднем, высшем, так и в дополнительном образовании широко применяются мультимедийные средства подачи информации, такие как: мультимедиа-пособия, электронные приложения к учебникам, интерактивные обучающие программы и тренинги. Это обуславливается новыми требованиями к качеству образования, которое с каждым годом становится более технологизированным и, соответственно, ведет к необходимости внедрения новых форм представления учебного материала.
Использование мультимедийного материала должно быть осознанным и оправданным.
Хорошая, качественная презентация призвана усилить эффект восприятия информации на разных уровнях — аудиальном, визуальном, предлагаемый материал воспринимается на уровне ощущений, подкрепляемый зрительными и слуховыми образами, интуитивно сохраняясь на подсознании. Таким образом, комплексное восприятие способствует более качественному запоминанию материала.
Информация, хранящаяся на электронном носителе заменяет огромное количество наглядного материала прошлого поколения (фотоальбомы, папки с плакатами, диафильмы и др.), как и ее демонстрация существенно облегчается, избавляя от необходимости использования сложной аппаратуры, больших аудиторий и специализированных кабинетов. Например, использование интерактивных тренажеров по обучению вождению избавляет от необходимости оснащать учебный класс реальными занимающими много пространства и дорогостоящими тренажерами или учебными автомобилями. Конечно, невозможно научить вождению автомобиля без практики в реальных условиях на настоящем автомобиле, однако техника отработки прохождения поворотов, отработка переключения сцепления, торможения может успешно осуществляться на виртуальном тренажере.
Использование мультимедийного материала позволяет демонстрировать динамические процессы и проигрывать аудиафайлы, чего не могут даже самые лучшие учебники и пособия. Еще одно преимущество — быстрота и удобство воспроизведения информации, конечно, лабораторные опыты в реальных условиях выглядят захватывающе, однако не каждое учреждение дополнительного образования может себе позволить иметь, а самое главное, постоянно обновлять, например, «набор юного химика», а порой, и совсем невозможно провести занятие кружка «Занимательная астрономия» по изучению, к примеру, лунного затмения, потому что в ближайший учебный год на нашем полушарии его не возможно будет наблюдать. Вот здесь то и придут педагогу на помощь мультимедийные средства, презентации и программы, с помощью которых можно объяснить различные процессы и явления, рассказать и показать достопримечательности родного края и шедевры мировой культуры, увидеть и услышать то, без чего не возможно всестороннее развитие личности современного гражданина.
Использование мультимедийного сопровождения значительно упрощает и делает более качественным процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети, как правило, находятся на домашнем обучении, а, следовательно, ограничены в общении, тогда как дистанционная форма обучения дает возможность контактировать со сверстниками и окружающим миром. Процесс социализации в этом случае осуществляется с помощью информационной компьютерной среды, которая дает возможность получить качественное образование и профессиональные навыки, необходимые для дальнейшей успешной интеграции в обществе.
Для того чтобы мультимедийное пособие получилось интересным, понятным, а главное, способствующим достижению поставленных целей (например, знакомство обучающихся с технологией вязания крючком или создания радиоуправляемой авиамодели) необходимо следовать следующим правилам.
Выбор цветового оформления презентации
После трудоемкого этапа — подбора информации, наступает не менее ответственный этап — создание презентации или видеофильма (или любого другого мультимедийного материала). Правильный подбор и сочетание цветов фона и шрифта — половина успеха. Главная ошибка начинающих — остановка на стандартных белом фоне и черном тексте, такое сочетание цветов мешает аффективному восприятию материала, препятствуя достижению необходимого визуального эффекта. Проще говоря, от черно-белой презентации очень скоро начнет рябить в глазах, а если к тому же в презентации используется мелкий шрифт — напряжение, а иногда и боль в глазах ее зрителям обеспечена с первых минут просмотра.
Еще одна ошибка авторов некоторых не совсем удачных презентаций — выбор в качестве фона фотографии. В этом случае выбор цвета текста затрудняется, поэтому если есть такая необходимость, то оптимизировать сочетания текста и фоновой фотографии можно двумя способами:
Расположение текста на цветной подложке, а не на самой фотографии.
Использование в качестве фона однотонной или размытой фотографии.
Однако, наиболее удачный вариант сочетания фона и текста — контрастные цвета, например, темный шрифт и светлый фон, или наоборот.
Выбор шрифта
Использование мелкого и нестандартного, нечитаемого шрифта, равно как и плохое качество изображения или видео (низкое разрешение, «размытое изображение» и др.) слишком тихое или, наоборот слишком громкое звуковое сопровождение так же может затруднить или даже сделать невозможным восприятие информации, которую несет в себе та или иная презентация.
Наиболее оптимальными для использования в презентациях считаются шрифты «Arial» или «Tahoma», размеры которых для основного текста от 22 до 54 пунктов и от 36 до 66 пунктов и более для заголовков. Удачно акцентировать внимание зрителей применяя в тексте заглавные буквы и полужирный шрифт.
Наполняемость слайдов текстом и изображениями
В первую очередь, необходимо учитывать половозрастные особенности целевой аудитории, это значит, что, к примеру, презентация для детей младшего школьного возраста не должна содержать в себе сложных графиков, таблиц и диаграмм, изобиловать одновременно несколькими параллельными потоками информации (текст лекции, зрительный и звуковой ряд).
Для того чтобы избежать с перегрузки презентации текстом и изображениям, необходимо соблюдать следующие условия:
оптимальное количество изображений на одном слайде — 2-3;
использование графиков и диаграмм вместо таблиц;
использование только «ключевых» моментов текста, избегая дословного переноса текста на слайды;
подкрепление текста значками, специальными знаками, выделением наиболее важных фраз или слов другим цветом или шрифтом, отличных от основных, но соответствующих общей цветовой гамме.
Соблюдение вышеописанных условий облегчит восприятие информации содержащейся в презентации и будет способствовать ее лучшему запоминанию.
Скорость смены слайдов
Так же должна учитываться скорость подачи информации (смена слайдов, темп чтения текста).
Оптимальной скоростью смены слайдов считается смена через каждые 1,5-2 минуты, при средней продолжительности презентации 40-45 минут слайдов должно быть не более 30.
Использование звукового сопровождения и анимации
К использованию в презентации звукового сопровождения необходимо подходить осознанно и осторожно. В случае если оно не несет смысловую нагрузку стоит задуматься над его необходимостью, так как звуки и музыка могут отвлекать и рассеивать внимание аудитории, особенно если презентация предназначена детям дошкольного или младшего школьного возраста.
То же касается и анимационных эффектов — если презентация создана для демонстрации динамических процессов - без анимации здесь не обойтись, однако, если в ней нет особой необходимости, анимационные эффекты следует свести к минимуму или вовсе отказаться от их использования.
Синхронизация слайдов с текстом выступления
Наиболее сложным и важным условием создания удачной презентации является синхронизация слайдов с текстом, проще говоря, изображение на экране должно соответствовать тому, что говорит ее ведущий. Как уже было не раз отмечено выше — изображение на экране не должно просто дублировать речь, оно призвано дополнять, акцентировать внимание, иллюстрировать содержание текста. Идеальный вариант — сочетание текста и изображения, качественная взаимодополняемость.
Соблюдение вышеописанных правил позволяет сделать презентацию оптимально отвечающей требованиям, предъявляемым к современным мультимедийным материалам и содействовать реализации поставленных целей образовательного процесса.
(Демонстрация вышеописанных этапов (Выбор цветового оформления презентации. Выбор шрифта. Наполняемость слайдов текстом и изображениями. Скорость смены слайдов. Использование звукового сопровождения и анимации. Синхронизация слайдов с текстом выступления.) на примере презентации «Технико-технологический отдел»).
Рассмотрим применение мультимедийного материала на конкретных примерах.
Одним из направлений образовательного процесса является работа с родителями. Использование мультимедийной презентации на родительском собрании способно оживить и разнообразить встречу, особенно, если это родители детей группы первого года обучения, когда родители не имеют четкого представления о формах работы, ее специфике и результатах. Наряду с организационными вопросами, которые, естественно, должны быть освещены педагогом в форме диалога, достижения объединения, фото и (или) видеоматериал занятий, выступлений может быть отражен в форме мультимедийной презентации (пример - презентация для родителей детей, посещающих студию раннего развития «Рыжий кот»).
Еще одно направление образовательного процесса, охваченное сопровождением мультимедийными презентациями — досуговые культурно-массовые мероприятия, организуемые в каникулярное время. (Демонстрация фрагментов презентаций к мероприятиям «День России», «Космический десант», «Россия — душа моя»).
Сопровождение спортивных или военно-спортивных соревнований мультимедийной презентацией отражающей, к примеру, ход соревнований в виде таблицы результатов, усиленной фотографиями участников соревнований или видео с тренировками (или интервью с их участием) оживит и усилит эффект мероприятия (презентация и видеоряд к военно-спортивным соревнованиям «Патриот»).
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что каким бы ни был сложным и кропотливым процесс создания мультимедийного материала — его использование оправдывает это. Качество образовательного процесса заметно повышается, становится на порядок выше, отражая темпы развития современного общества, науки и техники.