изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как
субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
в разных условиях образовательного
процесса».
Основные теоретические идеи работыП.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877)
Психологический состав
целей
образования
Педагогические способы и средства их достижения
Ощущения
Педагогическая задача при воспитании органов внешних чувств распадается на две частные цели:
физиологический уход за органом, забота о его крепости и силе, устранение вредных влияний для его развития и интеллектуальное развитие органа
Представления
Идеи
При образовании сложного представления педагог может идти двумя путями: путем синтеза
ощущений и элементарных представлений и путем синтеза только элементарных представлений
Для методичного развития мышления нужно занять ум серьезным изучением наук с преобладающим индуктивным и дедуктивным характером. Для развития самостоятельного мышления пригодны
следующие средства: а) самостоятельное чтение; б) дебатирование различных вопросов в
товарищеских кружках; в) письменные работы по научным вопросам
Апперцепция
Чтобы научить ребенка правильно наблюдать, есть одно средство – проверка рассказа ребенка и исправление. Нужно озаботиться запоминанием наблюдаемого, различать в наблюдаемом существенное и несущественное
Память
Можно рекомендовать такие упражнения, которые предполагают анализ целого по элементам.
Полезно сопровождать работу воспроизведения некоторой долей построительной, творческой
деятельности.
Воображение
При воспитании воображения педагогу нужно обратить свое внимание на упражнения в построениях. Синтетические упражнения могут быть двух видов: теоретические и практические.
Мировоззрение
Участие педагога в формировании личности будет состоять в отыскании и доставлении обильного
и разнообразного материала развивающемуся уму; в систематизации материала; в создании
специальных разнообразных упражнений, соответствующих природе того или другого умственного
процесса.
Связь педагогической психологиис другими науками
Педагогическая психология была выделена в
самостоятельную отрасль психологических знаний
на основании конкретных образований деятельности человека.
Связь ее с другими науками обусловлена тем, что
она :
1) конкретная область психологического знания;
2) изучает образовательный процесс как передачу
социально-культурного опыта;
3) предметом ее изучения является познающий и
обучающий познанию человек.
Психологические теории
Ассоциативная психология
(Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации.
Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения.
Аристотель выделил чувство
удовлетворения как фактор
научения.
Теория проб и ошибок
(Э.Торндайк) – дает основные
законы научения (закон
упражнения, закон эффекта,
закон
готовности, кривую научения,
тесты достижения).
Бихевиористы (Дж. Уотсон),
необихевиористы Э. Толмен,
К. Халл, Б.Ф. Скиннер
разработали несколько теорий
научения в русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения
(1954г.).
Заслуга необихевиористов
состоит в разработке довольно
целостной концепции научения.
Психологические теории
Психоанализ
(Фрейд, Юнг)
разработал категорию бессознательного в
разных направлениях,
стадиальность развития «я», экстраверсию,
интраверсию.
Гештальпсихологи
разработали
концепцию
динамической
системы поведения, теорию
Поля К.Левина.
Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.)
Дж. Брунер, Норман
делали акцент на
информативность,
прогнозирование,
приемы переработки
информации процессов чтения и понимания
материальные и
когнитивные стили.
Генетическая
пистемология или
теория
стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об
интеллектуальном
развитии ввела в науку понятия –
централизация,
децентрализация,
адаптация, стадии
интеллектуального
развития.
Психологические теории
Педагогическая антропология
К.Д.Ушинского.
Его учение требовало обучать
воспитывая.
Он разработал категории
содержания и методов обучения.
.
Гуманистическая психология
(А.Маслоу, К.Роджерс) ввела
понятия центрированная на
клиенте терапия,
самоактуализация, пирамида
человеческих потребностей,
понятия фасилитация
(облегчение,
вспомоществование) и
сформулировала позиции
гуманистического подхода к
учащемуся.
Культурно-историческая теория
Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития
(обучение ведет
за собой развитие).
Отечественнаяпедагогическая психология
Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной
деятельности.
В отечественной педагогической психологии их
представили:
Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
В.В. Давыдов и другие ученые.
Что изучаетпедагогическая психология?
Педагогическая психология связана с общей
психологией, на базе которой и возникла, далее
с возрастной психологией, так как объект изучения
их - общий – развивающаяся личность.
Педагогическая психология изучает условия и
факторы формирования психических новообразований, но обязательно под воздействием образования.
Отечественнаяпедагогическая психология изучает:
психологические механизмы управления обучением
(Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом
в целом ( B . C . Лазарев и др.);
управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.);
индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например сотрудничество
(Г.А. Цукерман и др.),
личностные особенности обучаемых и учителей
( B . C . Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).