kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Общенаучная характеристика педагогической психологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Общенаучная характеристика педагогической психологии" предназначена для педагогов в рамках знакомства или изучения данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Общенаучная характеристика педагогической психологии"»

Выполнила: Алпатова А.В. Общенаучная характеристика педагогической психологии

Выполнила: Алпатова А.В.

Общенаучная характеристика педагогической психологии

Педагогическая психология – это междисциплинарная отрасль научных знаний, возникшая на стыке педагогики и психологических знаний. В современной науке прослеживается два направления развития педагогической психологии – дифференциация и ее интеграция .

Педагогическая психология

– это междисциплинарная отрасль научных знаний,

возникшая на стыке педагогики и психологических

знаний.

В современной науке прослеживается два направления развития педагогической психологии –

дифференциация и ее интеграция .

Педагогическая психология отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. Термин

Педагогическая психология

  • отрасль психологической науки, которая изучает

факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

Термин "педагогическая психология" впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Различные подходы к определению педагогической психологии

Т. В. Габай:

«Педагогическая психология исследует

закономер­ности присвоения

общественно выработанных способов

действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития.

Она также устанавливает связь

процессов учения с процессами

развития, то есть выясняет, при каких

условиях первые обеспечивают

возможность по­следних».

В. В. Давыдов

предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной

психологии, аргументируя это тем, что специфика возраста

определяет характер проявления

у учащегося законов усвое­ния,

поэтому и преподавание той или

иной дисциплины должно

строиться по-разному.

Предмет

педагогической психологии

В. А. Крутецкий:

«Педагогическая психология

изучает законо­мерности

овладения знаниями, умениями и

навыками, исследует

ин­дивидуальные различия в этих

процессах, закономерности

формиро­вания у школьников

творческого активного мышления, изменения в психике».

Л. И. Божович:

«Педагогическая психология изучает законо­мерности

развития человека

в условиях обучения

и воспитания».

И. А. Зимняя:

«Предметом педагогической психологии

являют­ся факты, механизмы,

закономерности освоения

социокультурного опыта человеком и

вызываемые этим процессы освоения

изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как

субъекта учебной деятельности,

организуемой и управляемой педаго­гом

в разных условиях образовательного

процесса».

Основные теоретические идеи работы П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877 )

Психологический состав

целей

образования

Педагогические способы и средства их достижения

Ощущения

Педагогическая задача при воспитании органов внешних чувств распадается на две частные цели:

физиологический уход за органом, забота о его крепости и силе, устранение вредных влияний для его развития и интеллектуальное развитие органа

Представления

Идеи

При образовании сложного представления педагог может идти двумя путями: путем синтеза

ощущений и элементарных представлений и путем синтеза только элементарных представлений

Для методичного развития мышления нужно занять ум серьезным изучением наук с преобладающим индуктивным и дедуктивным характером. Для развития самостоятельного мышления пригодны

следующие средства: а) самостоятельное чтение; б) дебатирование различных вопросов в

товарищеских кружках; в) письменные работы по научным вопросам

Апперцепция

Чтобы научить ребенка правильно наблюдать, есть одно средство – проверка рассказа ребенка и исправление. Нужно озаботиться запоминанием наблюдаемого, различать в наблюдаемом существенное и несущественное

Память

Можно рекомендовать такие упражнения, которые предполагают анализ целого по элементам.

Полезно сопровождать работу воспроизведения некоторой долей построительной, творческой

деятельности.

Воображение

При воспитании воображения педагогу нужно обратить свое внимание на упражнения в построениях. Синтетические упражнения могут быть двух видов: теоретические и практические.

Мировоззрение

Участие педагога в формировании личности будет состоять в отыскании и доставлении обильного

и разнообразного материала развивающемуся уму; в систематизации материала; в создании

специальных разнообразных упражнений, соответствующих природе того или другого умственного

процесса.

Связь педагогической психологии  с другими науками Педагогическая психология была выделена в самостоятельную отрасль психологических знаний на основании конкретных образований деятельности человека. Связь ее с другими науками обусловлена тем, что она : 1) конкретная область психологического знания; 2) изучает образовательный процесс как передачу социально-культурного опыта; 3) предметом ее изучения является познающий и обучающий познанию человек.

Связь педагогической психологии с другими науками

Педагогическая психология была выделена в

самостоятельную отрасль психологических знаний

на основании конкретных образований деятельности человека.

Связь ее с другими науками обусловлена тем, что

она :

1) конкретная область психологического знания;

2) изучает образовательный процесс как передачу

социально-культурного опыта;

3) предметом ее изучения является познающий и

обучающий познанию человек.

Психологические теории Ассоциативная психология  (Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации. Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения. Аристотель выделил чувство удовлетворения как фактор научения.  Теория проб и ошибок (Э.Торндайк) – дает основные законы научения (закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, кривую научения,  тесты достижения).  Бихевиористы (Дж. Уотсон), необихевиористы Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер разработали несколько теорий научения в русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения (1954г.). Заслуга необихевиористов состоит в разработке довольно целостной концепции научения.

Психологические теории

Ассоциативная психология

(Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации.

Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения.

Аристотель выделил чувство

удовлетворения как фактор

научения.

Теория проб и ошибок

(Э.Торндайк) – дает основные

законы научения (закон

упражнения, закон эффекта,

закон

готовности, кривую научения,

тесты достижения).

Бихевиористы (Дж. Уотсон),

необихевиористы Э. Толмен,

К. Халл, Б.Ф. Скиннер

разработали несколько теорий

научения в русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения

(1954г.).

Заслуга необихевиористов

состоит в разработке довольно

целостной концепции научения.

Психологические теории Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях, стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.  Гештальпсихологи разработали концепцию динамической системы поведения, теорию Поля К.Левина.    Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.) Дж. Брунер, Норман делали акцент на информативность, прогнозирование, приемы переработки информации процессов чтения и понимания материальные и когнитивные стили.  Генетическая пистемология или теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об интеллектуальном развитии ввела в науку понятия – централизация, децентрализация, адаптация, стадии интеллектуального развития.

Психологические теории

Психоанализ

(Фрейд, Юнг)

разработал категорию бессознательного в

разных направлениях,

стадиальность развития «я», экстраверсию,

интраверсию.

Гештальпсихологи

разработали

концепцию

динамической

системы поведения, теорию

Поля К.Левина.

Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.)

Дж. Брунер, Норман

делали акцент на

информативность,

прогнозирование,

приемы переработки

информации процессов чтения и понимания

материальные и

когнитивные стили.

Генетическая

пистемология или

теория

стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об

интеллектуальном

развитии ввела в науку понятия –

централизация,

децентрализация,

адаптация, стадии

интеллектуального

развития.

Психологические теории Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Его учение требовало обучать воспитывая. Он разработал категории содержания и методов обучения. . Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела  понятия центрированная на клиенте терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация  (облегчение, вспомоществование) и сформулировала позиции  гуманистического подхода к учащемуся.  Культурно-историческая теория  Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития (обучение ведет за собой развитие).

Психологические теории

Педагогическая антропология

К.Д.Ушинского.

Его учение требовало обучать

воспитывая.

Он разработал категории

содержания и методов обучения.

.

Гуманистическая психология

(А.Маслоу, К.Роджерс) ввела

понятия центрированная на

клиенте терапия,

самоактуализация, пирамида

человеческих потребностей,

понятия фасилитация

(облегчение,

вспомоществование) и

сформулировала позиции

гуманистического подхода к

учащемуся.

Культурно-историческая теория

Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития

(обучение ведет

за собой развитие).

Отечественная  педагогическая психология Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной деятельности. В отечественной педагогической психологии их представили:

Отечественная педагогическая психология

Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной

деятельности.

В отечественной педагогической психологии их

представили:

  • Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
  • Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
  • З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
  • П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
  • Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
  • В.В. Давыдов и другие ученые.
Что изучает  педагогическая психология? Педагогическая психология связана с общей психологией, на базе которой и возникла, далее с возрастной психологией, так как объект изучения их - общий – развивающаяся личность. Педагогическая психология изучает условия и факторы формирования психических новообразований, но обязательно под воздействием образования.

Что изучает педагогическая психология?

Педагогическая психология связана с общей

психологией, на базе которой и возникла, далее

с возрастной психологией, так как объект изучения

их - общий – развивающаяся личность.

Педагогическая психология изучает условия и

факторы формирования психических новообразований, но обязательно под воздействием образования.

Отечественная  педагогическая психология изучает: психологические механизмы управле­ния обучением  (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом  в целом ( B . C . Лазарев и др.); управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.); индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество  (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учи­телей  ( B . C . Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).

Отечественная педагогическая психология изучает:

  • психологические механизмы управле­ния обучением

(Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом

в целом ( B . C . Лазарев и др.);

  • управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
  • учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.);
  • индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество

(Г.А. Цукерман и др.),

  • личностные особенности обучаемых и учи­телей

( B . C . Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).

Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Общенаучная характеристика педагогической психологии"

Автор: Алпатова Анжелика Владимировна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 522986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "История становления педагогической психологии"
    ["seo_title"] => string(49) "istoriia_stanovleniia_pedagogicheskoi_psikhologii"
    ["file_id"] => string(6) "522988"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1571308955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства