Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
•умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
•умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
•умение и убеждать, и уступать;
•способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
• умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
• способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
• осуществлять взаимный контроль и
взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные универсальные учебные действия »
МБОУ «Начальная школа» ЗАТО г. Радужный
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учитель музыки
ЕГОРОВА Наталья Алексеевна
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
При поступлении в школу ребенок имеет определенныйуровень развития общения.В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:
— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
— ориентация на партнера по общению;
— умение слушать собеседника.
Коммуникациякак взаимодействие
— коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрическойпозиции в межличностныхи пространственныхотношениях.
К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности),приобретают более глубокий характер:
дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.
Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли,чувства,стремленияижелания окружающих,их внутренний мир в целом.
Коммуникация как кооперация:
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности,
ориентацияна партнера
по деятельности.
Групповая работамладших школьниковпредполагает свои правила:
нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей
абсолютной тишины,
но необходимо бороться
с выкрикиванием и т. п.
Главные показатели развития коммуникативного компонента УУД
Простейшие формы умение договариваться , находить общее решение в коллективном создание замысла (в игре, на занятиях конструированием и т.д.)
способность сохранятьдоброжелательноеотношение друг к другу не только в случае заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
умение договариваться , находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать ;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
осуществлять взаимный контроль и
взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации-коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям
умение строить понятные для партнера высказывания , учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение задавать вопросы , чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
владение планирующей и регулирующей функциями речи;
умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия , а также передавать (сообщать) их партнеру.
Формы работы, направленныена формирование коммуникативных УД :
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп,
учебный конфликт,
обсуждение участниками способов своего действия,
проектные задания,
специальные тренинговые
занятия по развитию
коммуникативных навыков
под руководством
школьного психолога.
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД в ДОУ.
Групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах).
Групповая работа с использованием современного дидактического оборудования.
Проектные задания.
Хоровое пение.
Коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов.
Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут быть полезными только в случае:
создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности;
необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения , а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.