?аза? тілі- ?деби тіл. ?деби тіл-сол тілде с?йлейтін барлы? адам?а т?сінікті, ?алыптас?ан нормалары бар, ?о?амны? барлы? саласында ?олданылу?а ?абілетті тіл. Адамдар к?нделікті ?арым-?атынаста ?аза? тілінде ?з ойын емін-еркін жеткізеді, бір-бірімен пікір алмасады, ой б?ліседі.Б?л тілімізді? адамдар арасын байланыстырушылы? ?ызметіні? ке?дігін к?рсетеді. ?аза? тілінде ?лемні? інжу-маржандарымен те?есе алатын та??ажайып к?ркем шы?армалар жазылады. Б?л ?азыналы да бейнелі ана тілімізді? т?рлі жанрда?ы к?ркем ?деби шы?армалар жазу?а м?мкіндігіні? шексіз екендігіне д?лел болады.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"?аза?ты? ?лтты? ойындары" презентация»
Проектно-исследовательская работа
Ученицы 8 класса “б”
Крес Валентины
Учитель: Тулегенова Б.Б.
Возникновение и использование народных игр в жизни предков и будущего поколения
Цель проекта
заключается в возрождении культурных народных традиций ,
казахских и русских народных игр, приобщение взрослых и детей к народным играм, привитие любви к народным традициям и играм, расширение представления о культуре казахского и русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи проекта
Изучить историю возникновения игр;
Собрать и проанализировать информацию, полученную на основе наблюдений, личного опыта, взаимодействия с родителями и старейшинами и сведений, содержащихся в печатных изданиях;
Познакомить с результатами ребят ;
Провести игры-соревнования;
Знакомить с играми и участвовать в них на уроках, переменах и внешкольное время;
Прививать любовь к народным традициям.
Расширить представления о культуре казахского и русского народа.
Развить навыки культурного общения в процессе игры.
Совершенствовать физическую подготовку.
Познакомить с общими правилами проведения игр.
Актуальность исследование данной проблемы.
Уточнить виды игр, их возникновение и использование в жизни предков и будущего поколения .
Выяснить, знают ли ребята игры и правила игр .
Узнать мнение окружающих по поводу их отношения к данному вопросу, насколько он важен для них и их близких.
Обсудить результаты анкетирования.
План реализации проекта
Действия
Сроки
Провести анкетирование, опрос ребят и родителей.
Результат
ноябрь
Посещение библиотек и работа с интернетом.
Мнение анкетируемых: надо возродить традиции, играть самим и учить друзей и близких.
Встреча с старейшинами
декабрь
Изучила виды игр, с какой целью проводятся и правилами.
январь
Узнать историю возникновения игр. Исследовать виды игр .
Узнала когда, где и как раньше проводились национальные игры. Узнала традиции и обычаи казахского и русского народа.
февраль
Оформление проекта, создание мультимедийной презентации.
Проведение игр – соревнований на уроках и переменах
март
Ознакомилась с кочевым образом жизни казахского народа, бытом русского народа
Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.
март - апрель
Фотографирование основных моментов
Заинтересовала ребят.
постоянно
Защита проекта.
Фотографии
апрель
Методы исследования: анализ, сопоставление, выделение общего и различий, сравнение ,обобщение
Всех убедить и победить.
В условиях борьбы занезависимость исуровый кочевой образжизни у казахскогонарода сложилисьсвои игры, связанныес военным бытом(войны, набеги, столкновения). Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и другие. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств. Необходимых кочевнику и воину.
Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными.
Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той).
Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их”.
Аламан байга - скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км). Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время . Аламан байга является первым и основным видом программы крупных народных празднеств. Состязания проводились в степи по прямой, с различными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1 до 8 км.
История казахской национальной игры "Чокпар" имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар-кокбори» в переводе на русский означает "серый волк". Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между джигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла . Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие джигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись джигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один джигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.
Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался. Более поздняя по времени спортивная игра «кыз-куу», вероятно,— прямое отражение этого обряда. Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.
С празднованием весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся особой популярностью в кочевом быте народа - день перекочевки рода или целого аула с зимовок на летовки ранней весной и поздней осенью, когда возвращались к прежней зимней стоянке обратно. На новой стоянке устраивали пиршество до самой поздней ночи, сменяя одни игры другими.
Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый Год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства - скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года.
Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны, и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.
Одной из древнейших казахских национальных игр является игра "Тогыз кумалак". "Тогыз кумалак" - это настольная игра на доске на логику и смекалку, призваная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.
Главная задача игры - перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются “добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них - альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.
Большой популярностью в народе пользовались борьбаКазакша курес проводился на всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
Какие же из ловилок- догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками , речевками.
. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?
Русская игра в бабки. Бабки — это надкопытные кости коров, овец, коз или лошадей. Они и дали название самой старинной русской игре. Косточки парами, тройками, в виде различных фигур, кладут на землю в круг и выбивают их оттуда бабкой-битой, в которую для тяжести залит свинец. В разных местах России бабки назывались по-своему: альчики, баски, казанки, костыги, лодыги, шляки, кочи. ...Прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре. Эти стихи А. С. Пушкина навеяны видом статуи юноши, играющего в бабки.
Русская лапта. В старину писали «лОпта». Посмотришь на это непривычное «О» и сразу догадаешься: так вот в чем дело — наша палка-лапта, оказывается, сродни лОпатке! Что ж, все правильно, удобнее всего бить по мячу именно лаптой-лопаткой. Палка, маленький мячик и небольшая площадка — вот все, что нужно для этой интересной и полезной игры, которой увлекались еще наши прадедушки. Играют 2 команды по 7 или 9 человек в каждой. Одна команда «бьющая», другая «водящая». Игроки бьющей команды по очереди бьют лаптой по мячу. Кто бил, должен сделать перебежку до черты, «кона», и обратно, в «город». Промазал — жди, пока ударит товарищ, и тогда беги. А те, кто водит, стараются побыстрее схватить мяч и засалить бегущих противников, пока они не успели спрятаться за чертой кона или города. Каждый удачный пробег дает бьющим 1 очко. За каждый пойманный в воздухе мяч, за каждого «засаленного», за каждый промах «городских» 1 очко получают и водящие. Игры, похожие на русскую лапту, есть и в других странах: ойна — в Румынии, песа палло — в Финляндии, бейсбол — в США, крикет — в Англии
Классификация игр
Виды игр
Цели
Зрелищные,
Название игр.
конноспортивные и военные
Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.
Интеллекту-альные
Аламан байга. Кокпар тарту.
Развитие мышления, внимания и логики.
Молодежные
Казакша курес. Тымак алу.
Тогыз кумылак.
Воспитывают навыки культурного общения. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.
Детские
Кыз куу. Сайыс. Аударыспак.
Үшты-үшты.
Ак суек.
Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус.
Жамбы ату. Кумыс алу.
Кыз куу.
Альчики (асыки). Тымак алу.
Интерiспек. Туйiлген орамал.
Алтын бакан
Үшты-үшты. Бес тас.
и другие.
Аркан ойын. Туткынга алу.
Сакина. Кiм урды?
Орнанды тап.
Сопоставление русских и казахских народных игр.
№
направление
1
Отношение к природе
2
Казахские народные игры
Отношение к народным традициям,воспитывают храбрость и мужество
3
“ Охота с беркутом”, “Охотники”, “Ақ сүйек”
Русские народные игры
“ Гуси-лебеди”, “Волк и овцы”,”Коршун и наседка”
Воспитывают навыки культурного общения
4
“ Аламан байга”,”Көкпар”,”Қыз қуу”
“ лапта”,”Большой мяч”
“ Алтыбақан”,”Асық”,”Ұшты-ұшты”
Совершенствуют физическую подготовку
5
“ Фанты”,”краски”,”Жмурки”
Развитие мышления,внимания и логики
“ Арқан тарту”, “Итеріспек”, “Тымақ алу”
“ Бои на бревне”,”Перетяни за черту”
“ Тоғызқұмалақ”, “Ұшты-ұшты”
“ Бабки”,
” Пятнашки”
Классификация игр по времени проведения
Время проведения
Цели
В теплую погоду на свежем воздухе
Названия игр
Прививают интерес к народным традициям.Развивают силу,ловкость,выносливость. Воспитывают храбрость,мужество.Совершенствуют физическую и военную подготовку
Зимой на свежем воздухе
Развивать силу, ловкость, выносливость.
Аламан байга. Пятнашки. Найди себе пару. Ақ сүйек .
В помещении
Гонка с шайбами. «Не ходи на гору», «Қазан»
Проявление смекалки, логического мышления.
“ Тоғызқұмалақ”, “Фанты”, “Ұшты - ұшты”
Классификация игр по форме проведения
Форма игры
Цели
Групповые
Названия игр
Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.
Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.
Соревнования – поединки
Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус.
Аламан байга. Көкпар тарту. Передал – садись. Лапта.
Альчики (асыки). Тымак алу,. Интеріспек. Туйілген орамал. Үшты – үшты. Бес тас. Арқан ойын. Тутқынға алу. Сақина. Кім ұрды? Орнынды тап. Большой мяч. Лапта.
Сравнение игр:
Казахские народные игры
Русские народные игры
“ Көкпар”
“ Козлодрание”
“ Асық”
“ Бабки”
“ Арқан тарту”
“ Перетягивание каната”
“ Жамбы ату”
“ Стрельба из лука”
“ Қазақша күрес”
“ Борьба”
Результаты анкетирования показали,что ребята знают народные игры- 100%но участие принимали не во всех-4%, играли только в тоғызқұмалақ,ұшты-ұшты,цепи-кованные,күрес, лапта
Было проанкетировано 20 родителей . Результаты анкетирования показали:
Молодые люди являются наиболее активными участниками обрядов и игрищ, а люди старшего поколения – основные хранители Знаний . В настоящее времяродители мало уделяютвремени своим детям, редкоиграют с ними. И можетпоэтому многие игрыоказались забыты.
Играют с детьми
Учат играм
своих детей
- 3 ЧЕЛОВЕК
- 6 ЧЕЛОВЕК
Узнали игры от старшего поколения
- 11 ЧЕЛОВЕК
Играли в игры в детстве
- ВСЕ 20 ЧЕЛОВЕК
Общие ,обязательные правила для всех игр, которые надо помнить всегда:
—не допускайте грубости по отношению к сопернику - ни в словах, ни в поступках;
—выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной;
—не нарушайте правила игры, не допускайте обмана - ведь победа должна быть честной;
—проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим - он еще обязательно победит.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
В результате работы над проектом:
Встретилась со старейшинами.
Приобрела много хороших друзей и единомышленников.
Изучила традиции и обычаи казахского и русского народа, где используются игры.
Ознакомилась с разновидностью игр и целями их проведения.
Познакомила с этими играми ребят.
Организовала игры-соревнования.
Познакомила ребят с правилами проведения игр.
Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.
Оформлена экспозиция фотографии « Мы любим играть в народные игры».
Играем в народные игры.
Основные выводы работы.
Значимость проекта заключается в том, что ребята узнали много игр, в которые они могут играть со своими друзьями.
Теперь они играют в эти игры не только на уроках, но и на переменах, а также на улицах, в гостях, во дворах с другими ребятами. Рассказывают и показывают правила игр.
Эти игры нас научили играть по честным правилам, быть друг другу внимательнее и вежливее. Игры сплотили и сдружили нас. Мы весело проводим время.
Перспективы работы над проектом в том, что необходимо ознакомить с казахскими и русскими народными играми не только детей, но и взрослых. Составить буклеты и распространить среди ребят и взрослых.
Собранная информация и иллюстративный материал может использоваться для проведения внеклассных мероприятий, уроков истории, казахского и русского языка, литературы и физического воспитания школьниками, педагогами, воспитателями и родителями.