kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"?аза?ты? ?лтты? ойындары" презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

?аза? тілі- ?деби тіл. ?деби тіл-сол тілде с?йлейтін барлы? адам?а т?сінікті, ?алыптас?ан нормалары бар, ?о?амны? барлы? саласында ?олданылу?а ?абілетті тіл. Адамдар к?нделікті ?арым-?атынаста ?аза? тілінде ?з ойын емін-еркін жеткізеді, бір-бірімен пікір алмасады, ой б?ліседі.Б?л тілімізді? адамдар арасын байланыстырушылы? ?ызметіні? ке?дігін к?рсетеді. ?аза? тілінде ?лемні? інжу-маржандарымен те?есе  алатын та??ажайып к?ркем шы?армалар жазылады. Б?л ?азыналы да бейнелі ана тілімізді? т?рлі жанрда?ы к?ркем ?деби  шы?армалар жазу?а м?мкіндігіні? шексіз екендігіне д?лел болады.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"?аза?ты? ?лтты? ойындары" презентация»

Проектно-исследовательская работа Ученицы 8 класса “б” Крес Валентины Учитель: Тулегенова Б.Б. Возникновение и использование народных игр в жизни предков и будущего поколения

Проектно-исследовательская работа

Ученицы 8 класса “б”

Крес Валентины

Учитель: Тулегенова Б.Б.

Возникновение и использование народных игр в жизни предков и будущего поколения

Цель проекта  заключается в возрождении культурных народных традиций ,  казахских и русских народных игр, приобщение взрослых и детей к народным играм, привитие любви к народным традициям и играм, расширение представления о культуре казахского и русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Цель проекта

заключается в возрождении культурных народных традиций ,

казахских и русских народных игр, приобщение взрослых и детей к народным играм, привитие любви к народным традициям и играм, расширение представления о культуре казахского и русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи проекта

Задачи проекта

  • Изучить историю возникновения игр;
  • Собрать и проанализировать информацию, полученную на основе наблюдений, личного опыта, взаимодействия с родителями и старейшинами и сведений, содержащихся в печатных изданиях;
  • Познакомить с результатами ребят ;
  • Провести игры-соревнования;
  • Знакомить с играми и участвовать в них на уроках, переменах и внешкольное время;
  • Прививать любовь к народным традициям.
  • Расширить представления о культуре казахского и русского народа.
  • Развить навыки культурного общения в процессе игры.
  • Совершенствовать физическую подготовку.
  • Познакомить с общими правилами проведения игр.
Актуальность исследование данной проблемы.

Актуальность исследование данной проблемы.

  • Уточнить виды игр, их возникновение и использование в жизни предков и будущего поколения .
  • Выяснить, знают ли ребята игры и правила игр .
  • Узнать мнение окружающих по поводу их отношения к данному вопросу, насколько он важен для них и их близких.
  • Обсудить результаты анкетирования.
План реализации проекта Действия Сроки Провести анкетирование, опрос ребят и родителей. Результат ноябрь Посещение библиотек и работа с интернетом. Мнение анкетируемых: надо возродить традиции, играть самим и учить друзей и близких. Встреча с старейшинами декабрь Изучила виды игр, с какой целью проводятся и правилами. январь Узнать историю возникновения игр. Исследовать виды игр . Узнала когда, где и как раньше проводились национальные игры. Узнала традиции и обычаи казахского и русского народа. февраль Оформление проекта, создание мультимедийной презентации. Проведение игр – соревнований на уроках и переменах  март Ознакомилась с кочевым образом жизни казахского народа, бытом русского народа Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.  март - апрель Фотографирование основных моментов Заинтересовала ребят. постоянно Защита проекта. Фотографии апрель Методы исследования: анализ, сопоставление, выделение общего и различий, сравнение ,обобщение Всех убедить и победить.

План реализации проекта

Действия

Сроки

Провести анкетирование, опрос ребят и родителей.

Результат

ноябрь

Посещение библиотек и работа с интернетом.

Мнение анкетируемых: надо возродить традиции, играть самим и учить друзей и близких.

Встреча с старейшинами

декабрь

Изучила виды игр, с какой целью проводятся и правилами.

январь

Узнать историю возникновения игр. Исследовать виды игр .

Узнала когда, где и как раньше проводились национальные игры. Узнала традиции и обычаи казахского и русского народа.

февраль

Оформление проекта, создание мультимедийной презентации.

Проведение игр – соревнований на уроках и переменах

март

Ознакомилась с кочевым образом жизни казахского народа, бытом русского народа

Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.

март - апрель

Фотографирование основных моментов

Заинтересовала ребят.

постоянно

Защита проекта.

Фотографии

апрель

Методы исследования: анализ, сопоставление, выделение общего и различий, сравнение ,обобщение

Всех убедить и победить.

В условиях борьбы за        независимость и        суровый кочевой образ        жизни у казахского        народа сложились        свои игры, связанные        с военным бытом        (войны, набеги, столкновения). Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и другие. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств. Необходимых кочевнику и воину.

В условиях борьбы за независимость и суровый кочевой образ жизни у казахского народа сложились свои игры, связанные с военным бытом (войны, набеги, столкновения). Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и другие. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств. Необходимых кочевнику и воину.

Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными.

Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными.

Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той).                   Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их”.

Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той).

Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шилдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их”.

Аламан байга - скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км). Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время
  • Аламан байга - скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км). Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время . Аламан байга является первым и основным видом программы крупных народных празднеств. Состязания проводились в степи по прямой, с различными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы.

Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1 до 8 км.

История казахской национальной игры

История казахской национальной игры "Чокпар" имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар-кокбори» в переводе на русский означает "серый волк". Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между джигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла . Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие джигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись джигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один джигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.

Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался. Более поздняя по времени спортивная игра «кыз-куу», вероятно,— прямое отражение этого обряда. Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался. Более поздняя по времени спортивная игра «кыз-куу», вероятно,— прямое отражение этого обряда. Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

С празднованием весны связан другой общественный праздник, пользовавшийся особой популярностью в кочевом быте народа - день перекочевки рода или целого аула с зимовок на летовки ранней весной и поздней осенью, когда возвращались к прежней зимней стоянке обратно. На новой стоянке устраивали пиршество до самой поздней ночи, сменяя одни игры другими.

Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый Год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства - скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года.

Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны, и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра "Тогыз кумалак". "Тогыз кумалак" - это настольная игра на доске на логику и смекалку, призваная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.

  • Главная задача игры - перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются “добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них - альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.

Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них - альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.

Большой популярностью в народе пользовались борьба Казакша курес проводился на всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.

Большой популярностью в народе пользовались борьба Казакша курес проводился на всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок- догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками , речевками.

. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Русская игра в бабки. Бабки — это надкопытные кости коров, овец, коз или лошадей. Они и дали название самой старинной русской игре. Косточки парами, тройками, в виде различных фигур, кладут на землю в круг и выбивают их оттуда бабкой-битой, в которую для тяжести залит свинец. В разных местах России бабки назывались по-своему: альчики, баски, казанки, костыги, лодыги, шляки, кочи.   ...Прочь! раздайся, народ любопытный,  Врозь расступись;   не мешай русской удалой игре.   Эти стихи А. С. Пушкина навеяны видом статуи юноши, играющего в бабки.

Русская игра в бабки. Бабки — это надкопытные кости коров, овец, коз или лошадей. Они и дали название самой старинной русской игре. Косточки парами, тройками, в виде различных фигур, кладут на землю в круг и выбивают их оттуда бабкой-битой, в которую для тяжести залит свинец. В разных местах России бабки назывались по-своему: альчики, баски, казанки, костыги, лодыги, шляки, кочи. ...Прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись;  не мешай русской удалой игре. Эти стихи А. С. Пушкина навеяны видом статуи юноши, играющего в бабки.

Русская лапта. В старину писали «лОпта». Посмотришь на это непривычное «О» и сразу догадаешься: так вот в чем дело — наша палка-лапта, оказывается, сродни лОпатке! Что ж, все правильно, удобнее всего бить по мячу именно лаптой-лопаткой.   Палка, маленький мячик и небольшая площадка — вот все, что нужно для этой интересной и полезной игры, которой увлекались еще наши прадедушки. Играют 2 команды по 7 или 9 человек в каждой. Одна команда «бьющая», другая «водящая».   Игроки бьющей команды по очереди бьют лаптой по мячу. Кто бил, должен сделать перебежку до черты, «кона», и обратно, в «город». Промазал — жди, пока ударит товарищ, и тогда беги. А те, кто водит, стараются побыстрее схватить мяч и засалить бегущих противников, пока они не успели спрятаться за чертой кона или города. Каждый удачный пробег дает бьющим 1 очко. За каждый пойманный в воздухе мяч, за каждого «засаленного», за каждый промах «городских» 1 очко получают и водящие.   Игры, похожие на русскую лапту, есть и в других странах: ойна — в Румынии, песа палло — в Финляндии, бейсбол — в США, крикет — в Англии

Русская лапта. В старину писали «лОпта». Посмотришь на это непривычное «О» и сразу догадаешься: так вот в чем дело — наша палка-лапта, оказывается, сродни лОпатке! Что ж, все правильно, удобнее всего бить по мячу именно лаптой-лопаткой. Палка, маленький мячик и небольшая площадка — вот все, что нужно для этой интересной и полезной игры, которой увлекались еще наши прадедушки. Играют 2 команды по 7 или 9 человек в каждой. Одна команда «бьющая», другая «водящая». Игроки бьющей команды по очереди бьют лаптой по мячу. Кто бил, должен сделать перебежку до черты, «кона», и обратно, в «город». Промазал — жди, пока ударит товарищ, и тогда беги. А те, кто водит, стараются побыстрее схватить мяч и засалить бегущих противников, пока они не успели спрятаться за чертой кона или города. Каждый удачный пробег дает бьющим 1 очко. За каждый пойманный в воздухе мяч, за каждого «засаленного», за каждый промах «городских» 1 очко получают и водящие. Игры, похожие на русскую лапту, есть и в других странах: ойна — в Румынии, песа палло — в Финляндии, бейсбол — в США, крикет — в Англии

Классификация игр Виды игр Цели Зрелищные, Название игр. конноспортивные и военные Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку. Интеллекту-альные Аламан байга. Кокпар тарту. Развитие мышления, внимания и логики. Молодежные Казакша курес. Тымак алу. Тогыз кумылак. Воспитывают навыки культурного общения. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку. Детские Кыз куу. Сайыс. Аударыспак. Үшты-үшты. Ак суек. Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус. Жамбы ату. Кумыс алу. Кыз куу. Альчики (асыки). Тымак алу.  Интерiспек. Туйiлген орамал. Алтын бакан Үшты-үшты. Бес тас. и другие.  Аркан ойын. Туткынга алу. Сакина. Кiм урды? Орнанды тап.

Классификация игр

Виды игр

Цели

Зрелищные,

Название игр.

конноспортивные и военные

Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.

Интеллекту-альные

Аламан байга. Кокпар тарту.

Развитие мышления, внимания и логики.

Молодежные

Казакша курес. Тымак алу.

Тогыз кумылак.

Воспитывают навыки культурного общения. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.

Детские

Кыз куу. Сайыс. Аударыспак.

Үшты-үшты.

Ак суек.

Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус.

Жамбы ату. Кумыс алу.

Кыз куу.

Альчики (асыки). Тымак алу.

Интерiспек. Туйiлген орамал.

Алтын бакан

Үшты-үшты. Бес тас.

и другие.

Аркан ойын. Туткынга алу.

Сакина. Кiм урды?

Орнанды тап.

Сопоставление русских и казахских народных игр. № направление 1 Отношение к природе 2 Казахские народные игры Отношение к народным традициям,воспитывают храбрость и мужество 3 “ Охота с беркутом”, “Охотники”, “Ақ сүйек” Русские народные игры “ Гуси-лебеди”, “Волк и овцы”,”Коршун и наседка” Воспитывают навыки культурного общения 4 “ Аламан байга”,”Көкпар”,”Қыз қуу” “ лапта”,”Большой мяч” “ Алтыбақан”,”Асық”,”Ұшты-ұшты” Совершенствуют физическую подготовку 5 “ Фанты”,”краски”,”Жмурки” Развитие мышления,внимания и логики “ Арқан тарту”, “Итеріспек”, “Тымақ алу” “ Бои на бревне”,”Перетяни за черту” “ Тоғызқұмалақ”, “Ұшты-ұшты” “ Бабки”, ” Пятнашки”

Сопоставление русских и казахских народных игр.

направление

1

Отношение к природе

2

Казахские народные игры

Отношение к народным традициям,воспитывают храбрость и мужество

3

“ Охота с беркутом”, “Охотники”, “Ақ сүйек”

Русские народные игры

“ Гуси-лебеди”, “Волк и овцы”,”Коршун и наседка”

Воспитывают навыки культурного общения

4

“ Аламан байга”,”Көкпар”,”Қыз қуу”

“ лапта”,”Большой мяч”

“ Алтыбақан”,”Асық”,”Ұшты-ұшты”

Совершенствуют физическую подготовку

5

“ Фанты”,”краски”,”Жмурки”

Развитие мышления,внимания и логики

“ Арқан тарту”, “Итеріспек”, “Тымақ алу”

“ Бои на бревне”,”Перетяни за черту”

“ Тоғызқұмалақ”, “Ұшты-ұшты”

“ Бабки”,

” Пятнашки”

Классификация игр по времени проведения Время проведения Цели В теплую погоду на свежем воздухе Названия игр Прививают интерес к народным традициям.Развивают силу,ловкость,выносливость. Воспитывают храбрость,мужество.Совершенствуют физическую и военную подготовку Зимой на свежем воздухе Развивать силу, ловкость, выносливость. Аламан байга. Пятнашки. Найди себе пару. Ақ сүйек . В помещении Гонка с шайбами. «Не ходи на гору», «Қазан» Проявление смекалки, логического мышления. “ Тоғызқұмалақ”, “Фанты”, “Ұшты - ұшты”

Классификация игр по времени проведения

Время проведения

Цели

В теплую погоду на свежем воздухе

Названия игр

Прививают интерес к народным традициям.Развивают силу,ловкость,выносливость. Воспитывают храбрость,мужество.Совершенствуют физическую и военную подготовку

Зимой на свежем воздухе

Развивать силу, ловкость, выносливость.

Аламан байга. Пятнашки. Найди себе пару. Ақ сүйек .

В помещении

Гонка с шайбами. «Не ходи на гору», «Қазан»

Проявление смекалки, логического мышления.

“ Тоғызқұмалақ”, “Фанты”, “Ұшты - ұшты”

Классификация игр по форме проведения Форма игры Цели Групповые Названия игр  Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку. Командные Аламан байга. Көкпар тарту. Қазақша күрес. Тымақ алу. Сайыс. Аударыспақ. Жамбы ату. Кумыс алу. Пятнашки. Найди себе пару. Игры – эстафеты Арқан тарту. Сбей мяч. Перетягивание каната. Цепи - кованные Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку. Соревнования – поединки Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус. Аламан байга. Көкпар тарту. Передал – садись. Лапта. Альчики (асыки). Тымак алу,. Интеріспек. Туйілген орамал. Үшты – үшты. Бес тас. Арқан ойын. Тутқынға алу. Сақина. Кім ұрды? Орнынды тап. Большой мяч. Лапта.

Классификация игр по форме проведения

Форма игры

Цели

Групповые

Названия игр

Прививают интерес к народным традициям. Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.

Командные

Аламан байга. Көкпар тарту. Қазақша күрес. Тымақ алу. Сайыс. Аударыспақ. Жамбы ату. Кумыс алу. Пятнашки. Найди себе пару.

Игры – эстафеты

Арқан тарту. Сбей мяч. Перетягивание каната. Цепи - кованные

Развивают силу, ловкость, выносливость. Воспитывают храбрость, мужество. Совершенствуют физическую и военную подготовку.

Соревнования – поединки

Совершенствуют физическую подготовку. Воспитывают нравственные качества и эстетический вкус.

Аламан байга. Көкпар тарту. Передал – садись. Лапта.

Альчики (асыки). Тымак алу,. Интеріспек. Туйілген орамал. Үшты – үшты. Бес тас. Арқан ойын. Тутқынға алу. Сақина. Кім ұрды? Орнынды тап. Большой мяч. Лапта.

Сравнение игр: Казахские народные игры Русские народные игры “ Көкпар” “ Козлодрание” “ Асық” “ Бабки” “ Арқан тарту” “ Перетягивание каната” “ Жамбы ату” “ Стрельба из лука” “ Қазақша күрес” “ Борьба”

Сравнение игр:

Казахские народные игры

Русские народные игры

“ Көкпар”

“ Козлодрание”

“ Асық”

“ Бабки”

“ Арқан тарту”

“ Перетягивание каната”

“ Жамбы ату”

“ Стрельба из лука”

“ Қазақша күрес”

“ Борьба”

Результаты анкетирования показали,  что ребята знают народные игры- 100%  но участие принимали не во всех-4%, играли только в тоғызқұмалақ,ұшты-ұшты,цепи-кованные,күрес, лапта

Результаты анкетирования показали, что ребята знают народные игры- 100% но участие принимали не во всех-4%, играли только в тоғызқұмалақ,ұшты-ұшты,цепи-кованные,күрес, лапта

Было проанкетировано 20 родителей .  Результаты анкетирования показали:  Молодые люди являются наиболее активными участниками обрядов и игрищ, а люди старшего поколения – основные хранители Знаний .   В настоящее время  родители мало уделяют  времени своим детям, редко  играют с ними. И может  поэтому многие игры  оказались забыты. Играют с детьми Учат играм своих детей - 3 ЧЕЛОВЕК  - 6 ЧЕЛОВЕК  Узнали игры от старшего поколения - 11 ЧЕЛОВЕК Играли в игры в детстве - ВСЕ 20 ЧЕЛОВЕК

Было проанкетировано 20 родителей . Результаты анкетирования показали:

Молодые люди являются наиболее активными участниками обрядов и игрищ, а люди старшего поколения – основные хранители Знаний . В настоящее время родители мало уделяют времени своим детям, редко играют с ними. И может поэтому многие игры оказались забыты.

Играют с детьми

Учат играм

своих детей

- 3 ЧЕЛОВЕК

- 6 ЧЕЛОВЕК

Узнали игры от старшего поколения

- 11 ЧЕЛОВЕК

Играли в игры в детстве

- ВСЕ 20 ЧЕЛОВЕК

Общие ,обязательные правила для всех игр, которые надо помнить всегда: — не допускайте грубости по отношению к сопернику - ни в словах, ни в поступках; — выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной; — не нарушайте правила игры, не допускайте обмана - ведь победа должна быть честной; — проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим - он еще обязательно победит.

Общие ,обязательные правила для всех игр, которые надо помнить всегда:

не допускайте грубости по отношению к сопернику - ни в словах, ни в поступках;

выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной;

не нарушайте правила игры, не допускайте обмана - ведь победа должна быть честной;

проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим - он еще обязательно победит.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. В результате работы над проектом:

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

В результате работы над проектом:

  • Встретилась со старейшинами.
  • Приобрела много хороших друзей и единомышленников.
  • Изучила традиции и обычаи казахского и русского народа, где используются игры.
  • Ознакомилась с разновидностью игр и целями их проведения.
  • Познакомила с этими играми ребят.
  • Организовала игры-соревнования.
  • Познакомила ребят с правилами проведения игр.
  • Оформлен проект, создана мультимедийная презентация.
  • Оформлена экспозиция фотографии « Мы любим играть в народные игры».
Играем в народные игры.

Играем в народные игры.

Основные выводы работы.  Значимость проекта заключается в том, что ребята узнали много игр, в которые они могут играть со своими друзьями. Теперь они играют в эти игры не только на уроках, но и на переменах, а также на улицах, в гостях, во дворах с другими ребятами. Рассказывают и показывают правила игр. Эти игры нас научили играть по честным правилам, быть друг другу внимательнее и вежливее. Игры сплотили и сдружили нас. Мы весело проводим время.    Перспективы работы над проектом в том, что необходимо ознакомить с казахскими и русскими народными играми не только детей, но и взрослых. Составить буклеты и распространить среди ребят и взрослых.    Собранная информация и иллюстративный материал может использоваться для проведения внеклассных мероприятий, уроков истории, казахского и русского языка, литературы и физического воспитания школьниками, педагогами, воспитателями и родителями .

Основные выводы работы.

  • Значимость проекта заключается в том, что ребята узнали много игр, в которые они могут играть со своими друзьями.
  • Теперь они играют в эти игры не только на уроках, но и на переменах, а также на улицах, в гостях, во дворах с другими ребятами. Рассказывают и показывают правила игр.
  • Эти игры нас научили играть по честным правилам, быть друг другу внимательнее и вежливее. Игры сплотили и сдружили нас. Мы весело проводим время.

Перспективы работы над проектом в том, что необходимо ознакомить с казахскими и русскими народными играми не только детей, но и взрослых. Составить буклеты и распространить среди ребят и взрослых.

Собранная информация и иллюстративный материал может использоваться для проведения внеклассных мероприятий, уроков истории, казахского и русского языка, литературы и физического воспитания школьниками, педагогами, воспитателями и родителями .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"?аза?ты? ?лтты? ойындары" презентация

Автор: Т?легенова Базарг?л Бораншы?ызы

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "?аза?стан – кеше, б?гін , ерте? "
    ["seo_title"] => string(34) "k-azak-stan-kieshie-bughin-iertien"
    ["file_id"] => string(6) "192717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427513897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства