3группа отметок- успехи ниже среднего:«учения слабого, подлого, прехудого,
безнадежного, ленивого»
Киевская духовная академия (1737г.)
В 1802 году Александр IсоздаетМинистерство народного просвещения.
начало реформаторского движения в области образования в России
В каждом учреждении существовала своя система оценок и отметок
Казанский университет :
успехи студентов
обозначались словесно:
«превосходен, отличен, успевает хорошо,
не худ, мало старается, очень слаб»
Царскосельский лицей:
«хорошо, очень хорошо, слабо, имеет сведения, не имеет».
Ришельевский лицей :два вида оценок –баллы(до 50 –
в приготовительном классе и до 100 - в первых - четвертых классах)
ислова(превосходно, очень хорошо, хорошо, довольно хорошо, порядочно, изрядно, посредственно, весьма посредственно, слабо, очень слабо, худо)
Катковский лицей оценивал:
качество приготовления уроков;
внимательность во время уроков;
находчивость в применении знаний;
твердость в пройденном материале;
наружный вид письменных упражнений;
поведение;
сколько раз не был в классе;
сколько раз был записан преподавателем и за что.
1819 год «подробнейшие правила, касательно испытаний»: устанавливалась четырехбалльная система оценки .
В 1834 году установленосемь степеней оценки:
Степень оценки
Оценка
1
Содержание оценки
Отлично
хороший успех
2
3
Баллы (с 1848)
Ученик твердо знает все пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения
Весьма
хороший успех
Хороший успех
4
12
Знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно
11,10
Знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется
Успех
удовл-тельный
5
9,8
Понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно
Посредственный успех
6
7
Знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть
7
Худой успех
6,5
Много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может
Весьма
худой успех
4,3
Так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс
2Д
1837 году официально установлено Министерством народного просвещения:
С 1848 годауспехи учеников определялись двенадцатибалльной системой оценок по семи степеням.
К семидесятым годам XIX векав учебных заведениях России оценка знаний шла по пятибалльной системе:
5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно,
2 - посредственно, 1 - слабо, О - совершенное незнание.
Противники балльных отметок
Л . Н. Толстой В. А. Евтушевский, К. К. Сент-Илер, А. Рембрович,
Необъективность, личностные особенности учителя, отношение к конкретному ученику
Если цифровая система отметок говорит ученику: учись лучше, чтобы превзойти своих товарищей, то графическая система скажет: учись лучше, чтобы быть лучше того, что ты есть.
Награждать ребенка надо не за высшие оценки, а за повышающиеся кривые успеваемости, за энергию и настойчивость.
Противники балловА. Н. Страннолюбский, П. Г. Редькин, И. Ф. Рашевский
«в самом существе баллов заключается логическая нелепость»
ошибки при выставлении отметок:
Необъективность, личностные особенности учителя, отношение к конкретному ученику.
Если цифровая система отметок говорит ученику: учись лучше, чтобы превзойти своих товарищей, то графическая система скажет: учись лучше, чтобы быть лучше того, что ты есть.
Награждать ребенка надо не за высшие оценки, а за повышающиеся кривые успеваемости, за энергию и настойчивость.
Н. К. Крупская в1911 году писала:«В современной школе
все направлено на то, чтобы разъединить учеников,
а не сближать их.
Отметки, соревнования –
все это ведет к развитию зависти, тщеславия»
1918 г. Народный комиссариат просвещения «Об отмене отметок»
- применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихсяотменяетсяво всех без исключения случаях школьной практики;
- перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихсяпо отзывам педагогического советаоб исполнении учебной работы.
Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года:преподаватель в процессе учебной работы должен изучать каждого ученика и в конце четверти составлять характеристику его успеваемости по данному предмету, а в конце года проводить испытания для всех учащихся.
Постановление от 25 августа 1932 года
о запрещении сложных форм и схем учета успеваемости, о необходимости краткости учета (введение балльной системы отметок: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо»).
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б)
от 3 сентября 1935 года
«Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»
«...устанавливается в школах следующие пять степеней оценки успеваемости учащихся (отметки): «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо» и «отлично».
Приказ наркома просвещения РСФСР «О социалистическом соревновании в школе» (1944) :запрещалось оценивать деятельность школ
и учителей только
по средним процентам успеваемости»
« Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок,
а потом ученик.
Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель