Просмотр содержимого документа
«Использование метода наблюдения для оценки уровня сформированности общих компетенций. Презентация.»
ГБОУ СПО «Калужский аграрный колледж»
Тема. Использование метода наблюдения для оценки уровня сформированности общих компетенций
Преподаватель
Рыжова О.В.
г. Калуга, 2015 г.
Основы наблюдения
С введением в действие Госстандарта нового поколения перед преподавателем ставится задача не только формирования компетенций, но и отбора адекватных методов их оценивания. При составлении рабочих программ учебных курсов, многие преподаватели планируют активно использовать метод наблюдения. Нужно отметить, что применение этого метода требует соблюдения некоторых базовых принципов .
Владея научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя и осуществляет наблюдение на основе:
• продуманного плана;
• тщательной предварительной подготовки.
Моменты наблюдения по К. Ингенкампу
К. Ингенкамп считает, что научное наблюдение требует выяснения следующих моментов:
На какой вопрос должно дать ответ наблюдение?
В каких условиях должно проводиться наблюдение?
Описано ли (распределено ли по категориям) подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос?
Соответствует ли описание (категоризация) фактическому поведению?
Можно ли работать с данными категориями?
Деятельность для оценивания компетенций
Необходимо организовать деятельность , в процессе выполнения которой проявится оцениваемые компетенции:
игровая ситуация;
дискуссия;
защита проекта;
и другое.
Наблюдаемые признаки
Педагог заранее должен составить протокол наблюдения, в котором он будет фиксировать результаты наблюдения. На этом этапе очень важно «перевести» формулировку компетенции в признаки, которые будут объектами наблюдения (наблюдаемыми признаками).
Эти признаки должны быть:
видимы;
легко фиксируемы;
их набор должен быть достаточен для вывода о сформированности компетенции в целом.
Уровень сформированности компетенций и его показатель
Средний показатель сформированности компетенции в пределах от 2 до 5 баллов вычисляется по формуле:
М = S / n,
М – средний показатель сформированности компетенции,
S - сумма баллов по компетенции,
n - количество наблюдаемых признаков компетенции.
Уровень сформированности компетенции определяется по среднему показателю (М):
«2» – компетенция не сформирована,
«3» – компетенция сформирована на низком уровне,
«4» – на среднем уровне,
«5» – на высоком уровне.
Протокол оценки сформированности общих компетенцийстудента ____________ по окончании освоения УД / МДК / ПМ «___________________»
Компетенция
Наблюдаемые признаки компетенции
Экспертная оценка в баллах
Признак ярко выражен
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Признаквыраженсредне
- сотрудничает с коллегами для достижения общей цели
5баллов
4 балла
Признаквыраженочень слабо
- конструктивно разрешает конфликты
3 балла
Признакотсутствует
- соблюдает нормы этики и этикета при взаимодействии с коллегами и клиентами
2 балла
- обладает грамотной речью
- владеет «языком» тела
Сумма баллов по компетенции ОК 6 (максимум 30 баллов)
- четко выражает и убедительно аргументирует свою позицию
Анализ признаков общих компетенций
Первые три признака позволяют оценить способность студента работать в коллективе и команде, следующие три – способность эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Каждый из признаков может оцениваться либо по дихотомической шкале «признак присутствует – отсутствует», либо, как предлагается здесь, по более дробной шкале, включающей уровни «признак ярко выражен», «средне выражен», «слабо выражен», «отсутствует». Интегративная оценка уровня сформированности компетенции может быть определена как средний показатель по шести признакам.
В заключение обозначается ряд трудностей, с которыми сталкивается педагог, прибегающий к методу наблюдения.
Заключение
Педагог должен применять метод наблюдения не от случая к случаю, а в системе .