Формирование коммуникативной компетенции дошкольников в игровой деятельности
Формирование коммуникативной компетенции дошкольников в игровой деятельности
Одна из самых первых и важных задач, стоящих перед педагогическими работниками- это формирование у детей определенной системы взглядов, представлений о мире, об окружающих нас явлениях природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников в игровой деятельности»
Гребе Г.Л,воспитатель
МДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 83 "ИСКОРКА" Г. ОРСКА
г. Орск
Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста
Одна из самых первых и важных задач, стоящих перед педагогическими работниками- это формирование у детей определенной системы взглядов, представлений о мире, об окружающих нас явлениях природы и общества. Поэтому наша цель: помочь научить детей всем ключевым компетенциям. А это- ценностно-смысловые, учебно-познавательные, общекультурные, информационно-коммуникативные компетенции личностного самосовершенствования.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенностям взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей.
А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба; игра для них – труд; игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Игра – самостоятельная деятельность дошкольников. По большей части они сами придумывают сюжет, сами организуют игру. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно со сверстниками, на практике усваивают нормы поведения. Игра очень важна для формирования взаимоотношений детей.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Основные методы и формы работы с дошкольниками, которые активно используются нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций и др.
Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников включают в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение спокойно отстаивать своё мнение.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
Умение уважительно относиться к окружающим людям.
Умение принимать и оказывать помощь.
Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Следующая составляющая нашего опыта работы – педагогические условия развития диалогического общения. В нашей работе отводится важнейшая роль предметной среде, где необходимо предусмотреть:
- субъект-субъектное взаимодействие (доброжелательность, теплые эмоции, уважение личности ребенка – необходимые условия для эффективной работы с ребенком);
- вариативность (разнообразие форм речевого взаимодействия, материалов, игр, пособий);
- диалог в речевом развитии, словотворчество как продукт детской деятельности.
Сценарии активизирующего общения включают разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, имитационные упражнения и др. Обучение по сценариям имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию, проходит живо, интересно и весело. В них выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизации словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Используем дидактические игры парами с речевым содержанием, в которых:
- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.);
- дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.
Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очередность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие. По нашим наблюдениям (при условии организации эффективного парного взаимодействия взрослых и малышей) уже в 4 года дети становятся активными ведущими в парных играх.
В работе отводится место и играм с мячом, таким популярным у детей. Это прекрасный способ взаимодействия. В пособии Т. Воробьевой, О. Крупенчук «Речь и мяч» игры на речевое развитие можно использовать уже с 1 младшей группы («Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково», «Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие).
Дети очень любят общаться со сверстниками-фантазерами. Но фантазиям детей нужно учить. Для этого используем игры, которые формируют творческие и лингвистические способности детей в рассказывании по картине с младшего дошкольного возраста. Эти игры применяем поэтапно: сначала ставится задача на описание картины, а затем – игры парами. В играх дети учатся определять объекты картины, классифицировать их, составлять образные характеристики объектов, «волшебниками» воспринимать картины различными органами чувств и т.д. Как итог – более сложный вариант: игры-фантазии с перемещением объектов во времени и рассказы детей друг другу от лица разных героев картины. Эти игры пользуются большой популярностью в нашей группе и помогают нам интересно и увлекательно проводить занятия по рассматриванию и рассказыванию по картине. Сформированные у детей умения систематизировать, прогнозировать, преобразовывать и фантазировать в дальнейшем могут использоваться ими при построении развернутых рассказов в общении.
В своей работе организуем парное взаимодействие в разных видах детской деятельности кооперативного типа:
ФЭМП – игровые задания такие как: « Разделите кубики поровну», «Выложи ритм», «Кто с кем рядом», «Танграм» и др.
Конструирование – создание общей постройки, ролевое обыгрывание ее.
В самостоятельной изобразительной деятельности – дети могут вместе раскрашивать картинки, рисовать, лепить.
Музыкальная деятельность – дидактические игры «Кого встретил колобок», «Солнышко и тучка» и др., совместное пение любимых песен, музыкальные инсценировки.
Все эти направления обеспечивают:
развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей
овладение «схемой беседы»;
развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;
развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
развитие языковой способности (компетентности)
развитие речевого творчества;
развитие связной речи.
Таким образом, содержание формирования коммуникативного поведения дошкольников в игровой деятельности гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем – от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.
Литература.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.
Леонтьев А.А. Психология общения. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997.