Просмотр содержимого документа
«Елена Вячеславовна Хоршева»
Современный урок предметов филологического цикла
в условиях реализации ФГОС
Реализация ФГОС и повышение качества общего среднего (полного) образования вызвала изменения в понимании сути урока. Так, в нормативно-правовых документах вместо термина урок употребляется термин учебное занятие. За этим стоит изменения в понимании сути урока – изменение подходов, целей, содержания и структуры урока.
Дидактические принципы: научность, активность, наглядность, сознательность, доступность, посильность, прочность, индивидуализация, комплексность, дифференциация и интеграция, учёт психолого-педагогических характеристик обучаемых, принцип воспитывающего обучения + принципы развивающего обучения, когнитивной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии.
Изменения в целях и задачах: ориентация цели на результаты (личностные, метапредметные, предметные).
В структуру урока вводятся:
ожидаемые (планируемые) результаты;
приобретение, освоение, применение знаний, навыков и умений;
модели учебных задач и ситуаций (поиск информации, принятие решения …);
диагностика, самооценка, взаимооценка.
В содержание урока вводятся:
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
личностные, метапредметные, предметные;
новые типы заданий и учебных задач (ориентация на проблемность).
Технологии: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, коммуникативно-когнитивные, технологии диагностики и самоконтроля.
Изменения в содержании и структуре урока:
Начало урокатребует включения элементов проблематизации (введение в тему с помощью вопросов, таблиц, ключевых слов, просмотра видеоряда …).
Рефлексияна всех этапах урока осуществляется с помощью проблемных вопросов, объяснения учащимися своих действий, формулирования выводов, тестирования, самопроверки.
Объяснение нового материалавводится с помощью элементов учебного исследования (не только ответы на вопросы учителя, но и вопросы друг другу, себе, учителю, интегрирование знаний, умений и навыков разных дисциплин).
В процессе закрепление нового материала учащимся предлагаются новые коммуникативные задания, содержащие следующие виды задач:
учебно-познавательные, направленные на поиск общих способов решения;
конкретно-практические, ориентированные на применение усвоенных способов действий;
исследовательские, направленные на проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
творческие.
Этап практики в общении предполагает интеграцию личностных, метапредметных и предметных умений и навыков (проект).
Типичные ошибки при планировании и проведении урока:
неправильная формулировка целей и задач или несоответствие задач цели;
несоответствие цели планируемым результатам;
отсутствие проблемных заданий на разных этапах урока;
неумение формулировать целевую установку и мотивировать учащихся к выполнению задания;
нарушение последовательности отработки материала;
отсутствие рефлексии;
отсутствие современных технологий обучения и контроля.
Технология целеполагания урока предполагает:
определение места урока в системе /серии уроков;
анализ заданных извне установок и требований;
использование личностных возможностей, потребностей и предпочтений по отношению к уроку, личных ожиданий и целей;
чёткое определение результатов урока (на уровне знаний, навыков, умений, личностных качеств);
выявление способов для формирования мотивации обучающихся в реализации планируемых учителем цели и задач урока;
анализ и обобщение полученных результатов, определение путей дальнейшего продвижения.
Основой для реализации воспитательно-образовательных целевых установок являются:
Предметное содержание учебного материала (тема, проблема, ситуация, текст).
Технология обучения (способы и приёмы работы над учебным материалом или текстом).
Формы и приёмы организации коммуникативно-познавательной деятельности (групповая, индивидуальная работа, парная, самостоятельная работа).
Воспитательные задачиурока связаны со становлением личностных качеств учащихся. Примерные формулировки:
Вызвать / развить интерес к …
Пробудить творческую активность за счёт …
Пробудить готовность решать учебные / познавательные / исследовательские задачи самостоятельно
Вызвать желание …
Привлечь внимание…
Стимулировать способность работать в коллективе.
Побудить учащихся к осмыслению личного вклада в …
Образовательные задачи направлены на расширение знаний. В формулировках используются такие глаголы, как:
расширить представление / знания о …
расширить общий кругозор за счёт …
познакомить с …
раскрыть значение / смысл …
Развивающие задачи складываются из следующих параметров:
развитие речи (обогащение словарного запаса школьников, выразительность и экспрессивность речи, способность самостоятельно высказываться, развитие компенсаторных умений, активизация речемыслительной деятельности и др.);
развитие мышления (умения анализировать, обобщать и систематизировать языковые явления, выражать и обосновывать свою точку зрения и др.);
развитие речевых механизмов устной и письменной речи (внимание, речевой слух, вероятное прогнозирование …);
развитие саморефлексии и УУД (пользуясь памяткой, определять свой уровень владения предметом, составлять план, пользоваться опорами для построения собственных устных и письменных высказываний, выделять главную мысль в тексте, составлять опорныйконспект …).
При формулировке целевых установок важно задумываться над следующими вопросами:
Какие результаты ожидаемы по окончании урока? Как они отражают комплексность цели обучения предмету?
Как обеспечивается комплексность и взаимосвязь четырёх составляющих цели урока?
Как учитываются особенности учебной группы (отдельных групп школьников) при определении задач урока?
Какие содержание, формы и методы обучения будут соответствовать цели и задачам обучения?
Какая структура урока будет наиболее рациональной для решения задач?
Как будут использованы воспитательные возможности учебного материала и организационные формы проведения урока?
За счёт чего будет обеспечиваться высокая работоспособность учащихся в течение урока?
Как можно оценить результаты урока?
Как можно оценить успешность в достижении цели урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?
Литература
К.С. Махмурян. Современный урок в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – ж. «Иностранные языки в школе» № 11, 2014г., с. 14.
Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош. Технология целеполагания урока иностранного языка – ж. «ИЯШ» № 11,2014г., с.20