На мой взгляд, данниая разработка поможет сделать урок иностранного языка белее интересным и насыщенным, и послужит незаменимым дополнительным материалом при проведении внеклассного мероприятия по иностранному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Елена Вячеславовна Хоршева»
Тематика:
Иностранный язык
Автор исследовательской работы:
Хоршева Елена Вячеславовна
Данная исследовательская работа по иностранному (английскому) языку (МХК) на тему "Сравнение праздников Ивана Купала и Хэллоуина" представляет сравнительную характеристику истории, традиций, символов двух праздников: Хэллоуин и Ивана Купала. Проводился опрос разных возрастов населения.
В чём похожи эти праздники, а чем отличаются? Я не могла ответить себе на эти вопросы. Поэтому решила провести исследовательскую работу по английскому языку (МХК) "Сравнительная характеристика праздников Ивана Купала и Хэллоуина".
Материал моего исследовательского проекта по английскому языку о сравнении праздников Хэллоуина и Ивана Купала может быть использовано на занятиях по МХК, на уроках английского языка, с целью расширения знаний в данной области и популяризации исконно русских традиций.
Содержание
Введение 1. Истории праздников 1.1. Хэллоуин 1.2. Иван Купала 1.3. Сравнение истории праздников 2. Обряды, традиции и обычаи праздников 2.1. Иван Купала 2.2. Хэллоуин 2.3. Сравнение традиций, обычаев и обрядов праздников Заключение Библиография Приложения
Введение
Смотря сериал «Сваты», я увидела, как люди празднуют праздник Ивана Купалы. Мне он чем-то напомнил праздник Хэллоуин. Но чем? В чём они похожи, а чем отличаются? Я не могла ответить себе на эти вопросы и поэтому решила провести исследование и сравнить историю и традиции этих праздников.
Общаясь с учителем, родителями, бабушками и дедушками, я восстановила некоторую цепочку: 1. Ни один из моих родственников в детстве не знал праздник Хэллоуин, да и Ивана Купалы они тоже не знали. Только некоторые что-то слышали о нём. 2. Затем происходит снятие железного занавеса, и западная культура проникает в Россию. Это происходит после поездок за границу, после участия молодёжи в программах по обмену, после появления дублированных сериалов на наших экранах. 3. Появляется сильная заинтересованность подростков к Хэллоуину, так как в этом возрасте возникает интерес к магии, чему-то таинственному, к чёрным силам. 4. В результате празднование Хэллоуина становится популярным в России. Так в клубе «Планетарий» (2008-2010) в этот день организовывались рок-концерты во время празднования. Неоднократно были зафиксированы серьёзные конфликтные ситуации, неадекватное поведение молодёжи-представителей антифашистских движений и доходило даже до вызова полиции. 5. Последние 3-4 года существует внегласный запрет празднования Хэллоуина. Мне кажется, что, проведя исследование, я приду к выводу, что русским людям нужно праздновать праздники, традиции которых исконно русские.
Объект исследования: праздники Хэллоуин и Ивана Купалы.
Предмет исследования: истории праздников Ивана Купалы и Хэллоуина.
Цель работы: изучить историю и традиции данных праздников и сравнить их.
Задачи работы: 1. Исследовать историю появления праздника Ивана Купалы; 2. Исследовать историю появления праздника Хэллоуин; 3. Сравнить традиции обоих праздников; 4. Провести анкетирование разных возрастов населения и проанализировать результаты.
Методы исследования: • Анкетирование учащихся и взрослых; • Анализ полученных данных; • Изучение литературы, различных интернет-источников; • Обобщение найденного материала и сравнение.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что большинство людей отмечают праздники других стран, а о русских праздниках знают очень мало или ничего. Возможно после моей работы многие задумаются о традициях своей страны.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что данные моей исследовательской работы можно использовать как на уроках МХК, так и на уроках английского языка, популяризируя исконно русские традиции.
Актуальность моей работы: возродить историю и традиции праздника Ивана Купалы, который издревле был на Руси.
Гипотеза: возможно праздник Ивана Купалы во многом похож на Хэллоуин.
Актуальность. Изучая данный вопрос, я работала с различными источниками: энциклопедией, научно-публицистической литературой, интернет источниками и кинематографией. Хочется отметить, что данный вопрос представлен только с точки зрения описания истории и традиций каждого праздника отдельно. Причем, дата русского праздника Ивана Купала в разных источниках дается разная. Ни один из источников не пытается провести параллели между этими двумя праздниками, сравнить их.
На мой взгляд, цель, которую я ставлю в работе является новой (никто раньше этого не делал), связана с современностью (возрождение старинных русских традиций и подражание западной культуре).
1. Истории праздников
1.1. Хэллоуин
Хэллоуин – современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отмечается он 31 октября – в канун Дня Всех Святых. Это время традиционно считается днём, когда духи умерших могут вернуться на землю.
Этот праздник очень популярен. В основном его празднует молодёжь, потому что он очень примечателен своими атрибутами: • Загадочные костюмы • Светящиеся тыквенные головы • Гадания • Магия, таинственность • Мистика.
Читая, разную литературу про Хэллоуин, я замечала, что многие учёные, например, Николай Роджерс, связывают его происхождение именно с кельтским праздником Самайн (Самхейн). Но в восьмом веке появляется День Всех Святых и постепенно смещает его – начинают формироваться первые зачатки Хэллоуина.
Праздник берёт своё начало в IX веке, когда папа Григорий III перенёс празднование Дня Всех Святых с 13 мая на 1 ноября. Тогда этот день посвящали тем святым, у которых не было своего праздника в течение года. И вот приблизительно в 16 веке люди начали выпрашивать сладости в ночь с 31 октября на 1 ноября, надевали самодельные маски и немного шалили. Считается, что Хэллоуин делит год пополам – лето и зима.
Хэллоуин часто называют самим Днём Всех Святых, так как в празднование входило и поклонение святым.
Все верили, что именно в эту ночь открывается дверь в потусторонний мир. Каждый пытался понять связь между двумя мирами. Ходили даже слухи, что кто-то видел ведьм, летящих по обочинам дорог. Это и была та загадочность, которая привлекала к себе практически всех.
1.2. Иван Купала
День солнцестояния, который наступает 24 июня — Иванов день, издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана Травника.
Ночь накануне Иванова дня называлась «ночью под Ивана Купала». Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца. В давние времена — это языческое божество странным образом смешали с христианским праздником, посвящённым св. Иоанну Крестителю. Русский народ в своём языческом календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд купания, от чего и получился день «Ивана Купалы». Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы — великим днём очищения водой и огнём. Слово «Купало» созвучно слову «купать» — погружать в воду.
В Москве издревле праздновали Иванов день на трёх горах, а в Петербурге — на Петровском острове, куда заезжала и аристократия. Пётр Великий принимал активное участие в этом празднике.
Значит праздник был очень популярен среди всего населения Руси.
Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшной ночью. Бабы-яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на Лысую гору. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу.
Считается, что в этот день происходить «встреча огня и воды». Они будто становились друзьями.
1.3. Сравнение истории праздников
Различия
Хэллоуин
Иван Купала
1. Празднуется осенью – в последний день урожая.
1. Празднуется летом – в день солнцестояния.
2. Символизирует приход зимы.
2. Символизирует день встречи «огня и воды».
3. Зародился сравнительно недавно.
3. Зародился очень давно.
4. Хэллоуин зарождался постепенно, путём соединения нескольких праздников и народных традиций в одно целое.
4. Был издревле на Руси, как отдельный праздник, но вскоре в нём смешались несколько празднований.
5. Символизирует конец уборочных работ.
5. Символизирует завершение посадочных работ.
6. Признавался церковью.
6. Запрещался церковью.
Сходства
- День Всех Святых - Языческий праздник. - Связь с нечистой силой. - Делят год пополам. - Ходят слухи, что колдуны, ведьмы и др. летают по улицам. - Люди пытались обезопасить себя от нечистой силы. - Означают конец лета.
2. Обряды, традиции и обычаи праздников
2.1. Иван Купала
В славянском язычестве Купала был богом земных плодов. Праздник в честь него устраивали в дни жатвы, когда приносили жертвы из трав, зажигали из них костёр и плясали вокруг него, пели песни. Богу Купале приносили жертвы и купанием, обливая друг друга водой.
В этот день даже солнце в воде купается и вода поэтому целебная. Люди начали купаться в реках.
Иванов день полон обрядов, связанных с водой. Первое купанье открывалось торжественно: с песнями, хороводами, играми. Ивана Купалу называли «чистоплотным», от того, что на заре этого дня было принято купаться, и купанию приписывалась целебная сила. Купались в воде и в росе.
Основные праздничные обряды совершались в ночь на Ивана Купалу. А ночь эта – волшебная. Спать не полагается, потому что в эту самую короткую ночь года оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Чтобы защититься от них нужно было в доме разбросать волшебные травы. Лучшей защитой от ведьм считались полынь и осина. (Приложение 1)
В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав: иван-да-марьи, лопуха. (Приложение 2)
Также, в венок в день Ивана Купалы девушки вплетали травы: богородицкой травы и медвежьего уха. (Приложение 2)
На протяжении всего праздника на головах девушек были венки, вечером их пускали на воду, наблюдая, как они плывут. Иногда прикрепляли к ним горящие свечи и гадали. Если венок тонет, значит, милый разлюбил и замуж за него не выйти. Символом этого праздника считают именно цветок иван-да-марья.
Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве. Почиталась и белая кувшинка, (Приложение 3) распускавшаяся к этому дню.
По преданию, она может отвести беду и даже заменить часы, так как раскрывается в семь утра, а закрывается в пять часов вечера.
Много чудесных явлений, по мнению наших предков, происходило в Иванову ночь с растениями. Существовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место.
Но самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады, он станет понимать язык животных и птиц. (приложение 4)
Также именно на растениях гадают. Собирают двенадцать разных растений (среди них обязательно должны были быть папоротник и чертополох), кладут на ночь под подушку, чтобы приснился суженый. При этом говорят: «Суженый-ряженый, приди в мой сад гулять!».
Другой способ: в полночь набрать охапку травы и положить под подушку, а утром проверить – если набралась дюжина разных трав, значит, в этом году замуж идти.
Для остановки кровотечений собирают пастушью сумку; для укрепления волос и при ревматизме – крапиву; для лечения ран и ожогов – заячью капусту; от кашля и простуды – мать-и-мачеху и душицу.
Главным обрядом купальской ночи было и разведение очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. (Приложение 5)
В очаги полагалось приносить «новый огонь», добытый трением. Таким же огнём разжигали костры – земное подобие солнца. Перепрыгивали через них, чтобы очиститься, набраться здоровья и сил.
Костры обычно устраивали на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса и спускали их с пригорков.
В купальских огнях матери сжигали бельё с больных детей, чтобы вместе с ним сгорели и сами болезни.
Юноша и девушка прыгали через костёр, взявшись за руки. Если руки у них не разойдутся – значит, они поженятся наверняка.
Гадания были также главными атрибутами праздника. Также было принято в эту волшебную ночь играть в разные игры («горелки»).
Праздник Ивана Купала был своеобразной демонстрацией мод. Женщины в дивных сарафанах и в расписных кокошниках, мужчины в нарядных косоворотках. Иногда, особенно перед прыжками через костер, праздничная одежда менялась на более простую.
Особый смысл имела женская рубаха-сенокосица. (Приложение 6) Она была очень удобна как рабочая одежда во время сенокоса и при этом отличалась удивительно красивой отделкой. На Ивана Купала рубаха-сенокосица приобретала магические свойства, оберегая хозяйку от темных сил.
Изучая разные источники информации, я пришла к выводу, что традиционными цветами этого праздника являются красный и белый.
2.2. Хэллоуин
В эту ночь принято одеваться в костюмы нечистой силы и устраивать маскарады. Неотъемлемый символ Хэллоуина — тыквенная голова. (Приложение 7)
Тыква символизирует одновременно окончание сбора урожая, злобного духа и огонь, отпугивающий его. Так странно концентрируются древние поверья в одном предмете. В эту ночь дети стучатся в дома с криками: «Угощай или пожалеешь!» Если вы не принесёте им «жертву» в виде конфет или других сладостей, эти маленькие злые демоны могут жестоко пошутить над вами, например, вымазав сажей ручку двери.
Одна из самых известных традиций Хэллоуина восходит к ирландскому фольклору. По легенде, ловкач и пьяница Джек обманул дьявола, заставив его залезть на дерево, и нарисовав на стволе крест так, что дьявол не смог спустится. Когда Джек умер, его, разумеется, не взяли в рай за все его грехи, но и в аду ему отказали из-за того, что он обхитрил самого дьявола. Джеку всего лишь дали один тлеющий уголёк, призванный освещать его дальнейший бесконечный путь среди ледяной темноты. Этот уголёк положили в пустую репку, чтобы он горел дольше. Отсюда и появилась традиция зажигать на Хэллоуин свечки. Сейчас эта традиция превратилась в символ Хэллоуина.
Во-первых, в этот день принято наряжаться и украшать свои дома. И украшения эти весьма специфичные - чем более пугающие образы удастся создать, тем лучше. Англичане верят, что для удачной маскировки среди темных сил, в изобилии появляющихся на улицах 31 октября, необходимо максимально им уподобиться. Любимые персонажи в этот день: черный кот, привидение, пират или злой гений. Ежегодно список новых "ужасных" костюмов пополняется героями фильмов или звездами с дурной славой. Не забывают и об убранстве домов, офисов и магазинов, которые наполняются скелетами, гирляндами из глазных яблок или паутиной.
У древних кельтов главных обрядом было жертвоприношение. Люди вынуждены были отводить в лес самых лучших представителей скота, птицы, относить плоды и даже готовую пищу. Этим они хотели заполучить защиту от потусторонних высших сил. С другой стороны, так как частью праздника являлся Бог смерти, считалось, что человек в ночь на первое ноября мог узнать свое будущее. Для этого в полночь разжигался костер и каждый из присутствующих клал у огня каштан или небольшой камень. Если к утру чей-то камень или каштан исчезал, в течение года следовало ожидать прихода смерти за этим несчастным.
Праздник сопровождается гаданием на любовь. К примеру, пара должна закинуть в костер два ореха и некоторое время наблюдать за ними. Если орешки сгорят медленно и без особого треска, то боги благословляют их на долгую совместную жизнь. Ну, а если раздавался сильный треск, свадьба откладывалась до следующего года.
Так как праздник в большей степени связан с плодородием, то гадают чаще всего на яблоках. Например, если девушка съест ночью яблоко, то в глади воды или зеркале она сможет разглядеть черты своего суженного. А если гадающей привиделся призрак, считалось, что на ней лежит проклятье, и ей необходимо провести несколько дней в лесу, чтобы добрые друиды избавили ее от порчи.
Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.
2.3. Сравнение традиций, обычаев и обрядов праздников
Различия
Хэллоуин
Иван Купала
1. Традиционные цвета: оранжевый и чёрный.
1. Традиционные цвета: красный и белый.
2. Костюмы обязательно должны быть похожи на внешний вид нечистой силы.
2. Костюмы выбирают более удобные, в основном народные.
3. Символ – светильник Джека.
3. Символ – цветок иван-да-марья.
4. Легенда про грешника Джека.
4. Легенда про цветок папоротника.
5. Украшали дома скелетами, гирляндами из глазных яблок и другими жуткими вещами. Улицы украшали светильниками из тыкв.
5. Растения – главное украшение праздника. Девушки украшали свои головы венками, а вечером опускали их плыть по воде. Раскладывали по всему дому травы.
6. Гадают на яблоках.
6. Гадают на растениях.
7. Отмечали только ночью.
7. Праздник начинался утром, а продолжался ночью.
8. Игра «Угощай или пожалеешь. Любимые персонажи: пират, злой гений, чёрный кот. Стремились создать наиболее жуткий вид.
8. Водили хороводы. Традиция купания. Было принято в Иванов день собирать траву. Именно в ивановскую ночь люди узнавали о будущем урожае.
Сходства
- Гадания – неотъемлемая часть праздников, чаще гадали на любовь. - Разжигание костров. - Есть легенда, связанная с одним из символов праздника. - Приносили жертвы Богу. - Ночь волшебства. - Много поверий. - Защищались от потусторонних внешних сил.
Заключение
Несмотря на то, что большая часть опрошенных не отмечает (53%) данные праздники, Хэллоуин (34%) всё равно является более популярным в отличии от Ивана Купала (13%). (Приложение 8)
Но написав свою работу, изучив многие источники информации, я поняла, что праздники очень похожи. Моя гипотеза подтверждена. Оба являются очень весёлыми и мистическими.
Тогда почему отмечают именно Хэллоуин? Скорее всего потому что этот праздник вошёл в Россию совсем недавно и сразу привлёк к себе молодёжь. А вот, чтобы веселиться на Иван Купала необходимо изучить старинные традиции своей страны.
По-моему, эти два праздника очень похожи и вместо Хэллоуина вполне можно отмечать Иван Купала, который с древности отмечался людьми в России.
Наиболее трудным для меня в работе было отследить информацию, которую нужно сравнить и вычленить сходства и различия. Но в тоже время это и самое интересное, так как пришлось изучить даже самые, на первый взгляд мелкие детали. Практическая значимость моей работы заключается в том, что данные можно использовать как на уроках МХК, так и на уроках английского языка, популяризируя исконно русские традиции.
Библиография
1. ЛЖук Л.И. Купалье– Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004г.
2. Чекулаев Е.О. «100 великих праздников» - М., Вече, 2007г.
3. Ethel tiersky, Martin Tiersky “The USA. Customs and Institutions” – Longman? 2001г.
4. I. Walshe, T. Khimunina, N. Konon “ Great Britain: Customs and Traditions’St.-Petersburg “Anthology” 2005г