Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с родным городом.
Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с родным городом.
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. В данной работе речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с родным городом.»
Воспитание патриотизма у младших школьников, через ознакомление с родным городом.
Введение.
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть огромным и красивым. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе .Несмотря на то, что Новокузнецк не является столичным, а скорее это провинциальный город, для местных поэтов он «лучший город земли» Прославляют наш город такие поэты как В.Валов, В.Измайлов,А.Косарь,Л.Красногорцева,Г.Морозов,А.Назаренко,В.Павлов,М.Степанов и другие.
Наш город богат и на художников таких как Арбачакова Л.Н., Г.В.,Архиповская,А.Г.,Башарина,Г.В.Бухтеева-Седова,Е.П.Высоцкий,И.Г.Гаврилов,А.М.Ковригин.
Это лишь небольшой список людей которыми гордится наш город. Мы хотим, чтоб детям, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Новокузнецку - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данной работе речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание школьников. Успешность развития школьников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные младшему школьному возрасту.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г. Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Культуру города Новокузнецка, невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.
Итак, нашей главной задачей выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
Сентябрь
1.Беседа "Новокузнецк - жемчужина Кузбасса".
2. Беседа-путешествие "Улицы родного города":
- Знакомство с гербом города Новокузнецка.
- Беседа о памятниках родного города людям, прославившим город, страну: Памятник Неизвестному солдату, памятник В.В.Маяковскому и др.
- Изготовление детьми макета своего района.
-. Рассматривание открыток с изображением улиц и площадей родного города.
- Игра "Путешествие по родному городу".
Октябрь
1. Классный час "Новокузнецк - город шахтёров"
2. Семейная викторина «Мама, папа, я - новокузнецкая семья»:
- Закрепление знаний о памятниках родного города.
-. Игра-путешествие "По родному городу".
- Сюжетно-ролевая игра "Сталевары".
- Чтение книг о сталеварах и шахтёрах.
Ноябрь
1. Викторина "Улицы родного города".
2. Классный час "Наши знаменитые земляки".
3 Презентация рассказов об истории города по названиям улиц.
4. Выставка рисунков на тему: "Мой город в праздничном убранстве".
Декабрь
1. Беседа "Что такое музей?"
2. Классный час "Любимый город Новокузнецк".
3. Экскурсия на "Кузнецкую крепость».
4 Экскурсия-поход "Знакомство с драматическим театром Новокузнецка".
5. Целевая прогулка к железной дороге.
Январь
1. Классный час « О памятниках защитникам Отечества».
2. Презентация « Спасо-Преображенский Собор».
3. Целевая прогулка по близлежащим улицам - закрепление названий улиц и ориентировка в районе.
4. Беседа о народных промыслах Новокузнецка (Кузнецкая матрёшка, берестяные туески).
Февраль
1. Экскурсия "Встреча с прекрасным" (Художественные музеи города).
2. КВН "Любимый город":
-Работа со схемой Орджоникидзевского района - упражнение в ориентировке.
-.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: "Красавица Томь".
3.Беседа "Мы - Новокузнечане".
4.Создание мини-музея "Мой город".
5.Выставка детских рисунков "В нашем городе весна".
Март
1. Классный час "Архитектура родного города.
2. Классный час "Предприятия и учреждения города".
3. Беседа о народных героях, в честь которых названы улицы города: Климасенко, Клименко, М. Тореза.
4. Коллективное рассматривание альбома о знаменитых земляках.
5. Беседа "Наш земляк Леонов А.А. - первый человек, вышедший в открытый космос".
6. Создание макета "Улицы нашего города".
Апрель
1. Классный час "Растительный мир Новокузнецка".
2. Творческий вечер "Стихи и песни о любимом городе".
Актуальность проблемы ознакомления детей младшего школьного возраста с родным городом неоспорима, т.к. в основе формирования патриотических качеств во многом лежат чувства любви и привязанности к близким местам, где ты родился, людям, окружающим тебя. Любовь к родной природе. достопримечательностям.
Представители научных отраслей: философы, психологи, педагоги современности продолжают изучать прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, формулируют идеи о раннем формировании представлений о родине у школьников.