kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сетевое профильное обучение: модель учебного плана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена описанию модели индивидуального учебного плана, разрабатываемого на основе сетевого профильного обучения. Представлены модель индивидуального учебного плана, этапы и ход работы над планом.

Просмотр содержимого документа
«Сетевое профильное обучение: модель учебного плана»

Иванько О.А.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №45»



Сетевое профильное обучение: модель учебного плана



Аннотация. Статья посвящена описанию модели индивидуального учебного плана, разрабатываемого на основе сетевого профильного обучения. Представлены модель индивидуального учебного плана, этапы и ход работы над планом.

Ключевые слова: сетевое профильное обучение, индивидуальный учебный план.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения... Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения»; Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования; федеральный Базисный учебник план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 №1312); уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику индивидуальных учебных планов.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) согласно Концепции профильного обучения понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений. После составления индивидуального учебного плана может проектироваться индивидуальная образовательная программа.

Сетевое профильное обучение на старшей ступени действует в Октябрьском административном округе города Омска с 2007 года. Данный вид образовательной деятельности дал возможность педагогам сети разработать модель индивидуального учебного плана (рисунок 1), а старшеклассникам сформировать свой индивидуальный образовательный учебный план, простроить образовательные траектории, отвечающие их интересам и склонностям.

Разработка модели индивидуального учебного плана включала в себя два этапа: организационный и этап составления индивидуальных учебных планов учащихся.

В ходе первого этапа на основе диагностических исследований нами были выявлены профессиональные потребности старших школьников, уровень сформированности профессиональных интересов и склонностей. Этот вид деятельности непосредственно связан с анализом профессиональных потребностей учащихся, определением их готовности к выбранному уровню обучения, формированием учебных групп и учебного плана школы с учётом реальных потребностей учащихся и их родителей.

Модель профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов





Возможность разнообразных комбинаций учебных предметов









Элективные курсы

Профильные

Общеобразовательные предметы

Базовые

Общеобразовательные предметы



обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения

Предметы повышенного уровня, определяющие направленность профиля

Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся







Гибкая система.

Профильного обучения.

Выбор парал-го образ-ия и

элект-х курсов обучающимися

Выбор проф-х предметов и элективных курсов





Проектирование индивидуальной образовательной программы





Рисунок 1- Модель профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов



В рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки с учащимися 9 класса был проведён информационный классный час, на котором их познакомили с возможными профилями обучения и профильными предметами, правилами выбора того или иного профиля. Были проведены такие занятия, как «Выбор профиля дальнейшего пути обучения: хочу, могу, надо», «Особенности профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов». Кроме того, с учащимися был проведён тренинг по заполнению бланков индивидуальных учебных планов». Ежегодно в школе проводятся психолого-диагностические исследования, включающие:

- анкетирование по выявлению интересов, склонностей, профессиональному самоопределению;

- тестирование на определение предпочитаемого типа профессии(методика ДДО Климова), области интересов(методика «Карта Интересов»), теста интеллекта (тест Амхаутэра), типа учебной мотивации.

По итогам работы составляется «Карта профессионального выбора ученика». Учащиеся 10-11 классов систематически информируются о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, перспективах и возможностях района, региона, страны. Для родителей учащихся 10 класса проводится ежегодное классное родительское собрание, на котором родители информируются о возможных путях получения образования. Кроме этого, родителей учащихся знакомят со спецификой обучения на основе индивидуальных учебных планов.

Окончательно формируются индивидуальные учебные планы на Ярмарке профильных предметов и элективных курсов, которая проходит в начале учебного года. Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой для распределения обучающихся по учебным группам. Ученики с похожими интересами объединяются в одну группу. Предметы выбранные учащимися для индивидуального обучения, предполагают их деление группы в зависимости от набора профильных предметов. Учебным планом предусмотрена максимальная нагрузка в 36 часов на каждого учащегося которая соблюдается для каждого конкретного ученика. На следующем этапе мы сформировали список учебных предметов и курсов по выбору, исходя из анализа запросов учащихся. Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, выполняющий функцию прогнозирования для старшеклассника («Я выбираю предметы для изучения»);практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут. Наша школа сотрудничает в сфере профильного обучения и построения ИУП с Томским государственным университетом по направлению « Информационные технологии», с автотранспортным, авиационным и музыкально – педагогическим колледжами г. Омска; колледжами при Омском государственном университете и омском государственным педагогическом университете.

Анализ работы Сети за 2007-2015 годы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Сетевая форма организации учебного процесса на старшей ступени обучения дала возможность улучшить подготовки школьников, что отражается в положительной динамике успеваемости и успешности освоения программы;

  2. Поступление выпускников школ Сети в вузы выросло на 20%;

  3. Повысилась осознанность выбора профильных предметов и элективных курсов, четкость в определении образовательных целей у 80% старшеклассников;

  4. Наблюдается успешность прохождения выпускниками школ Сети адаптационного периода в учреждениях профессионального образования;

  5. Сетевая форма организации обучения позволила расширить образовательное пространство старшеклассников, включить в индивидуальные учебные планы курсы дополнительного образования , благодаря чему выпускники школы могут продолжить на третьем курсе учреждений среднего профессионального образования. Вместе с тем, опыт работы выявил и ряд проблем, которые предстоит решить в ближайшее время.

А именно:

-20% старшеклассников не могут осуществить осознанный выбор профильных предметов и элективных курсов для формирования индивидуального учебного плана; образовательные и профессиональные ориентации школьников не всегда согласованы; образовательные потребности обучающихся часто выходят за рамки учебного плана не должно превышать 37);

существуют ограничения на реализацию образовательных маршрутов, в то время как учащимся требуется расширенное изучение предметов школьной программы, не являющихся профильными.

Библиографический список.

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ».

2.Логнова,Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования [Текст] Ю.Н. Логинова//Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.

3.Крылова,Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения [Текст] /Н.Б.Крылова //Школьные технологии-.2008.-№2.-С.34-41.

4.Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы [Тексты]/ С.В.Анцупов , Т.Н.Богданова, Е.В.Иваненко//Школьные технологии.-2009.-№1.-С.116-121.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сетевое профильное обучение: модель учебного плана

Автор: Иванько Оксана Анатольевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа по информатике  к учебнику Полякова К. Ю. 10  класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-k-uchiebniku-poliakova-k-iu-10-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413823703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Проект "Сотрудничество школы и ВУЗА""
    ["seo_title"] => string(38) "proiekt-sotrudnichiestvo-shkoly-i-vuza"
    ["file_id"] => string(6) "277821"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452975394"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства