Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. С середины 90-х гг. прошлого века в нашей стране стали активно развиваться программы работы с одаренными детьми: с 1996г. разрабатываются Федеральная программа «Одаренные дети» и соответствующая педагогическая система на базе образовательного пространства. В общественном сознании резко «размыты» границы понятия «одаренность». Под этим подразумевается любой «выброс» из среднестатистической нормы: от наличия превышающих возрастные нормы достижений или высокого уровня развития отдельной психической функции до неадаптивных форм поведения. Мнение, что если человек одарен, то он с необходимостью будет иметь «странности» является общепринятым взглядом на одаренность. В то же время участились случаи, когда дети, имея высокий уровень интеллектуального развития, при поступлении в школу испытывают большие трудности не только в социальной адаптации, общении, но и в обучении. Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте. Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной наиболее проявленной способности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, психомоторные способности). Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей и педагогов (воспитателей) в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
I. Нормативная база
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закона РФ "Об образовании";
II. Актуальность программы
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Выявление одаренности — длительный процесс. Не всегда таланты человека проявляются в детстве. Можно прожить всю жизнь, так и не раскрыв себя. Как писал Сенека, свои способности человек может узнать, только попытавшись их приложить. Одаренность как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности при меньших энергозатратах по сравнению с другими людьми. Проблемы одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных, но существует и возможность другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать не выводя из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Таким образом, для того чтобы способности человека успешно развивались, необходимо соблюдение следующих шести условий:
как можно более раннее и полное выявление всех задатков, имеющихся у ребенка с рождения;
активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются;
включение ребенка в разноплановые виды деятельности, в которых у него одновременно могут формироваться и развиваться разные способности;
наличие педагогов, которые сами обладают высокоразвитыми способностями соответствующего типа
использование современных развивающих методов и средств обучения;
стимулирование развития способностей через мотивацию развивающей эти способности деятельности.
Становление и развитие способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти научение.
III .Основополагающие понятия: Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность – 1. системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, нестандартных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 2. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. 3. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. 4. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. 5. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. 6. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренность общая - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном. Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая. Одаренность ранняя - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Одаренность ранняя сопровождается выраженной увлеченностью Какими – либо занятиями и склонностью проявлять фантазию. Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности - в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений. Система – совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно- следственных связей, единство отношений и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая возможна благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.
IV.Теоретическая характеристика одаренности и одаренных детей Определение одаренности дал впервые комитет по образованию США в 1972 году: «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Бывают такие случаи, когда у ребенка присутствуют явные признаки одаренности, но в силу своих личностных особенностей он может их не демонстрировать окружающим, потому что думает, что над ним будут смеяться или ему не поверят. Ученые выделили несколько сфер проявления одаренности.
1. Двигательная (психомоторная) сфера. Предполагает наличие у ребенка хорошей зрительно-двигательной координации, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки.
2.Интеллектуальная сфера. Предполагает высокий уровень развития мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи. 3.Сфера академических достижений. Предполагает быстрое продвижение в различных областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п. 4.Креативность. Предполагает стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем.
5.Общение и лидерство. Предполагает легкость в общении, принятие на себя ответственности, умение быть партнером.
6.Сфера художественной деятельности. Предполагает интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности.
Фундаментальное исследование Термена Льюиса Медисона (американского психолога, специалиста в области психологического развития, психологии образования, методов оценки и измерения) привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Одаренные дети очень разные, непохожие друг на друга. Одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Существует стереотип, что одаренный ребенок такой же, как и все другие, только лучше. Многие учителя убеждены, что учить одаренных детей – одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Ниже приведенные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом – творчески.
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа.
Странный в поведении, непонятный.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Занятый своими делами (индивидуалист).
Не умеющий общаться, конфликтный.
Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Одаренность – это способность к чему-либо. Способности – это такие индивидуапльно-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способностей. В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам, математические и т.д. Известный исследователь Н.С. Лейтес выделяет 3 категории способных детей. Первая категория – это учащиеся с ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности. Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки и техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт. Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и художественные способности. Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, это способности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.
Как показывают наблюдения, дальнейшее развитие одаренных детей может протекать по-разному, но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Обращая особое внимание на детей с ранними умственными достижениями, неверно было бы думать, что у других детей, не показывающих ранних признаков одаренности, в дальнейшем не смогут развиться выдающиеся способности. Так, например, дремлющие способности могут вспыхнуть и разгореться только при удачном индивидуальном подходе или особо благоприятных обстоятельствах; обнаружение одаренности на более поздних возрастах может быть обусловлено генетически; разнообразие профессий так велико, что никем не замечаемое своеобразие возможностей ребенка может в условиях определенной деятельности стать социально ценным, подняться до ранга одаренности; развитие способности зависит от формирующихся только с годами черт характера, всего склада личности и т.д. Как отмечает Н.С. Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем. IV.Цели и задачи программы
Стратегическая цель программы: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;
Дидактическая цель программы – повышение профессиональной компетентности педагога при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи программы:
1. Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в ЦДТ.
2. Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одаренными детьми, их психологическими особенностями методических приемах работы.
4. Провести диагностические обследования детей для выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей на этапе поступления в ЦДТ;
5. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области художественного творчества;
6. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей.
7. Разработать систему мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и педагога
8. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу
9. Развитие материально-технической базы ЦДТ.
VI. Сроки
Внедрение инновационной Программы работы с одаренными детьми « Ступени успеха выполнимо в течение 2014 – 2015 гг.. Вместе с тем ЦДТ не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления, развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
VII.Основные направления реализации программы
Перед педагогами Центра детского творчества стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. ЦДТ должен взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Координационное направление:
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ.
Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение психологической диагностики одаренных детей;
- беседы с родителями;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
Кадровое направление:
- определение кадрового потенциала в работе с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной и методической помощи педагогам.
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- создание условий для участия одаренных детей в турнирах, фестивалях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей.
VIII. Участники реализации программы Руководители:
Директор
Творческая группа:
Методисты;
Члены Методического совета. Участники:
Педагоги ДО
Родители
Обучающиеся.
IX.Функциональное обеспечение программы
1. Права и функции директора:
• общее руководство разработкой и реализацией программы
• обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль
2. Функции методиста:
• определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы
• корректировка составляющих элементов программы
• анализ и обобщение результатов реализации программы
• регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы
• организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми
3. Функции методического совета:
• подготовка методических рекомендаций для работы по программе
• определение критериев эффективности реализации программы
• разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
• координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми
5. Функциональные обязанности педагогов, работающих с одаренными детьми:
• организация и проведение занятий с одаренными детьми
• разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми
• организация индивидуальной работы с одаренными детьми
• подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней
• организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ
• обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми
•
творческие отчеты в рамках реализации программы «Ступени успеха»
•
подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми
X.Кадровое обеспечение программы Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов: • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту. Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
XI. Основные мероприятия программы
Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, обновление банка данных
Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (направление на курсы, семинары, аттестация и т.д.)
Организация и проведение творческих конкурсов и т.д.
Организация научно – исследовательской деятельности обучающихся
Участие в районных, областных, российских конкурсах
Разработка нормативно – правовых документов
Разработка плана реализации программы « Ступени успеха» на учебный год.
XII. Модель одаренного ребенка Показатели одаренности:
любознательность и потребность в познании, выходящая за рамки возможностей традиционного обучения;
высокие интеллектуальные и творческие показатели;
высокий уровень развития абстрактного мышления и речи;
легкость в обучении, коммуникабельность;
активность;
высокая мотивация к учебной деятельности.
богатое воображение;
способность к целеполаганию и связанному с этим проектному мышлению;
быстрота, точность выполнения логических действий (анализ, синтез, доказательство, обобщение и т.д.);
устойчивость и контролируемость внимания;
богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
вкус к новизне и установка на выполнение творческих заданий;
результативность деятельности. Модель одаренного ребенка
личность, здоровая физически и духовно – нравственно;
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
личность, способная осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность;
личность, способная к саморазвитию и самоизменению;
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение;
личность, способная к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей
XIII. Формы выявления одаренных детей
Наблюдение за ребенком на занятиях, во внеурочной деятельности.
Общение с родителями.
Тестирование, анкетирование, беседа
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях и т.д.
ХIV. Формы работы с одаренными обучающимися
индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
проведение конкурсов, интеллектуальных игр, фестивалей, спортивных соревнований;
проектная деятельность обучающихся;
использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
создание детского Портфолио.
ХV.Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми
высокая коммуникативная культура, способность к творчеству;
стремление к самообразованию;
профессиональная компетентность;
знание возрастной психологии и особенностей психофизиологического развития детей;
педагогический такт, уважение к детям, чуткость.
умение общаться с нестандартными детьми.
ХVI.Планируемый результат реализации программы
Реализация программы позволит :
-Усовершенствовать существующую практику работы с одаренными детьми;
-Сформировать банк технологий и программ по выявлению и развитию одаренных детей;
-Создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей через «портфолио»;
-Повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с одаренными детьми;
-Обеспечение функционирования системы комплексной поддержки развития одаренных детей.
ХVII.Показатели эффективности реализации программы
Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение количества таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в тех областях, к которым у них есть способности.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями и увеличение числа таких детей.
Адаптация обучающихся к социуму.
ХVIII.Средства контроля Проверка хода процесса в соответствии с программой. Сбор и учет данных о качестве образования, достижениях детей. Обсуждение хода реализации программы на всех этапах, анализ успешной и неуспешной деятельности. Выявление проблем и внесение коррективов в программу в свете изменяющихся условий развития
Литература:
Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.