Стандартизация образования детей потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента. Программа кружка включает подходы введения регионального компонента в содержание образования через краеведение.
Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно – политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.
В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популизаторскую, является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений – эколого – нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«_____» _______________ 2013 г. «_____» ________________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Истоки»
эколого - нравственного направления,
срок реализации 2 года,
возраст обучающихся 11-16 лет
форма организации образовательной
деятельности – кружок
ВЛАДИКАВКАЗ 2014 г.
Пояснительная записка
Стандартизация образования детей потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента. Программа кружка включает подходы введения регионального компонента в содержание образования через краеведение.
Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно – политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.
В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популизаторскую, является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений – эколого – нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
Программа составлена с опорой на Закон «Об образовании» и является общеразвивающей. Особенность данной программы состоит в ее универсальности. Она может стать основой для организации деятельности всей школы по изучению родного края, может использоваться руководителями кружков различной направленности: экологической, географической, туристско – краеведческой, этнографической. Отдельные разделы, вопросы программы могут использоваться учителями с целью реализации регионально – национального компонента образования. Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни.
Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг к другу гуманно.
Цель программы:Развитие и коррекция личности обучающихся; формирование активной жизненной позиции и познавательной потребности в освоении нравственных ценностей.
Задачи:
1. Образовательные
· расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
· повысить интерес к экологическим знаниям;
· формировать у воспитанников эколого – краеведческие умения и навыки;
· вовлечь учащихся в природоохранную деятельность.
· воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним;
· содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.
Программа дополнительного образования по уровню освоения является общеразвивающей, социальной, адаптированной; по направленности – эколого – краеведческой.
Программа рассчитана на два учебных года.
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Количество учащихся: 10-15 человек.
Общее количество часов: 72 часа.
Количество занятий в неделю: 1 час.
Формы организации: Программа предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается в ходе занятия. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края; познакомить учащихся с прошлым и современным состоянием города, предположить перспективы ее развития. На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений, предприятий, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно – популярной литературой, архивными документами; проводить исследовательские и поисковые работы, оформлять материалы.
Основными формами краеведческой работы являются: экскурсии, походы, сбор информации, участие в конференциях, конкурсах, защита проектов, создание презентаций и т.д.
Основные условия, которые учитываются в работе:
1.Добровольность, без желания не будет успешной работы, необходимо самому выбрать задание по душе, посильное с учетом возраста.
2.Ответственностьучащихся за порученное дело.
3.Увидеть итог и значимость своей работы.
4.Самостоятельность в поиске. Умело дать совет, помочь при затруднениях в организации общения с жителями, нужными людьми, которые могут помощь в поисковой работе.
Учащиеся должны знать и уметь:
- правила техники безопасности на практических занятиях;
- правила поведения в музеях во время экскурсии;
- работать с первоисточниками;
- составлять доклады, рефераты;
- самостоятельно проводить беседы с населением для сбора информации;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
- уметь работать с компьютером;
- проводить экскурсионную работу;
- применять полученные знания на практике.
Результативность деятельности:
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, республиканских конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Программа разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Содержание изучаемого курса
дополнительной образовательной программы
I год
1.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 1 час.
Задачи:
· Согласование плана работы на год;
· выбор актива;
· техника безопасности;
· инструктаж по ТБ.
2.История города Владикавказ учащиеся знакомятся с историей города, историей школы, собирают материал для докладов и презентаций. На практических занятиях проводятся экскурсии, встречи с людьми, которые работали раньше в школе. Также идет сбор материалов, фотографий, интервью, воспоминаний для оформления истории школы.
3.Знаменитые люди - кружковцы изучают архивные материалы о К.Л.Хетагурове, В.И. Абаеве, И.А.Плиеве и.т.д. и оформляют доклады, организуют шефство над памятниками во дворе церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Подведением итогов по разделу является Устный журнал «Прошлое храним и помним».
И заключительным является:
· Викторина «Знаешь ли ты историю своего края»;
· По географии – ориентирование на местности;
· По биологии – растения и животные края; Красная книга
· По физкультуре – полоса препятствий;
II год
Во второй год обучения занятия кружка носят преимущественно практический характер.
Перед кружковцами ставятся задачи:
· Научится брать интервью;
· Уметь составлять опросник для бесед;
· Быстро и грамотно записывать ответы;
· Уметь проводить не сложные исследования;
· Проводить сбор информации;
· Составлять проекты и презентации;
· Готовить выступления на краеведческих конференциях, на защите проектов.
1.Вводное занятие – 1 час. Инструктаж по ТБ.
2. «История родного края» планируется посещение краеведческого музея, изучение архивных документов по истории школы, города; встречи с местным писателем Г.А. Агнаевым, с корреспондентом газеты «Рæстдзинад», с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы отцом Георгием, посещение храма.
3.Традици народа - кружковцы собирают материал о народных праздниках: «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Джеоргуыба» и т.д. Сбор материала о народных обрядах, легендах.
4.Акция «Я – гражданин России».
Техническое оснащение занятий.
1. Использование компьютера.
2. Аудио и видеодиски.
3. Компасы.
4. Фотоаппарат.
5. Туристское снаряжение.
Формы проведения итогов реализации программы
По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:
1. Оформление докладов, альбомов.
2. Участие в школьных конкурсах, краеведческих чтениях. Например: Акция «Город будущего»
3. Участие в республиканских конкурсах.
4. Оформление и защита проектов.
5. Совершение экскурсий в городские , районные музеи.
6. Печатание материалов в СМИ.
Календарно – тематическое планирование
№
Темы
I год
Количество
часов
Теоретических
Практических
1.
Введение.
1
1
2.
История города Владикавказ.
1
1
3.
Экскурсия по историческим местам
2
2
4.
Славное прошлое и настоящее
2
2
5.
История МБОУ СОШ № 50
2
2
6.
Экскурсия по местам боевой славы
2
2
7.
Встречи с интересными и знаменитыми людьми.
4
4
8.
Встреча с земляками прошедшими Афганистан ….
2
1
1
9.
В.И.Абаев – академик. Его труды.
2
2
10.
Валерий Гергиев, его творчество, деятельность.
2
2
11.
И.А.Плиев – герой Советского союза (экскурсия в музей)
2
1
1
12.
«Весь мир мой храм…»К.Л.Хетагуров (экскурсия в музей)
2
1
1
13.
Знай и люби свой край.(экскурсия
в музей осетинской литературы)
2
1
1
14.
Памятники истории вокруг нас.
2
1
1
15.
Экскурсия в Северо – Осетинский государственный природный заповедник.
2
2
16.
Прогулка по старому Владикавказу
1
1
17.
П.П. Барбашов Герой Советского Союза.
1
1
1
19.
Всего
32
16
17
№
Темы
II год
Количество
часов
Теоретических
Практических
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
История родного края.
1
1
3.
Экскурсия в краеведческий музей города Владикавказа
2
2
4.
Встречи с ветеранами педагогического труда - они работали в нашей школе.
2
2
5.
Встреча с писателем
Г.А. Агнаевым.
1
1
6.
Встреча с корреспондентом газеты «Рæстдзинад» Саутиевой Тамилой
1
1
7.
Встреча с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы отцом Георгием.
1
1
8.
Традиции народа.
2
2
9.
Сбор материала о народных праздниках «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Джеоргуыба»…
10
10
10.
Сбор материала о народных обрядах и легендах.
5
5
11.
Благоустройство церквей города Владикавказа
3
3
12.
Они побывали на нашей Родине (экскурсия по Новой набережной)