1 | Вводная беседа. Присоединение. Ресурсный круг. | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть. Подарите улыбку своему соседу, пожелайте ему удачной работы на нашем уроке -Выдвижение проблемы и создание эмоционального настроя : Не позволяй душе лениться, Душа обязана трудиться, Чтоб воду в ступе не толочь, И день, и ночь, и день, и ночь Душа…Что это такое? Душа – это внутренний невидимый мир человека. Мир, полный тайн. Что вы испытываете, когда душа поет? Плачет? Что происходит в душе, когда вас обидели? Похвалили? Глаза – это зеркало души. Как это понять? В глазах, как в зеркале, отражается состояние души. Глаза не могут лгать. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Сегодня мы узнаем, какие бывают слова, постараемся почувствовать разницу между различными словами, будем учиться слушать друг друга.
| - Приветствуют учителя, пожелания соседу. Настраиваются на откровенную добрую беседу по теме урока.
-По очереди высказывают свою точку зрения 1 предложением - Ответы детей. На каждый вопрос – 1слово (Н-р: радость, грусть и т.д.) - Следующий круг ответов. - Высказывают свои предположения по желанию | Регулятивные
Коммуникативные Личностные |
2 | Основной этап | Побуждает к высказыванию своего мнения: Что такое слово? Слово – результат действия ума, души и духа. Где рождается слово? Слово может идти от души, от сердца, от разума. Может ли человек обойтись без слов? Может ли слово помочь или навредить? Как? Выдвигает проблему: «Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает». В этой пословице человек, который говорит, представлен в роли сеятеля. В Библии есть «Притча о Сеятеле». Внимательно прочитайте её. Подумайте, что означают слова: Сеятель, семя, сеять. Притча о Сеятеле. Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Семя – это что? (Слово, слово учителя.) Кто такой сеятель? (Человек, говорящий слово, учитель.) Что значит сеять? (Говорить.) |
-Отвечают на вопросы учителя
-Читают заданный текст. Карточка 1
- Отвечают на вопросы учителя. Я считаю, что… | Познавательные Личностные Регулятивные |
| | Работа в группах. Обсудите в группах и придите к единому мнению: Назовите слово, имеющее скрытый смысл. Подсказка: это то, куда доходит или не доходит слово учителя. (Сердце, душа человека.) Что нужно сделать, чтобы ваше сердце приняло слово учителя и дало добрые всходы? Найдите строки, говорящие об этом. «Кто имеет уши слышать, да слышит». Выделите маркером Человек, который слушает, должен слышать сказанное. Организует самостоятельную работу с учебником Учебник с 79-82 Активное занятие. Какие же бывают слова? Используйте учебник Организует работа в четверке Сравните свои варианты ответов с ответами соседей, и приняв единое решение запишите виды слов на лепестки ромашки, выбрав самостоятельно цвет. Когда группа будет готова, поднимите руку. В это время звучит произведение Бетховена «Лунная соната» Экспертная оценка. Слово – мудрое, доброе, задушевное, меткое, Слово Истины, Слово Молитвы, покаяния, прощения. В «Ромашку не взяли слово – Злое. |
- работают в группах по тексту и заданию учителя, находят нужные строки, выделяют их маркером.
-чтение текста
-Работают в группе (4) - Обсуждение. Приходят к единому мнению и составляют «Ромашку»
- Мы решили… | Коммуникативные Личностные
Познавательные
Коммуникативные Личностные Регулятивные
|
3 | Рефлексия. Ресурсный круг. | Ресурсный круг «Подари доброе слово». Где живут добрые слова? Как их нужно произносить? (Интонация, чувство,..) Как нужно слушать эти слова? (Внимательно). Каждый из вас сейчас подарит друг другу добрые слова. Рефлексия. Какие чувства вы испытывали, услышав в свой адрес добрые слова? Приятно ли вам было дарить добрые слова? Молодцы! Вы справились с заданием. Презентация как итог. 1 Кто такой мудрец? (Мудрец – тот, кто обладает высшим знанием, мыслитель.) Слайд 1 Пословицы. Пословицы – это народная мудрость. Часто в них можно встретить меткое слово. Дает задание Возьмите листок, который лежит у вас на партах. Найдите задание №1. Самостоятельно. Организовывает самостоятельную работу. Перед вами в 1 столбике даны пословицы, а во втором столбике «правила» обращения со словом. Прочитайте и соедините их стрелочкой. Слайд 2 Проверка.
| - Отвечают на вопросы . По кругу друг другу говорят добрые слова.
Слушая добрые слова я чувствовал …
- Высказывания детей по желанию
-Выполняют самостоятельно задание на карточке №2
-Осуществляют самопроверку по выполненной работе. | Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные
Регулятивные |
| | Задание №1. ПОСЛОВИЦЫ | «ПРАВИЛА» | Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. | Не говори лишнего, дай сказать другому. | Поменьше говори, побольше услышишь. | Надо думать, прежде, чем что- то сказать. | Давши слово - держись, а не давши – крепись. | Слова надо подтверждать словами. | Слайд 3 Иллюстрация к произведению В.А. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела». Чтение текста вслух учителем «Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:- Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова:
|
- Слушают текст, который читает учитель. Карточка №3 |
Познавательные |
|
| - Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик… А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику. Красивыми бывают не только красивые слова. Истинно красивы только красивые дела». Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым? Сегодня наш урок подходит к концу, но разговор еще будет продолжаться долго, ведь челок не может обойтись без слов. Мы каждый день на практике, в жизни, на других уроках будем стараться не огорчать друг друга грубыми, злыми словами. Будем радовать друг друга теплыми, добрыми словами. Закончить урок мне бы хотелось замечательным стихотворением. Послушайте внимательно его. «Слово о словах». Когда ты молвить хочешь слово, Мой друг, подумай, - не спеши. Оно бывает, то сурово, То рождено теплом души. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить. И камень в крошку раздробить. Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
|
-Высказывают свое мнение.
-Сегодня на уроке я узнал… -Мне понравилось…. -Я задумался над…
|
Регулятивные Личностные Коммуникативные |
|
| Домашнее задание: Подготовить 1пословицу или поговорку о слове. Попросить родителей помочь в поиске и определении смысла пословицы.
|
|
|