kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коучинг. «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Білім мазмұнын жаңарту барысында мұғалімдермен өткізілетін коучинг жоспры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг. «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»»

Тема: «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»


Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»

Цель:

  • Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.

  • Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Задачи:

  1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.

  2. Познакомить с суммативным, формативным  и критериальным оцениванием.

  3. Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с видами оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Ресурсы:

  • Маркеры, бумага

  • Карточки

  • Видеоролики:

  • Презентация «Критериальное оценивание».

Ход коучинга:

Психологический настрой на работу.

Стихотворение «Советы учителям»

Я Бесконечно Доброе, Феноменально Умное, Чертовски Привлекательное, Божественно Красивое, Необычайно Работоспособное, Беспредельно Ответственное, Исключительно Порядочное, Кристально Честное, Беспрецедентно Талантливое, Экстра Ординарное, Невероятно Офигительное, Гипер Сексуальное, Сексапильно- Обворожительное, Не-По-Годам Развитое, Чистое-И-Не-Поро­чное, Сказочно Щедрое, Бесподобно - Бесподобное, Невероятно Перспективное, Беззаветно Любящее, Легендарно Сильное, Непостижимо Оптимистичное, Идеально Сложенное, Крайне Интеллигентное, Супер Активное, Неописуемо Чувственное, Архи Надежное, Бесспорно Положительное, Всеми Любимое, Фантастически Скромное Человечище!!!

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто послушали советы, но и были вовлечены в процесс самооценивания.

Деление на группы «Солнышко», «Облачко», «Дождик».

Стратегия «Рисунок». Необходимо нарисовать бабочку. Затем самому оценить, далее по часовой стрелке передать рисунок для взаимопроверки.

- Довольны ли вы своими оценками?

- Совпали ли ваши оценки с оценками окружающих?

- Легко ли было вам ставить оценку?

- Как вы думаете, почему вы получили именно эту оценку?

- Как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

- Где мы встречаемся с «оцениванием»? С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то оценка или слово, но все оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.

Итак, тема нашего коучинга «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения».

Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Работа в группах по выполнению заданий: метод мозгового штурма.

1 гр. Дать определение оценивания.

2 гр. Обсудите недостатки  и 3 гр. положительные стороны существующей системы оценивания. /5минут/. Спикер /1 минута/

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение. Запись на плакате.

Выступление спикеров.

Слайд 6

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Задание в группах: Вернемся к рисунку бабочки.

Оцените рисунок по таким критериям как:

Наполненность листа

Полный лист – 3 балла

Заполнен на половину -2 балла

Заполнен на треть листа – 1 балл

Цветовая гамма

Более 4 цветов – 3 балла

2-3 цвета- 2 балла

1 цвет – 1 балл

Количество частей тела

Более 5 частей – 3 балла

3-4 части – 2 балла

1-2 части- 1 балл

Рефлексия по заданию:

- Какие виды оценивания были применены?

- Насколько отличались оценки и почему?

- Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

- Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Чем отличается понятие норма от понятия критерий? Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Традиционно в большинстве школ СНГ сохраняется система оценивания, построенная на системе из пяти баллов.

Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.

Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

         а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

         б) уровня учащегося относительно класса в целом,

         в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.

Но в последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Самостоятельная работа в группах. Заполнение таблицы.

Формативное (формирующее) оценивание

Суммативное (итоговое) оценивание



Используя время активно и с максимально эффективно, прочитайте текст, который приводится ниже, и поработайте с представленными идеями. Распределите карточки в таблице.

Каждая группа работает со своим текстом.

Ресурс для изучения:

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

(Отрывок из: Джеймс. М. (2002) Оценивание для обучения: что это такое и что говорят об этом исследования? Обучение тому, как учиться. Проект факультета образования, университет Кембридж)

Суть оценивания

Не случайно категория «оценивание» означает, в переводе с латинского языка, «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания, от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводи­мого учителями в классах, сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценива­ние, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом и бумагой в руках, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процесс:

  • наблюдения;

  • интерпретации полученных данных;

  • заключения для определения дальнейших действий.

Оценивание для обучения

При ОдО наблюдение, интерпретация и критерии могут быть сходными с критериями, при­меняемыми в процессе оценивания обучения, но характер заключения и решения, принятых на их основании, будут иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Группа Реформы Оценивания (2002) предлагает следующее определение оценивания для обучения:

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый уче­никами и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть не­обходимого уровня.

Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и, даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно участвовать в данном процессе.

Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи, для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. Вышеуказанное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.

Оценивание обучения

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение дела­ется после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, до­стигнутыми группой учеников, например, одного возраста. Такие заключения могут формулироваться в форме «соответствует/не соответствует» стандарту или представлены в виде шкалы баллов или уровней и других символических обозначений критериев и стандартов, на которых они основаны.

Представление в такой краткой, но, к сожалению, не всегда исчерпывающей форме, является удобным в случаях, когда необходимо предоставить статистические данные каким-либо вышестоящим организациям, а также - родителям, новым учителям в моменты их за­мены других учителей, руководителям, заинтересованным в контроле учебной деятельности школ, на местном и государственном уровнях. Предоставление отчетности, отбор и мониторинг, таким образом, являются очевидным назначением данного вида оценивания информации.

Совместное обсуждение результатов.

Формативное (формирующее) оценивание

Суммативное (итоговое) оценивание

Оценивание для обучения

Оценивание обучения

Непрерывный процесс

Определенный период времени

Причины сильных и слабых сторон учеников

Предоставление отчетности

Корректировка деятельности

Констатирование уровня усвоенности

Предполагает обратную связь

Соотношения достижений с установленными нормами

Учитель- не единственный оценщик

Предусматривает выставление оценок

Направлено на улучшение обучения

Направлено на подведение итогов

Наблюдение

Основано на нормативных документах

Рефлекси по заданию:

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.

Если представить, что дети - цветы …

Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

(Министерство образования Новой Зеландии, 2009)

Это интересно!

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Уважаемые коллеги существует огромное количество оценочных техник, мы с вами остановились на технике оценивания, сфокусированной на критериальном оценивании.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.

На этом и строится критериальное оценивание.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.

  • Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

  • Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

  • Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Работа в группах. Составить критерий, рубрикатор и дескрипторы к презентациям-проектам учащихся.

Работа в группе. Критериальное оценивание «+» и «-»

Рефлексия. Подведение итогов.

В качестве рефлексии предлагаются такие техники формативного оценивания работы как: самооценивание, одноминутное эссе, обобщение в одном слове.

Рефлексия

Прием «Зеркало». Необходимо записать на стикерах ,что участники узнали нового на занятие, что будут делать после занятия.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Коучинг. «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Автор: Садуева Кунсулу Сагидолловна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Разработка плана коучинг занятия Тема: «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения» "
    ["seo_title"] => string(110) "razrabotka-plana-kouchingh-zaniatiia-tiema-kritierial-noie-otsienivaniie-vazhnyi-faktor-protsiessa-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210028"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431356217"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Мастер-класс «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения» "
    ["seo_title"] => string(81) "mastier-klass-kritierial-noie-otsienivaniie-vazhnyi-faktor-protsiessa-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "114819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411668984"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Как оценивание влияет на успешность учащихся» "
    ["seo_title"] => string(56) "kak-otsienivaniie-vliiaiet-na-uspieshnost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "170537"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423568191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства