Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие государства и общества по повышению качества образования»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Парамонова Е. В.
учитель истории
МБОУ «Школа № 116 города Донецка»
г. Донецк
Аннотация. В статье охарактеризовано взаимодействие государства и общества по повышению уровня образованности и грамотности населения. Показано, что государственно-общественное управление является позитивной и необходимой тенденцией системы управления качеством обучения в образовательном учреждении. Раскрыты основные задачи образовательных учреждений по повышению качества обучения.
Ключевые слова: Система образования, основные задачи образования, образовательные учреждения, задачи развития системы образования.
Состояние системы образования находится в прямой зависимости от уровня развития государства. Государство должно быть заинтересовано в высоком уровне образованности и грамотности населения, от которого зависит развитие общества и выход государства на ведущие позиции в международном сообществе. Образованные и грамотные люди в любом государстве являются потенциалом для развития общества и государства в целом. Образование становится главной движущей силой развития современного общества. Образование - это наше будущее.
Образовательные учреждения своей целью ставят подготовку высококвалифицированных специалистов, способных стать потенциалом для развития данного государства. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизаци.
При реализации Государственных образовательных стандартов в образовательном процессе требуется новая современная организация всего учебного процесса. Одной из главных, непростых задач образования является задача «научить учиться».
В условиях реализации ГОС меняются цели и задачи образовательного процесса. Учителю важно развивать у учащихся логическое и образное мышление, мотивировать познавательный интерес и самообразовательную деятельность учащихся. Учащиеся должны не просто иметь багаж знаний, уметь критически мыслить, иметь свою точку зрения, уметь её отстоять, быть целеустремлёнными, способными сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Образовательное учреждение должно способствовать формированию у учащихся готовности реализовать себя в условиях постоянно меняющегося мира.
Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Важной задачей общего образования на современном этапе является создание у обучающихся в ходе образовательной деятельности обобщённой картины мира на основе организации работы самих обучающихся, осваивающих универсальные способы познавательной деятельности.
Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть в конце обучения. От развития образования зависит развитие общества. Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления. Для эффективного управления образованием необходимо знать объективные тенденции его развития, точнее говоря, закономерности развития образования.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В процессе управления образовательным учреждением принимают участие государство и общество, осуществляя взаимодействие друг с другом на принципах законности и демократии, информационной открытости системы образования. Государство, осуществляя управление образовательным учреждением, представляет интересы государства и общества в сфере образования, интересы населения и бизнеса.
Задачи развития системы образования требуют от руководителя общеобразовательного учреждения постоянного освоения новых профессиональных компетенций. Руководитель современного образовательного учреждения должен обладать не только опытом управления персоналом, педагогическими знаниями, пониманием государственной политики в сфере образования, определёнными личностными качествами, но и знаниями в области экономики, ювенальной и образовательной юриспруденции, менеджмента. «Сегодня директора школы нацеливают на восприятие самого себя в качестве менеджера, ориентированного на получение конкретного результата». Происходит изменения профессиональных требований к руководителю, связанные с перемещением ответственности с более высоких уровней управления на школу. При всех положительных качествах современного образования оно нуждается в последовательном реформировании. Главная задача российской образовательной политики-обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Важнейшей категорией образовательного процесса является качество образования. Качество образования - это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетентности выпускников. Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования. Качество образования - это комплексный показатель соотношения цели и результата обучения; обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг; определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности.
Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения. Но не существует пока еще методик такого прогнозирования, хотя в современных идеях управления качеством образования наметились тенденции к прогнозированию . Они включают предвидение изменения результата образования - от квалификации к компетенциям и далее к человеческому капиталу, изменение цели и общественного статуса образования. Идеи перехода от предметно-оценочного принципа построения образовательных программ к модульному-кредитному также отражают видение будущего. Сегодня чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По-видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т. е. сознательное и своевременное его изменение в определенном направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня делается лишь первый шаг к такому комплексному решению данной проблемы.
Список литературы
1. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.
2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ/ Н.А.Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 26 с.
3. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. - с. 14.
4. Логинова, Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПК и ПРО, 2003, - 355 с.