Цвети, мой край родной, Башкортостан!
Задачи
*образовательные: познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай, продолжать учить детей слушать пояснения ведущих;
*развивающие: развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок, ловкость, быстроту, выносливость, развивать речевую активность детей;
*воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике.
Слайд 1. Тыу?ан к?н?? мен?н, республикам!
Вед.
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день. Мы празднуем День республики Башкортостан. Каждому из нас близко и понятно слово « Родина». Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки, и наши далекие предки.
В 1990 году наши отцы и деды получили в собственность землю, недра, природные богатства своего края - родного Башкортостана. Вот уже 25лет мы празднуем этот день. За эти годы, наша республика очень изменилась. Выросли города, построили красивые дома, театры, памятники. Сегодня мы подарим нашей родной республике свои песни, стихи. А уважаемое жюри будет справедливо оценивать выступления наших чтецов.( представление членов жюри)
-Итак, наш праздник, посвященный Дню РБ, считается открытым. Прошу всех встать.(звучит гимн РБ)
Ф.Р?хим?олова. “Мин- Баш?ортостандан”! ( Р?ст?м Динисламов баш?ара)
?ора?алар ситт?, ?ин ?ай?ан, тип
?орур ?ына ?арап торам да,
Ир?йеп т?, берс? кин?неп т?,
Баш?ортостандан, тим, Уралдан!
К?кк? аш?ан уны? к?к тау?ары,
Былбыл ?ун?ан муйыл, талына.
Алтын, к?м?шк? бай, бай нефтк?,
Ел?к-емеш, ?ымы?, балына.
Тау?ар ?уйынынан яр?ып сап?ан
А?и?еле ?ылыу шул ????р!
А? елк?нд?р ?алып и?д?рен?,
?ур Р?с?йг? ташый а? х?б?р.
Стих “Родина” ( исполняет Ирина Букина)
- Великую землю, любимую землю
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.
Мы Родиной нашей зовём. - Башкортостан мой край родной
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
Все это ты, любимая земля!
- Есть возможно уголок красивей
Есть богаче, шире есть края
Только мне, из всей моей России
Милей всего Башкирия моя!
-Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
Голос птиц, мелодии рассвета,
Все передает тростинка эта
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка! (курай)
Да, правильно – это курай. Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника, выбирают гладкий, пустой и чистый тростник и вырезают 5 отверстий. Давайте послушаем стихотворение о курае.
Стих “Курай”.
1. Там, где родились мы,
И тростник поет
Спросите, что это,
Каждый назовет!
Мелодичный мой курай,
Прославляй любимый край.
2. Башкирия моя, моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край.
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был
Мне жаль того, кому не пел курай!
Вед. У нас есть волшебный курай. Под каждым его лепестком находится задание.
Лепесточек отрываем, что под ним сейчас узнаем!
Ведущая отрывает 1-й лепесток.
Вед. Что изображено на этой картине? (карта Башкирии).
- Ребята, а на что похожа карта Башкортостана?
- Слайд. Карта Башкортостана.
?айын япра?ы тура?ында. (??ил? Ф?йрушина)
Ер шарыны? карта?ына
?ара?а? я?шы ?ына, -
Баш?ортостан шул картала
Бер япра? са?лы ?ына.
Эйе, япра? а? ?айынды?
Бер япра?ы ни бары.
? ?айыны – б?й?к Р?с?й –
Шундай й?шел, ю?ары.
Карта?а ?арап, еремде:
-Бер япра? са?лы,-тинем,
Мин хайранмын ки?леге??,
Баш?ортостаным-илем!
Ведущая отрывает 2-й лепесток. Следующее задание: Что изображено? (Флаг). Посмотрите какой он красивый. Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый). Давайте послушаем, что они означают.
Стих о флаге Башкортостана.( А.Галиуллин.)
Баш?ортостаным флагы
Тора ?с т?рл? т??т?н.
К?к, а?,й?шел, ? урта?а
?урай с?ск??е т?шк?н.
Ведущая отрывает 3- й лепесток
Что изображено ? (Герб республики Башкортостан). Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Кто такой Салават Юлаев? (Национальный герой, поэт, воин, джигит).
С.Юлаев. “Ай, Уралым, Уралым! ” баш?ара.
Ай,Уралым, Уралым!
К?г?реп яткан Уралым!
Нур?а сум?ан т?б??е —
К?кк? ашкан Уралым!
?ине ма?тай йыр?арым,
?ине данлай йыр?арым.
Т?н?н к?кк?, ай ?ал??а,
Алтындай бал?ый Уралтау,
К?нд?? к?кк? к?н ?ал??а;
К?м?шт?й балкый Уралтау
Ай Уралым, Уралым,
?ылыу за ?ылыу Уралым!
???ем б?т?? л? телемд?,
Йырым б?тм?не, Уралым!
Открываем следующий 4 лепесток. Назовите столицу нашей республики.
- А теперь расскажет стих о столице республики.
Р.Янбулатова. “ Г?з?л ?ф?м- баш ?алам.”
Г?з?л ?ф?м – баш ?алам
Тау башында бал?ый бер ?ала,
Ул ?ала ?ф? тип атала.
Я?тыра? яна йондо??ары,
Матур?ар егет ??м ?ы??ары.
Алмалары беш? балланып,
А?и?ел а?а бор?аланып.
У?а ?ушыла й?мле Дине,
Ах ?ф?м, мин яратам ?ине!
Урамдары к??г?л?й асфальт,
Эшс?н хал?ы к??елле ??м шат.
К?рген ?айын ?ине шатланам,
Ах ?ф?м, г?з?л ?ин, баш ?алам!
Игра "Кто больше назовет городов нашей республики". Города нужно назвать на башкирском языке.
Открываем следующии 5 лепесток ((Люди в национальном костюме).
Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это наши люди. Скажите, какие национальности проживают на территории нашей республики?
1.Здесь и русский, и мари
И татарин, и башкир
Мы для счастья родились
Дружно вместе всем нам жить
2.Разных мы народов дети,
Все такая детвора
И на песню есть таланты,
И на пляску мастера.
Ведущая отрывает 6 лепесток. «Народные игры, пляски!”
Игра «Юрта»
Дети читают стихотворение «Родина»М.Карим.
1.Мы рассказать хотим о том, как мы живем в краю родном.
Мой край, родной Башкортостан ты лучше всех далеких стран.
2.В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.
Ты славен лесом, криком птиц. Кумысом славных кобылиц.
3.Горы, реки и поля- все это Родина моя!
Вот двор, где есть друзья Вот школа, дом, семья.
4.Вот рой пчелы, вкус меда,и добрая душа народа.
Здесь вырос мой отец и дед,и я здесь буду жить, учиться!
5.Чтобы тебе,мой край родной, так скоро пригодиться.
Башкортостан - надежда наша.Как я люблю тебя!
В твой день рождения желаю:
Все :
цвети Республика моя!
6 Все народы будут дружно жить
Будет раздаваться смех детей.
Мы трудиться будем и дружить
Для Отчизны для России всей!
Вед. Чтобы сохранить мир, нужно, чтобы все народы жили в согласии.
-Нужно дружно жить на свете? (нужно)
- Это знать большим и детям нужно? (нужно)
- А потом?
Все:
А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба вместе с нами.
Песня про дружбу