Типовые задачи применения Универсальных Учебных Действий
Типовые задачи применения Универсальных Учебных Действий
В материале описывается Что такое учебно-познавательная и учебно-практическая задача? Типы и виды задач на применение УУД. Выделяются структурные компоненты учебной задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Типовые задачи применения Универсальных Учебных Действий»
Что такое учебно-познавательная и учебно-практическая задачи, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий?
Ленская Татьяна Гавриловна
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 28
Метапредметный подход
предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Это требования второго поколения образовательных стандартов
Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия УУД)
В современных условиях учитель сталкивается с проблемой недостаточности методического сопровождения процесса практической реализации программы развития универсальных учебных действий в части отражения подходов к проектированию типовых задач применения учащимися универсальных учебных действий.
Типовая задача применения универсальных учебных действий: содержание понятия
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает осуществление педагогическими работниками профессиональной деятельности в части формирования и развития у учащихся универсальных учебных действий (далее – УУД). Однако в реальной школьной практике при реализации указанной задачи у педагогов общеобразовательных организаций возникают вопросы, связанные с отбором технологий, методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется данный процесс. Анализ содержания федеральных государственных образовательных стандартов общего образования позволяет нам выделить две группы типовых задач, которые используются учителем.
Типовая задача используется для:
Формирования УУД (начальное общее образование)
Применение УУД (основное общее образование)
Универсальные учебные действия
Личностные УУД Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ
Регулятивные УУД Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬсвою деятельность
Познавательные УУДумения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ
Коммуникативные УУДУмения ОБЩАТЬСЯ
Что такое учебно-познавательная, учебно-практическая задача?
Учебно-практические задачи
описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания
Учебно-познавательные задачи,
задачи, на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
Задачи на применение УУД
В программе отмечается, что задачи на применение УУД можно условно разделить на три типа
1) задачи, формирующие коммуникативные УУД;
2) задачи, формирующие познавательные УУД;
3) задачи, формирующие регулятивные УУД.
Типы и виды задач на применение УУД
№ п/п
Типы и виды задач на применение УУД
Виды задач на применение УУД
1.
9 слайд
Задачи, формирующие коммуникативные УУД
– задачи на учет позиции партнера;
– задачи на организацию и осуществление сотрудничества;
– задачи на передачу информации и отображение предметного содержания;
– задачи – тренинги коммуникативных навыков;
– задачи – ролевые игры.
2 .
10 слайд
Задачи, формирующие
познавательные УУД
– задачи-проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
– задачи на сравнение, оценивание;
– задачи на проведение эмпирического исследования;
– задачи на проведение теоретического исследования;
– задачи на смысловое чтение задачи на планирование;
– задачи на ориентировку в ситуации;
3.
11 слад
Задачи, формирующие
регулятивные УУД
- задачи на планирование;
- задачи на ориентирование в пространтве;
– задачи на прогнозирование;
– задачи на целеполагание;
– задачи на принятие решения;
– задачи на самоконтроль
Учебная задача, ориентированная на определение степени сформированности у учащихся универсальных учебных действий, должна содержать следующие структурные компоненты:
Структурные компоненты Выделяет 3 части:
1. Мотивационная часть
2. Содержательная часть
3. Диагностическая часть
Структурные компоненты учебной задачи
1) мотивационная часть – способствует мотивации, постановке цели и планированию (ориентировочные действия)
2) содержательная часть (исполнительские действия):
УСЛОВИЕ – направляет поиск и обработку информации (может быть представлена в виде текста, модели, таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео) мультимедиа);
ВОПРОС- командная часть,направлена на выявление и оценку конкретных знаний, учебных действий, отношение субъекта к самой задаче и способу её решения
Структурные компоненты учебной задачи
ИНСТРУКТАЖ по выполнению – указания о том, какие учебные действия необходимо совершить, а также коммуникационное задание, регламентирующее индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся;
3) диагностическая часть - эталон, критериальный аппарат (контрольно-корректировочные действия).
Типовые задачи применения УУД могут использоваться на различных этапах реализации содержания учебного предмета/курса внеурочной деятельности естественно-научной и технологической направленности. При этом типовая задача может быть выражена как в виде одной учебной задачи (комплексной), так и совокупности учебных задач.
ФГОС основного общего образования существенное внимание уделяет использованию учителем учебно-познавательных и учебно-практических задач, использование которых на различных этапах реализации содержания учебного предмета/курса позволяет определить, насколько учащиеся владеют системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Типовые задачи применения УУД могут быть представлены посредством
1) учебно-познавательных задач, направленных:
– на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
- выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между
объектами и процессами;
Типовые задачи применения УУД могут быть представлены посредством
2) учебно-познавательных задач, направленных:
– на интеграцию знаний на основе операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации;
– установление аналогий и причинно-следственных связей;
– построение рассуждений;
– соотнесение с известным;
– выдвижение новых идей, иной точки зрения;
– создания или исследования новой информации,
преобразование известной информации, представление ее в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.;
Типовые задачи применения УУД могут быть представлены посредством
3) учебно-практических задач, направленных:
– на разрешение проблем / проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;
– создание объекта с заданными свойствами;
– установление закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;
Типовые задачи применения УУД могут быть представлены посредством
4) учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на
- оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющих учащихся функциями организации выполнения задания;
5) учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на оценку навыка рефлексии;
6) учебно-практических и учебно-познавательных задач,
направленных на оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
И в заключении хочется сказать:
Типовые задачи применение УУД представляют собой совокупность технологий, методов, приемов и средств, которую использует педагог в урочной и внеурочной деятельности,
с одной стороны, для формирования (развития) у учащихся универсальных учебных действий,
с другой – для определения степени воздействия на учащихся используемой совокупности и при необходимости для обеспечения коррекции указанного воздействия.
Делиться знаниями полезно!
«Наше знание – накопленная мысль и опыт бесчисленных умов»
«Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение»
«Знание существует для того, чтобы его распространять»
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.