Цель деятельности учителя | Создать условия для совершенствования навыков решения задач на применение признаков подобия треугольников. |
Термины и понятия | Пропорциональные отрезки, отношение, пропорции, сходственные стороны, коэффициент подобия, подобные треугольники, признаки подобия треугольников. |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют демонстрировать знания основных понятий, применять полученные знания для решения основных типовых задач, содержащих в открытом банке заданий по математике ОГЭ на сайте ФИПИ; контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя учебник. Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, работать в паре и контролировать действие партнёра, осуществлять самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные: участвуют в диалоге, вступают в общение. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
Формы работы | Фронтальная; индивидуальная; парная. |
Ресурсы | Презентация учителя. Учебник. Задания для индивидуальной и парной работы. |
1 этап Актуализация знаний |
|
Цель деятельности | | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. - Доброе утро, садитесь! - Чем это утро необычное? - Ребята, перед вами геометрические фигуры. Выберите себе одну, которая вам больше всего нравиться. - Итак, поднимите руку те, кто выбрал треугольник? - Вы у нас обладаете лидерскими качествами. - Кто выбрал квадрат? - У вас всё по плану, запланированная, спокойная жизнь. - У кого прямоугольник? - Вы любознательные и смелые. - Кто выбрал круг? - Вы обладаете способностью сопереживать и сочуствовать. - И последняя фигура ломанная. А кто выбрал эту фигуру? - Вы у нас люди творческие и неординарные. - Посмотрите, все мы с вами люди какие? (Разные!) - Всё это нам и нужно для проведения урока, чтобы он был полезным и полноценным. - И от психологического теста мы перейдём с вами к притче. - Кто прочитает вслух? | Приветствуют учителя. Отвечают: сегодня воскресенье; день выбора президента; день открытых дверей для родителей; открытый урок по геометрии и т.д. Выбирают одну фигуру. Поднимают руку, кто выбрал треугольник. Слушают и читают со слайда. Поднимают руку, кто выбрал квадрат. Слушают и читают со слайда. Поднимают руку, кто выбрал прямоугольник. Слушают и читают со слайда. Поднимают руку, кто выбрал круг. Слушают и читают со слайда. Поднимают руку, кто выбрал ломанную. Слушают и читают со слайда. Отвечают. Слушают. |
ПРИТЧА: Усталый чужеземец пришёл в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошёл к великолепному дворцу фараона. Он что-то сказал слугам. По мановению руки распахнулись перед ним двери и провели его в приёмную залу. И вот он стоит в запылённом походном плаще, а перед ним на золочёном троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители великих тайн природы. - Кто ты?- спросил верховный жрец. - Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. Жрец надменно продолжал: - Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на неё? – Жрецы согнулись от хохота. - Будет хорошо, - насмешливо продолжал жрец, - если ты ошибёшься не более чем на 100 локтей. - Я могу измерить высоту и ошибусь не более чем на пол-локтя. Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужеземец утверждает, что сможет вычислить то, чего не могут они – жрецы великого Египта. - Хорошо, сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем её высоту. Завтра проверим твоё искусство. На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Провёл некоторые измерения, сказал способ определения высоты пирамиды и назвал её высоту. - Ребята, а в чём был секрет Фалеса Милетского? Как он определял высоту пирамид? - И тема нашего урока? («Решение задач на применение признаков подобия треугольников».) Цель урока: совершенствовать навыки решения задач на применение признаков подобия треугольников. - Откройте тетради, запишите число 18.03.18. и тему урока. - Работа на уроке будет состоять из нескольких этапов (знакомство с этапами урока). | Слушают и читают притчу. Отвечают (метод подобия). Отвечают (решение задач на применение признаков подобия треугольников). Отвечают (совершенствовать навыки решения задач на применение признаков подобия треугольников). Записывают в тетради число и тему урока. Знакомство с этапами урока. |
2 этап. Тест с самопроверкой. |
Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверка усвоения знаний по теории. | Консультирует обучающихся. | Выполняют тест. Проверяют тест и оценивают по критериям. |
3 этап. Решение задач. Работа в парах. Проверка задач у доски. |
Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Совершенствовать навыки решения задач на применение признаков подобия треугольников. | Учитель при необходимости оказывает консультативную помощь. | Пары выбирают уровень задач (1 или 2 уровень). Решают вместе, обсуждая задачи. Выходят к доске и подробно объясняют решение задач. Остальные обучающиеся слушают и задают вопросы. |
4 этап. Итоги урока. Рефлексия. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Пора подвести итоги урока и записать домашнее задание (разноуровневая карточка с задачами). - На ваших партах лежат листы самооценки. - Вспомните этапы урока и пожалуйста, каждый индивидуально, поставьте себе «+» или «-». В зависимости от количества плюсов и минусов, поставьте себе отметку. -Мне бы тоже хотелось поблагодарить вас за работу, отметить самых активных… - Как вы думаете, что есть больше всего на свете, по мнению Фалеса Милетского? (пространство) - Что быстрее всего? (ум) - Что мудрее всего? (время) - Что приятнее всего? (достичь желаемого) Как вы считаете, мы достигли цели урока? Поиграем в игру «Молчанка». Вы его знаете. Готовы! - Сколько признаков подобия треугольников? - Сколько подобных треугольников на рисунке? - Сколько пар сходственных сторон в треугольнике? -Сколько баллов вы поставили себе за сегодняшний урок? - Сколько гостей было у нас на уроке? Спасибо! Благодарю за урок! Урок окончен! Не забудьте сдать материалы с парт и листы самооценки. | Записывают в дневники домашнюю работу. Работают с листом самооценки. Отвечают. Да, всё выполнили, что было запланировано. Показывают пальцами рук: 3. Показывают пальцами рук: 3. Показывают пальцами рук: 3. Показывают….. Показывают…….. |