kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий " Международный день родного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проведения Международного дня родного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий " Международный день родного языка"»

Сценарий линейки, посвящённый Международному дню родного языка

«Язык-душа народа»

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

( На всем протяжении линейки звучит музыка А. Вивальди "Времена года". В начале - громко, затем - чуть слышный фон).

Ведущий. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И.Я. Яковлев, К.В. Иванов, Я.Г. Ухсай , М.Карим и т.д.

В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с 21 февраля 2000 года.

История данного праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана потому, что именно в этот день в 1952 году погибли 5 студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стало независимым государством Бангладеш.

Щедро дарит нам планета.

Уголок особенный – землю нашей Родины.

Могут родиной быть горы,

Могут быть – степей просторы,

Берег моря, лес густой или тундры мох цветной.

Всякий на Земле народ от родной земли идёт.


Песня «Туган як» 7 класс

Существует такая притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды пригласил Ксанф гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал…

«Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, объясняются в любви».

Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять…

«Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Ведущий : Действительно, в разных жизненных ситуациях язык может быть другом, а может быть и врагом.

Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.

И мы хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык - это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он - живая память народа, его душа, его достояние.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков. 

        В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.

Сегодня в мире насчитывается больше 7000 языков. Свыше 40% из них находятся под угрозой исчезновения. В России, по оценкам Института языкознания РАН, исчезающих языков подавляющее большинство — 90,8% или 138 из 152. На некоторых из них, например, на языке аккала в Мурманской области, разговаривают только два человека. Сегодня в школах Башкирии преподается 11 родных языков: не только башкирский и татарский, но и удмуртский, марийский, чувашский, украинский и даже немецкий и латышский. 

 Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту малых народов,  исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная.

У каждого народа есть свой просветитель. Познакомимся с некоторыми из них.

Выступления

1. Братья Кирилл и Мефодий (выступает Филимонова Дарья )

2. М.Акмулла (выступает Валеева Милана)

3. А.Юртов (выступает Ивушкина Маргарита)

4. И.Я.Яковлев (выступает Иванова Жанна )

                                 Объединяет много наций праздник,

                                 И люди в мире понимают: «Нужно,

                                 Чтоб был один язык народов разных

                     И это, несомненно, - язык Дружбы».

Чтение стихов.

Тимур: Халҡым теле миңә-хаҡлыҡ теле,
Унан башҡа минең илем юҡ;
Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,
Иле юҡтың ғына теле юҡ!

Герман: Әсәм теле миңә — сәсән теле,
Унан башҡа минең халҡым юҡ,
Йөрәгендә халҡы булмағандың
Кеше булырға ла хаҡы юҡ!

Каролина: Чăваш чĕлхи – тăван чĕлхе,

Эс чи пахи, эс – чун уççи.

Тăван чĕлхе – ĕмĕрлĕхе,

Пин чĕлхерен чи çепĕççи.


Сабрина: Шӑнкар-шӑнкар шыв юххи, –

Чӗвӗлти чӑваш чӗлхи.

Чунӑмра – тӑван хӗлхем,

Сӑмахра пурах илем.


Святослав: Эп – чăваш ачи, саватăп

Чĕвĕл-чĕвĕл чĕлхене.

Юратап сăвва-юрра та,

Купăса та кĕслене.


Артём: Юрататăп вуламашкăн

Чăвашла та вырăсла.

Ик чĕлхе вăл – ик ăс маншăн,

Эп пуласшăн ик ăслах!


Сильвия: Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.


Егор: Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.


Ваня: Воздушно лёгок, сочен , вкусен ,

Суров и нежен, многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

 Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться — учиться  упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Песня «Наука» 2 класс

 Ведущий:  Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем». Я скажу начало пословицы, а вы ее продолжаете.

Век живи - …

Крепкую дружбу топором …

Без труда …

Землю солнце красит , а человека - …

Нет друга – ищи, …

Человек без Родины, …

Поспешишь …

Язык мой - …

Семеро одного …

Хочешь есть калачи …

Делу время …

Друзья познаются в …

  • Что посеешь, … то и пожнешь.

  • Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

  • Семь раз отмерь, … один отрежь.

  • Глаза боятся, … а руки делают.

  • С кем поведешься … от того и наберешься.

Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.

 У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за сохранение родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше родное слово, ведь с него начинается наша Родина. 

Ребята, любите и изучайте наш родной язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

 

 Пуçра мӗн чухлӗ шухӑш санӑн,

Мӗн чухлӗ ӗмӗт хальлӗхе,

Пире, ачам, пурне те панӑ

Чӑваш чӗлхи ,тӑван чӗлхе.


В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

































Иван Яковлевич Яковлев

Иван Яковлев – выдающийся просветитель, миссионер, учитель, переводчик, писатель, фольклорист. Занимался организацией народных школ, создал современный чувашский алфавит, учебники по чувашскому и русскому языкам для учеников-чувашей.

Трудно переоценить роль, которую сыграл в истории и просвещении чувашского народа Иван Яковлев. Благодаря ему, тысячи учеников начали учиться по новому национальному алфавиту, он приложил немало сил, чтобы сблизить чувашскую культуру с русской, занимался переводами книг, чтобы сделать их доступными для своих соотечественников, вырастил не одно поколение учителей, ставших достойными продолжателями его дела.

Родился Иван Яковлев 25 апреля 1848 года в небольшой чувашской деревушке под названием Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии. Его мама – Настасья Макарова, умерла, когда мальчику было всего три дня от роду. Отец вскоре ушел вслед за ней. Сироту усыновил чувашский удельный крестьянин, односельчанин Пахом Кириллов. Новорожденного назвали Иваном Яковлевым, в честь его крестного отца.

В 1856 году восьмилетнего Ваню отдали в удельное училище, расположенное в селе Старые Бурундуки того же, Буинского уезда. На время обучения его приютила русская семья Мушкеевых, о которой он всегда отзывался с большой теплотой. В 1860 году Яковлев окончил училище, и как один из лучших учеников продолжил обучение в симбирском уездном училище. В конце этого года при мужской гимназии в Симбирске открылись землемеро-таксаторские классы, куда и перевели Ивана вместе с группой других учеников. Эти курсы Яковлев окончил в 1863-м году.

Трудовая биография Ивана Яковлева началась сразу по окончании обучения, в Симбирской удельной конторе, куда его приняли на должность сельского мерщика. Он прослужил в этой конторе примерно четыре года. Осенью 1867-го Иван снова стал учеником, на этот раз V класса Симбирской мужской гимназии. В 1870-м Яковлев вышел из стен гимназии с золотой медалью, и стал студентом Казанского университета. Ильминский помог Яковлеву к концу 1871-го выпустить новый чувашский алфавит, в основу которого легла русская графика. С каждым годом алфавит Яковлева продолжает совершенствоваться. В 1872-м на его основе создали букварь, быстро превратившийся в народную книгу. В 1875-м Иван получил диплом об окончании историко-филологического факультета Казанского университета. Его назначили на должность инспектора чувашских школ в Казанском учебном округе.

Имя Ивана Яковлева носит Чувашский государственный педагогический институт с 1958 года. Музеи Ивана Яковлева есть в его родном селе, в Чувашском госуниверситете и педагогическом институте. Памятники великому просветителю установлены в родной деревушке, в Чебоксарах и Ульяновске. Его именем названы улицы и скверы нескольких российских и чувашских городов. Ежегодно, в день рождения Ивана Яковлева — 25 апреля отмечается день чувашского языка.

Авксентий Филиппович Юртов



Юртов Авксентий Филиппович (1854—1916) — российский эрзянский просветительпедагогэтнограф. Автор первого эрзянского букваря на основе кириллицы.

Родился 8 (20) февраля 1854 года в деревне Калейкино (ныне Альметьевского района Республики Татарстан) в эрзянской крестьянской семье. С детства знал татарский язык, окончил Казанскую центральную крящено-татарскую школу.

Поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию, был учеником востоковеда Николая Ивановича Ильминского. Юртов занимался изучением эрзянского и мокшанского языков, сбором фольклора.

В 1872 году перевёл на эрзя-мордовский язык «Истории Ветхого Завета»[1]. В том же году окончил семинарию, работал учителем приготовительного класса, затем преподавателем в мордовском училище при семинарии.

С 1883 года работал учителем в народных училищах сёл Самарской и Уфимской губерний. Занимался переводами на мордовский язык. Ввёл преподавание в школах на эрзянском и мокшанском языках. В 1883 году издал в Казани «Образцы мордовской народной словесности».

В 1884 году под руководством Н. И. Ильминского издал «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». Книга была написана с учётом опыта составления букварей для народов Поволжья. Букварь был основан на элементах русской графики, но при этом автор ввёл оригинальные диакритические знаки. Помимо основного текста букваря, в книге содержались образцы мордовской народной словесности и молитвы на эрзянском языке. Позднее Юртов занимался унификацией правописания и введением единых норм для эрзянской письменности.

В 1891 году Юртов принял сан священника и более не занимался преподавательской деятельностью. Служил в одном из приходов Уфимской губернии.

Умер  20 апреля 1916 года в селе Андреевка, ныне его могила находится на территории деревни Ильтеряково Кармаскалинского района. Отремонтирован и действует Михаило-Архангельский храм. В деревне создан мемориальный музей просветителя.  
















Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов -

Мифтахетдин Акмулла


Настоящее имя - Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов - башкирский, казахский и татарский просветитель, поэт, мыслитель. Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур. Его творчество было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.

Родился 14 (27) декабря 1831 год в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской воблости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремёслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать. 

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Именем выдающегося башкирского поэта была именована улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет. Также его имя носит одноимённая литературная премия. Восьмого марта 2008 года, в городе Уфа, возле одноимённого сквера Мифтахетдину Акмулле был поставлен памятник.





















Братья Кирилл и Мефодий

Создатели славянской азбуки братья Кирилл (до принятия монашества Константин) (827-869) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни, в котором проживало многочисленное славянское население. Ныне это город Салоники в Македонии. Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал в Солуни значительную должность – помощник военачальника. По национальности отец Константина и Мефодия был болгарином, а мать – гречанкой, поэтому с детства для братьев родными языками являлись греческий и славянский.

Константин, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Константин приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий стал ему помогать. 

24 мая 863 года  они огласили изобретение славянского алфавита. 

Кириллица - одна из двух древних славянских азбук, легшая в основу русского и некоторых других славянских алфавитов. 






























Стихи

  1. Халҡым теле миңә-хаҡлыҡ теле,
    Унан башҡа минең илем юҡ;
    Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,
    Иле юҡтың ғына теле юҡ!



  1. Әсәм теле миңә — сәсән теле,
    Унан башҡа минең халҡым юҡ,
    Йөрәгендә халҡы булмағандың
    Кеше булырға ла хаҡы юҡ!


  1. Чăваш чĕлхи – тăван чĕлхе,

Эс чи пахи, эс – чун уççи.

Тăван чĕлхе – ĕмĕрлĕхе,

Пин чĕлхерен чи çепĕççи.



  1. Шӑнкар-шӑнкар шыв юххи, –

Чӗвӗлти чӑваш чӗлхи.

Чунӑмра – тӑван хӗлхем,

Сӑмахра пурах илем.


  1. Эп – чăваш ачи, саватăп

Чĕвĕл-чĕвĕл чĕлхене.

Юратап сăвва-юрра та,

Купăса та кĕслене.



  1. Юрататăп вуламашкăн

Чăвашла та вырăсла.

Ик чĕлхе вăл – ик ăс маншăн,

Эп пуласшăн ик ăслах!




  1. Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.





  1. Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.



  1. Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,

Суров и нежен , многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сценарий " Международный день родного языка"

Автор: Альбина Петровна Петрова

Дата: 18.11.2024

Номер свидетельства: 659749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Сценарный план внекл. мероприятия на англ. и тат. яз.: "Международный день родного языка-21 февраля""
    ["seo_title"] => string(93) "stsienarnyiplanvnieklmieropriiatiianaanghlitatiazmiezhdunarodnyidienrodnoghoiazyka21fievralia"
    ["file_id"] => string(6) "304290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457695345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Внеклассное мероприятие. Концерт "Мы разные, но мы едины", посвящённый Международному дню родного языка (21 февраля) "
    ["seo_title"] => string(130) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kontsiert-my-raznyie-no-my-iediny-posviashchionnyi-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka-21-fievralia"
    ["file_id"] => string(6) "176677"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424451974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Сценарий "День родного языка""
    ["seo_title"] => string(28) "stsenarii_den_rodnogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "591246"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636823699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню родного языка"
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-dniu-rodnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "318815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460657386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сценарий праздничного мероприятия ко дню родного языка"
    ["seo_title"] => string(60) "stsenarii_prazdnichnogo_meropriiatiia_ko_dniu_rodnogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "652414"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1717876519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства