Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в УДО»
Выступление на методическом объединении МБУ ДО ЦДТ №1
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в УДО
Педагог д/о
МБУ ДО ЦДТ №1
города Ульяновска
Зайнудинова А.В.
2015г.
«Забота о здоровье – это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является, как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Здоровье - не все, но ВСЁ без здоровья ничто! Если есть здоровье - ребёнок радуется, спокойно живёт, ходит в детский сад, школу, кружок, различные секции.
Приоритетным направлением деятельности любого УДО является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребёнка. Всё это представляет собой здоровьесберегающую среду или здоровьесберегающее пространство.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается, как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических,морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и учреждении дополнительного образования.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил название «Здоровьесберегающие технологии»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Педагог дополнительного образования должен добиваться достижения целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
А так же формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
МБУ ДО ЦДТ №1 – крупное образовательное учреждение, самостоятельно функционирующее с целью обеспечения комплексности педагогического воздействия на развитие личности ребёнка. Моё объединение «Фантазия» входит в структуру центра и успешно внедряет здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс.
Все учащиеся занимаются в 10 группах под руководством педагога дополнительного образования. Общий списочный состав – 104 человек, возрастной диапазон 7 - 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю.
Все компоненты здоровьесберегающего комплекса выполняются во время учебно–воспитательного процесса.
Занятия кружка начинаются после прогулки на свежем воздухе. Учебные кабинеты соответствуют санитарным нормам, проветриваются после каждого занятия. Расписание занятий составляется в соответствии требований СаНПина.
На каждом занятии в объединении «Фантазия» проводятся физкультминутки, чтобы привлечь ребят, выбираю самые разнообразные физкультминутки с интернета, провожу их с применением ноотбука, провожу игры в перерывах между занятиями. К этому мероприятию привлекаю ребят старше по возрасту, они играют с детьми первых классов. Во время практических занятий провужу пальчиковую гимнастику, при работе с бисером, паетками - проводится гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика, в конце занятия проходит релаксация. Эти технологии относятся к технологиям сохранения и стимулирования здоровья.
В своём объединении применяю технологии обучения здоровому образу жизни: беседы о вреде курения, наркомании и алкоголя. На каникулах дети участвуют в спортивных мероприятий, таких как «День Здоровья», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Всегда учитывается возраст детей, их индивидуальные особенности, уровнь их здоровья и подготовленности.
Выделяется и 3–я группа технологий – коррекционные: музыкальное воздействие, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, музыкой. Всё это нам приемлемо и необходимо применять на своих занятиях. Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а всё в комплексе сформировала бы у ребёнка мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание комфортных условий пребывания ребёнка в УДО и содействует его физическому, духовному и социальному благополучию.