Просмотр содержимого документа
«Разрешение конфликтов на уроках физической культуры с обучающимися»
(Слайд 1)
Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Переоценка ценностей в обществе, изменение их системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно - воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности.
Как отмечают современные исследователи, одним из компонентов педагогической культуры учителя являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов. Тем не менее, практика показывает, что далеко не каждый учитель обладает необходимыми знаниями конструктивного разрешения конфликтов. Исследование учёных показало, что интерес к урокам физической культуры падает, особенно среди обучающихся среднего и старшего звена. При этом нередко случаются и конфликты между учителем физической культуры и обучающимися, вследствие чего обстановка обостряется ещё больше. В то же время, грамотное поведение учителя физической культуры способно предотвратить большую часть конфликтов или конструктивно их разрешить, не ущемляя достоинства обучающихся.
(слайд 2) Цель исследования: изучить характер конфликтов на уроках физической культуры между учителем и обучающимися 5-8 классов, разработать технологию, направленную на профилактику конфликтов на уроках физической культуры.
(слайд 3)Для достижения цели были поставлены задачи:
Проанализировать подходы к определению сущности конфликта и его структуры.
Изучить особенности среднего подросткового возраста.
Изучить специфику конфликтов на уроках физической культуры и технологии их разрешения;
(слайд 4)Были определены объект и предмет исследования:
Объект исследования: педагогические конфликты в школе.
Предмет исследования: профилактика конфликтов на уроках физической культуры.
(слайд 5) Гипотеза: было сделано предположение о том, что результаты по изучению конфликтов на уроках физической культуры, позволят сформулировать конкретные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций на уроках физической культуры и повысить учебный потенциал урока физической культуры.
Проделанная теоретическая и практическая работа по профилактике и разрешению конфликтов использовалась мной при проведении формирующего эксперимента с учащимися 5-8 классов.
Экспериментальная работа проводилась в процессе проведения уроков физической культуры.
Для определения уровня конфликтности класса в целом и каждого обучающегося по отдельности мы провели анкетирование среди обучающихся 5-8 классов.
(Слайд 6-7)
Результаты анкетирования обучающихся 5-8 классов
Вопросы
В % от числа
опрошенных
1. Часто ли Вы конфликтуете с одноклассниками?
• часто;
23.7
• иногда;
65,1
• никогда.
11,2
2. В чём, на ваш взгляд, причина Ваших конфликтов с
одноклассниками?
• Ваша повышенная конфликтность;
15,3
• повышенная конфликтность некоторых Ваших
47,8
одноклассников;
• Ваше неумение выходить из конфликтов
36,9
3. Как вы думаете, какова основная причина
32,1
47,3
20,6
конфликтности с учителями?
• Неудовлетворительное поведение ряда учащихся;
• Отсутствие взаимопонимания между учителем и
учащимися;
• Высоким уровнем конфликтности класса, в целом
4. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для
того, чтобы уменьшить уровень конфликтности:
• постоянно проводить воспитательную работу с учащимися, которые имеют повышенный уровень конфликтности;
22,1
• проводить «круглые столы» между учителями и учащимися
43,2
с целью выработки общих требований;
• научиться учащимся и учителям более уважительно
34,3
относиться к друг другу.
Как видно из результатов опроса, в классах присутствуют конфликты между обучающимися, а также между обучающимися и учителями. Среди основных причин:
повышенная конфликтность ряда учащихся,
неумение правильно выходить из конфликта,
недостаточное взаимопонимание между учителями и обучающимися.
Для профилактики конфликтов в классах мной были проведены беседы с обучающимися, на которых мы рассмотрели следующие вопросы:
Что такое конфликт, какие бывают конфликты;
Основные стратегии поведения в конфликте (соперничество, компромисс, игнорирование конфликта, уступки, сотрудничество)
Конструктивные (положительные) ' и деструктивные (отрицательные) конфликты;
Правила поведения в конфликте.
Но, конечно, всех конфликтов не удалось избежать. Иногда на уроках физической культуры случались конфликты между учащимися. Обычно мы проводили беседу с обучающимися, в процессе которой пытались найти компромисс.
(слайд 8)
Результаты анкетирования обучающихся:
Вопросы
В % от числа
опрошенных
1. Помогли ли Вам наши беседы для более конструктивного выхода из конфликтов
• Да
47,5
• Нет
• Затрудняюсь ответить.
18,5
34.0
2. Стало ли в Вашем классе меньше конфликтов
• Да .
53,8
• Нет
15,1
• Затрудняюсь ответить.
31,1
3. Улучшилась ли психологическая атмосфера в Вашем
62,1
6,8
31,1
классе
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить.
Таким образом, результаты - Опроса обучающихся позволили нам сделать вывод о том, что при проведении работы по профилактике конфликтов можно существенно сократить число конфликтов между обучающимися, а также между обучающимися и учителем. Кроме того, полученные обучающимися 5-8 классов навыки конструктивного разрешения конфликтов помогут им в дальнейшем, уже после окончания школы.
Технология профилактики конфликтных ситуаций с обучающимися
Поведение с классом:
Проводить индивидуальные беседы с обучающимися, в ходе которых необходимо выяснять их позицию по определённому вопросу и разъяснять свою.
Проявлять внимание к каждому обучающемуся, показывать уважительное отношение, сочувствие, терпимость к их слабостям, выдержку, спокойный тон;
Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны обучающихся;
Постоянно поддерживать с обучающимися обратную связь, смотреть в глаза, следить за изменением мимики, поведения.
Подчеркнуть общность цели, интересов, показать детям заинтересованность в решении их проблем.
Поведение с отдельным обучающимся при конфликте:
Затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
Попытаться мысленно поставить себя на место обучающегося и понять, какие события привели его в это состояние;
3.Дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
4.Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться к нему, улыбнуться, можно дружественно похлопать по плечу;
5.Подчеркнуть лучшие качества обучающегося, которые помогают ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
При изучении конфликтных ситуаций, которые встречаются на уроках физической культуры, я опросила учителей физической культуры, и вот что я для себя выявила:
Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с обучающимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее, приводит к потере престижа учителя в глазах обучающегося.
Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, но пренебрегать этим способом тоже не следует (однако ни в коем случае не надо при этом использовать угрозы, высмеивания).
Ошибка и состоит в том, что считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, когда ученик выполнят распоряжение учителя без желания и осознания правоты, учитель причина конфликта не устраняется, а перевел его в другую – скрытую форму!
Таким образом, нами были рассмотрены основные стратегии поведения учителя физической культуры в конфликте, их плюсы и минусы. Полученные знания использовались нами при проведение формирующего этапа эксперимента с учащимися.
(слайд 13) Выводы:
Выводы:
1. В нашей работе, на основе обобщённого анализа психолого - педагогической литературы и опыта учителей, была разработана технология конструктивного разрешения конфликтов, приводятся различные стратегии поведения учителя в конфликтах, их плюсы и минусы.
2. В целом, теоретические исследования и результаты опытно экспериментальной работы подтвердили мою первоначальную гипотезу. Однако, выполненное мной исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы формирования готовности учителей к разрешению конфликтов. В то же время, полученные положительные результаты позволили доказать важность изучаемой мной проблемы и продолжить исследования.