Психологическое обеспечение условий профессиональной гибкости учителя
Психологическое обеспечение условий профессиональной гибкости учителя
Рефлексия своих личностных и профессиональных качеств. Прогнозирование изменения своих профессиональных качеств как педагога 3 тысячелетия. Формирование гибкости в групповой работе. Упражнения на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы. Их психологический смысл в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими эмоциональное переживание, что усиливает возможность восприятия другого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье.
Материалы: Ватман, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Игра «четыре стихии». Группа делиться на четыре команды, соответственно: огонь, земля, воздух, вода. В группе необходимо обсудить, чем данная стихия полезна для здоровья и показать свою стихию.
Мозговой штурм. Участникам группы необходимо обсудить, из каких компонентов складывается профессиональное здоровье учителя. На листе ватмана нарисовать систему компонентов, составляющих профессиональное здоровье учителя. Каждая группа представляет свою систему.
Самооценка. Участники составляют систему компонентов, наиболее значимых для своего профессионального здоровья. По 10- балльной шкале необходимо оценить развитие каждого качества в данный момент времени и возможность его улучшения, если будут приложены усилия.
«Сказка о потерянном здоровье». Представить себя в образе сказочного персонажа, который соответствует вашему характеру в данный момент времени. Сказочные герои, которыми представились участники, сочиняют сказку. В ней герои в ходе сказочных испытаний должны найти путь к исцелению. Каждая группа показывает свою сказку.
Шеринг. В ходе обсуждения каждый должен принять решение, что он будет делать для сохранности своего здоровья, а также обсудить систему спортивно – оздоровительных мероприятий в своей школе.
Рефлексия своих личностных и профессиональных качеств.
Прогнозирование изменения своих профессиональных качеств как педагога 3 тысячелетия.
Формирование гибкости в групповой работе.
Упражнения на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы. Их психологический смысл в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими эмоциональное переживание, что усиливает возможность восприятия другого.
Игра «Паровозик»
Цель: рефлексия индивидуального стиля деятельности ведомого или ведущего.
Формируются группы по три человека. Участники становятся друг за другом, образуя паровоз: первые два человека закрывают глаза, задача третьего провести свой состав, не столкнувшись с другими. По команде ведущего «паровозик» останавливается, происходит смена участников, и так несколько раз, чтобы каждый побывал в позиции ведомого и ведущего.
Игра «Руки»
Цель: прогнозирование поведения участников игры.
Участники группы становятся в круг плечом к плечу. За кругом они передают мячик. Ведущий в центре круга должен угадать, у кого находится мячик, с помощью команды «Руки». Тот, кому ведущий говорит: «Руки», должен их показать. Если у него мяч, то он становится ведущим.
Игра «Радистка»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Участники группы берутся за руки. По команде ведущего передается телеграмма с помощью пожатия руки. Если ведущий посылает телеграмму вправо, то должен получить пожатие руки слева. Чем быстрей дойдет телеграмма, тем сплоченнее команда.
Упражнение «Дом, дерево, дорога». Группа работает в составе четырех человек. Ведущий спрашивает: «Если бы я был домом, то каким? ... Деревом? ... Дорогой?» В роли ведущего выступает каждый из участников, получая представления о себе.
Дискуссия на тему «Профессиональные качества педагога 3 тысячелетия»
Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом теоретические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике.
Дискуссия проходит в группах. Экспертная группа подводит итог.
Упражнение «Сказка» Разыграть сказку «Золушка» по сценарию. Роли: Золушка, мачеха, отец, фея, принц, часы, волшебная палочка, дочка, туфелька, заграничная принцесса.
Правила игры: каждый участник может сделать по очереди только один шаг. Шаг – это любое действие, даже волшебное, которое вызывает изменение ситуации при условии, что действие психологически обоснованно и естественно вытекает из сути персонажа. При этом участник сам определяет характер персонажа.