Список использованной работы литературы………………………………..25
Приложения………………………………………………………………………26
Введение
Переход к обновлённой системе основного образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.
Совершенно очевидно, что без необходимой подготовки учителя к работе в новых условиях, без перестройки его мышления на новые цели обучения и воспитания невозможны реальные сдвиги в учебном процессе.
При обзоре литературы по теме работы я столкнулась с некоторыми взглядами учёных. По мнению Матюшкина А.М. в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» принцип проблемности позволяет изучать явление целостно, выделять в нём существенные связи в форме законов, явлений, закономерностей, в то же время видеть динамику развития явления, формировать у учащихся диалектическое, творческое мышление. Махмутов М.И. в работе «Проблемное обучение» рассматривает специфику постановки проблемной ситуации - она должна охватывать весь круг проблем, которые будут изучаться в данной системе уроков, включать в учебный процесс субъективный опыт ученика, затрагивать его личную сферу, способствовать духовному росту и развитию личности. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Цель работы: теоретически обосновать и подтвердить эффективность применения проблемного обучения на уроках технологии в основной школе.
При изучении поставленной проблемы возникли следующие задачи:
1. Изучить дидактическое обоснование методов проблемного обучения.
2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания в основной школе.
4. Описать особенности создания проблемного диалога на уроке.
5. Выявить эффективность создания системы проблемных диалогов в обучении.
6. Представить примеры из практики технологии проблемно-диалогического обучения.
Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.
1. Теоретические основы проблемно-диалогического обучения
1.1. Понятие и методы проблемного обучения
Мышление необходимо человеку, прежде всего, для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то, что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса.
В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.
«Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом. Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философии «метод» - это средство научного исследования (Ф. Энгельс), способ деятельности (Дж. Милль), правила, как действовать (И. Кант) и форма движения содержания (Г.-В. Ф. Гегель). Польский педагог В. Оконь пишет: «Метод обучения - это систематически применяемый способ работы учителя и учеников, позволяющий ученикам овладевать наукой, одновременное умением использовать её на практике, а также развивать интеллектуальные способности и интересы».В более поздней литературе метод определяется как система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности.
Таким образом, дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определённого круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели.
В соответствии с принципами организации процесса проблемного обучения и характером деятельности учителя и учащихся целесообразно выделять следующие общие методы обучения:
1. Метод монологического изложения. В основе этого метода лежит монологическое изложение с применением вопросов (по М. Ф. Морозову) или размышляющее изложение (по Н. Г. Дайри).
2. Метод показательного изложения. Этот метод основан на сочетании монологического изложения с показом учащимся логико-психологических особенностей раскрытия сущности того или иного понятия в истории данной науки.
Соотношение этих двух методов зависит от содержания учебного материала, от учебного предмета и дидактической цели урока. Создав проблемную ситуацию, учитель организует анализ учащимися фактического материала, демонстрирует сам путь научного познания, заставляя учеников быть соучастниками научного поиска.
3. Метод диалогического изложения. Сущность диалогического метода изложения состоит в том, что, излагая материал, учитель привлекает учащихся к формулировке проблемы и к поиску путей её решения, к совместному выводу и «открытию» закона, правила и т. д. Учитель целенаправленно и систематически создаёт проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся, активно участвующих в анализе фактического материала, в его обобщении и формулировании выводов. Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично - поискового методов учения.
Диалогическое проблемное изложение как бы ступень для перехода к четвёртому способу организации обучения - к применению системы проблемных вопросов, познавательных задач и бесед. В этих случаях сокращается изложение новых знаний учителем, они приобретаются школьником в процессе самостоятельных работ.
4. Метод эвристического изучения представляет собой передачу информации в форме беседы, задач и заданий.
5. Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организуется путём применения учителем системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса учащиеся «проходят» самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы учения.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В нашей Образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: перебивание, негативная оценка услышанного.
1.2. Технология проблемно-диалогического обучения
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Методы постановки учебной проблемы
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1) как тема урока;
2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
Методы поиска решения учебной проблемы
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие:
побуждающий к гипотезам диалог;
подведение к знанию.
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы, или пропустив его вообще.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:
побуждающий к гипотезам диалог;
подводящий от проблемы диалог;
подводящий без проблемы диалог.
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению практических заданий. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
Наглядные и технические средства обучения
при проблемном обучении
Общая характеристика. В соответствии с принципом наглядности обучение должно опираться не только на мышление и речь, но и на процесс восприятия. Наглядные и технические средства обучения предназначены для предъявления ученикам материала для зрительного, слухового или комбинированного восприятия.
Наглядные средства обучения многообразны. Плоскостные пособия
(картины, фотографии, карты, плакаты, чертежи) задействуют зрительный анализатор. Объемные пособия (муляжи, макеты, модели) и натуральные объекты (коллекции волокон, тканей, нитей) могут восприниматься еще и осязанием.
К техническим средствам обучения традиционно относят разнообразные магнитофоны, проекторы, швейные машины. Кроме того, сегодня в качестве ТСО могут использоваться компьютерные мультимедиа технологии. Одни устройства предназначены только для прослушивания
Аудиоматериала. Другие демонстрируют визуальный материал: слайды с текстами (цитатами), картинками, таблицами, практическими работами. Третьи устройства воспроизводят разного рода фильмы (учебные, художественные, мультипликационные), т.е. ориентированы на аудиовизуальное восприятие.
В использовании наглядных и технических средств обучения существует определенная предметная специфика. Во-первых, предметы различаются по степени опоры на чувственное восприятие.
В частности, на уроках математики объективно меньшая необходимость что либо показывать и прослушивать, чем в предметах художественно -эстетического технического цикла. Во-вторых, предметы различаются по доминирующему каналу восприятия. Например, музыка больше опирается на слуховое восприятие, а технология – на зрительное. Отсюда и отличия в оснащенности предметных кабинетов наглядными и техническими средствами. Кроме того, существует и возрастная специфика использования рассматриваемых средств обучения. Так при работе с младшими школьниками опора на наглядность обязательна, а в старших классах – желательна.
Методы постановки проблемы. Побуждающий диалог может потребовать применения наглядных или технических средств обучения,
поскольку для создания проблемной ситуации (любым из приемов) часто необходим определенный видео или аудиоматериал.
Однако наиболее часто наглядные и технические средства обучения применяются при сообщении темы с мотивирующим приемом «яркое пятно».
Традиционное сообщение темы обходится без наглядных и технических средств обучения, т.к. не предполагает использования каких либо материалов для восприятия.
Методы поиска решения. При побуждающем диалоге наглядные или технические средства обучения применяются очень часто, поскольку для выдвижения и/или проверки гипотез практически всегда необходим определенный материал.
Подводящий диалог тоже может начинаться с предъявления материала для восприятия, на основе которого выстраивается логическая цепь вопросов и заданий.
Традиционное сообщение знания часто требует использования наглядных и технических средств обучения, с помощью которых учитель дополнительно иллюстрирует свой рассказ. В отдельных случаях (киноурок) использование ТСО вообще заменяет объяснение учителя.
Выводы.
Наглядные и технические средства обучения применяют для предъявления ученикам материала для восприятия. При проблемно - диалогических методах на его основе разворачивается диалог, обеспечивающий постановку и решение проблемы учениками. При традиционных методах этот материал используется как дополнение или замена сообщения учителя.
2. Практические основы проблемно-диалогического обучения
2.1. Предметная специфика проблемного диалога
Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время становится очевидным, что данная технология имеет определенную предметную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога.
Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести понятие. Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с последовательностью выполнения тех или иных работ в учебнике, после того как эта последовательность самостоятельно составлена детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как то что дано в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.
Технология проблемно-диалогического обучения реализуется на любом предметном содержании. Достигается понимание учениками материала урока, так как до всего додумался сам. На этапе совместного «открытия» знаний можно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.
Приведу пример фрагмента урока технологии по теме «Уход за одеждой и обувью». На одном из этапов урока использовала мотивацию на основе рефлексии.
Учитель: Все вы видели рекламу по телевизору, когда девушка пришла к подруге и сетует на то, что её кофточка потеряла свой вид, стала бесцветной, растянулась.
- Как вы думаете, почему так получилось? (выслушиваются различные ответы учащихся) Делается общий вывод на основе ответов - неправильно постирала.
Учитель: А с вами случались такие ситуации, когда ваша одежда теряла свой внешний вид? Почему? Что нужно делать, чтобы одежда выглядела как новая? (ответы учащихся)
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран, где написаны зашифрованные слова и все вместе их расшифруем:
ИТСРКА – стирка
ЮТУГ – утюг
АКШУС – сушка
Учитель: Что это за слова? Что они означают? С чем они связаны? (ответы учащихся).
Учитель: Давайте все вместе попробуем сформулировать тему урока? О чем пойдёт речь, кто из вас точнее сформулирует? (Ответы учащихся).
По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).
Учитель: Тема сегодняшнего занятия «Уход за одеждой» и мы с вами поговорим о том, как правильно ухаживать за одеждой. Познакомимся с символами по уходу за одеждой, поучимся выбирать стиральные порошки.
Учитель: Что включает в себя уход за одеждой? (выслушиваются различные ответы учащихся) Какие факты налицо? Давайте сформулируем цель нашего занятия.
По ответам учащихся делается общий вывод на основе ответов - чистка, стирка, хранение, ВТО (влажно-тепловая обработка).
- Цель нашего занятия – отработка навыков по уходу за одеждой
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог.
Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе задача учителя – подготовить почву для активного усвоения нового материала, то прежние знания становятся актуальными в данный момент – это актуализация опорных знаний. Например, элементы урока технологии в 6 классе тема «Моделирование юбки». Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску.
Методическими приёмами являются анализ, систематизация, сравнение, обобщение, выводы.
Цель: Научить основным приёмам моделирования юбки.
I Мотивация учебной деятельности.
1.Создание проблемной ситуации:
Демонстрация готовых моделей юбок:
- Ира пришла в школу, надев прямую юбку;
-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;
- У Оли - юбка с прямой кокеткой;
- У Нины - юбка с рельефными швами.
-А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?
- В чём тогда дело? В чём проблема?
2.Проблемный вопрос:
- Как получить несколько разных моделей юбок.
3. Обсуждение предложений.
Варианты предположений:
- обмотать вокруг себя ткань;
-взять ткань подлиннее и спереди сделать складку;
- отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т. д.
Это макетный способ, он использовался в прежние времена, когда для дам шили белошвейки. Им пользуются иногда и модельеры, создавая новые модели. Но мы поступим более рационально, будем изменять основу выкройки прямой юбки.
II Определение темы и цели урока.
- Определите цель нашего урока:
- Научиться создавать разные модели юбок.
Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. - Выделите корень этого слова ( модель).
-Вспомните определение этого понятия, что оно означает?
Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную выкройку прямой юбки.
Тогда возникает вопрос « Как правильно разрезать и какие есть правила ?»
III Актуализация знаний.
1. Эвристическая беседа:
- В чём сходство этих юбок?
- В выкройке прямой юбки есть вытачка.
- В моделях юбок присутствует вытачка?
- Почему их можно сравнить с моделью прямой юбки?
- Найдите в каждой из них элемент прямой юбки ( верх, низ).
2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.
- Зачем это нужно? И так далее.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
В любом случае возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании технология проблемно-диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы или практической работы.
Заключение
1. Технология проблемно - диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно - диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.
2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно - диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.
3. Проблемно - диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
4. При проблемно - диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.
Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества обучения. По мнению М. И. Махмутова, проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим.
Данная технология делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Список использованной литературы
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно - диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
5. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., « Просвещение», 2007, 148 с.