Данная разработка является статьей, в которой расскрывается тема "Престиж учительской профессии". Освещены основные проблемы учителей и родителей, учителей и детей, а также отношение общества к данной профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Престиж учительского труда"»
«Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...».
Учителем часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель – это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.
Основная проблема тех людей, которые выбрали себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда.
Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.
Дедушка и бабушка обучались в период с 1950 по 1960 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.
Мама работает в школе с 1990 года и по сей день. На ее глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Я продолжила учительскую династию. Работаю в школе с 2015 года.
Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В настоящие годы престиж нашей профессии достаточно низок, но намечается положительная динамика.
По данным социологических исследований, лишь небольшая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать единицы выпускников.
Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий».
Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.
Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:
Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может претендовать на высокую заработную плату.
Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.
В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.
По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Но к сожалению не все родители помнят о том, что непосредственный труд воспитания детей лежит не только на учителях. В 90 годах правительство предопределило положение учителя, как человека, предоставляющего образовательные услуги. В общем — то ничего зазорного не подразумевалось. Просто, узаконенное положение родителей, как непосредственно участников образватеьного процесса, было донесено с точки зрения «Закона об образовании», что ответственность за воспитание и образование детей несут родители. Об этом большенство родителей не догадываются, а некоторые и не хотят слышать. Зато СМИ быстро объяснило им же, что учителя не имеют права. Отсюда и отношение учеников к учителям. Ведь все идет из семьи....
Отто фон Бисмарк писал «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Я думаю, что стоит задуматься над этими словами.
Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
В своё время Я. А. Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны население относилось с уважением к учителю, а с другой – чтобы учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и в наше время.
Поскольку грань между учителем и учеником у меня еще тонка, я могу утверждать, что учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души.