Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа - город Нововоронеж».
Устный журнал
«Права человека – твои права»
( для 5 классов)
Социальный педагог Е. А. Полковникова
Права человека – твои права.
Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для нашей страны и всех её жителей.
Почему? Да потому что в декабре появлялись важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», а немного раньше, в ноябре - «Конвенция по правам ребёнка».
Слайд 1
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
XXI век — Век ребенка
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня — Международный день защиты детей
4 июня — Международный день детей — жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут. Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое права и свободы?
Слайд 2
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства.
Слайд 3
И люди взялись за решение этих главных вопросов. Появление первого документа по правам человека относится к 1215г. В то время была принята «Великая английская хартия вольностей». В 1776г. появилась американская «Декларация независимости». В 1789г. – французская «Декларация прав человека и гражданина». Перечень подобных законодательных документов можно продолжить. При существующих различиях все они защищают права человека на достойную жизнь, свободу и счастье.
Слайд 4
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная в 1945г. Это Организация Объединённых Наций – ООН.
Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, осознали, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире и предотвращение военных конфликтов.
В уставе ООН сказано: «народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...».
Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом.
Слайд 5
Начав действовать, ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых стали: «Всеобщая декларация прав человека» - 10 декабря 1948г. и «Конвенция о правах ребёнка» - 1989г.
Слайд 6
Всеобщая декларация прав человека – небольшой по объёму документ (всего 30 коротких статей и краткое вступление) фактически охватывает все стороны человеческой жизни. Документ можно разбить на группы:
Гражданские права (статьи 1 – 17).
Политические права и свободы (статьи 18 – 21).
Социальные, экономические и культурные права (статьи 22 – 27).
Заключительные статьи (28 – 30).
В нём содержится информация о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, свободу передвижения, гражданство, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, свободу совести, образование, труд и др.
Чтобы люди жили в мире и согласии, они должны не только знать эту Декларацию, но и поступать, как она призывает.
Александр Романовский
в стихах.
г. Воронеж
Статья 1
Будь я сытным иль голодным должен всё же знать я:
Человек рождён свободным и всё люди братья!
Статья 2
Все права и все свободы каждому из массы.
Равноправны все народы, соцслои и расы.
Статья 3
Никого на целом свете бить нельзя и обижать.
Это каждый на планете непременно должен знать!
Статья 4
Рабство и работорговлю во всех видах – запретить!
Подневольных всех – на волю! Солнце всем должно светить.
Статья 5
Никого нельзя жестоко унижать или пытать.
Здесь не нужно слов потока, это каждый должен знать!
Статья 6
Куда б тебе не зарулить, пусть даже и из вредности,
Везде ты должен признан быть в своей правосубъектности.
Статья 7
Пред законом все равны! Слава Декларации!
Защищать нас всех должны от дискриминации!
Статья 8
Если права ущемили твои, то, что посоветовать тут?
Двери суда поскорей отвори, право восстановит суд!
Статья 9
Если умеешь читать и писать, то знать ты должен про то,
Что произвольно тебя задержать прав не имеет никто!
Статья 10
Всякое дело во всяком суде должно быть рассмотрено гласно.
В жизни – справедливость – всегда и везде!
Судить – так судить беспристрастно!!
Статья 11
Когда обвиняемый в угол зажат, должно быть любому ясно.
Решение суда, в том, что он виноват, должно быть объявлено гласно.
Статья 12
На личную жизнь нельзя посягать, надо тайну блюсти переписки.
Каждый должен об этом знать и письму доверять без риска.
Статья 13
Место для жизни себе выбирай, согласно, запросов своих –
Город, село, страну или край можешь менять на других.
Статья 14
Если не связан ты с криминалом, если обижен в стране своей,
Езжай в другую, ведь их навалом, только потом не жалей!
Статья 15
Ты на гражданство право имеешь, так просто его не отнять!
Если уедешь, потом пожалеешь, взгрустнешь и вернёшься опять.
Статья 16
Брак меж людьми лишь с согласья возможен, при непротивлении сторон.
У супругов права одинаковы – она не главней и не он!
Статья 17
Квартиру, машину и дачу, а может даже дом
Получишь, если удачлив, а нет – не завидуй другому.
Статья 18
Свобода мысли и совести уже далеко не мечты.
И про религию новости свободно узнаешь ты!
Статья 19
В своём свободен убежденьи теперь практически любой,
На эту тему с наслажденьем могу поспорить я с тобой!
Статья 20
О нарушениях смело скажу, не утаю информацию:
Хожу на собрания, если хочу, вступая в ассоциации!
Статья 21
Я управляю своей страной через своих представителей.
Страна, я простой избиратель твой, меня на выборах видели!
Статья 22
Если ресурсы имеет страна и правильную структуру,
Тебя обеспечит во многом она и средства найдёт на культуру!
Статья 23
Будь ты король, валет или туз, за равный труд и равная оплата.
Если не так – создавай профсоюз, все в профсоюз, ребята!
Статья 24
Если устал, то досуга достоин, работал, теперь отдохни,
Будь ты рабочим, учитель иль воин, за отпуск оплачены дни.
Статья 25
Если ты беден, убог и несчастен, то право имеешь на то.
Чтоб питаться, пускай, пускай и не часто, и в холод надеть пальто.
Статья 26
Учиться, учиться, учиться, и снова учиться опять!
К знаньем имеешь право стремится, и это обязан ты знать!
Статья 27
Искусство, культура должны быть доступны, это нелишне знать.
Права поэта, ученого, скульптора надобно защищать.
Статья 28
Порядок в стране, порядок в мире – в порядке нация.
Порядок будет в каждой квартире, где царствует Декларация.
Статья 29
Ты с детства обязан знать: права и свободу другого
Нужно всегда признавать, уважать и нет в этом плохого!
Статья 30
Ни государства, ни города, ни племена и ни нации
Не могут уже нарушать никогда все тридцать статей Декларации!
Слайд 7
Особенностью действия Декларации и других международных актов является то, что они действуют посредством «внутреннего» права в каждой стране, т.е. через свои конституции, кодексы, различные законодательные акты. Например, в Конституции Российской Федерации есть 2-я глава «Права человека и гражданина». Права человека на труд и отдых в нашей стране закреплены в кодексе законов о труде. Право на жизнь, свободу, достоинство защищают Гражданский и Уголовный кодексы. Семейный кодекс регулирует взаимоотношения между людьми, которые связаны родственными узами, а право человека на образование закреплено специальным законом «Об образовании».
Документы, защищающие права человека и права ребёнка.
Международные | Российские |
Всеобщая декларация прав человека. 1948 | Конституция РФ. 1993 |
Декларация прав ребёнка. 1959 | Семейный кодекс РФ. 1996 |
Конвенция о правах детей. 1989 | Гражданский кодекс РФ. 1996 |
Таким образом, все права личности в России (гражданские, политические, экономические и культурные) защищаются Российским законодательством, которое базируется на международном праве.
Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей?
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права на то, чтоб любить, и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет.
Слайд 8
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948, отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и внимания. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, она имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, государственные органы, местные власти и правительства признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Однако декларация имеет лишь рекомендательный характер и не обязательна для исполнения. Другое дело – конвенция; это договор, который должен обязательно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была принята ООН. В 1990 году она была подписана нашей страной. Согласие с Конвенцией обязывает государство принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребёнка.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права, что государства, подписавшие ее, берут на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. А парламенты и правительства этих стран должны издавать соответствующие законы. Конвенция- это достаточно большой документ – 54 статьи, давайте познакомимся с некоторыми из них:
Слайд 9
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Герои книг и герои песен тоже имеют права. Давайте проведём с вами небольшую правовую викторину.
Слайды 11-15
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Музыкальная викторина «Песня о правах».
Слайды 16-22
Звучат песни. Участники должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний).
“Может знает лес” (право на жизнь).
“ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет).
Слайд 23
Конкурс «Самый активный участник».
1. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (ООН)
2. В каком году она была создана? (1945 г)
3. Впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. О каком документе идет речь? (Всеобщая декларация прав человека)
4. В каком году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека? (1948 г.)
5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? (1959 г.)
6. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1989 г.)
7. В каком году Конвенция о правах ребенка была подписана нашей страной? (1990 г.)
Подведение итогов викторины.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Теперь вы знаете, какими обладаете правами и свободами. Но не забудьте о том, что кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором живёт.