Лицензия РО № 039839 рег. № 2697 от 17.02.2012 г, Свидетельство о государственной аккредитации 26АО2 № 0000178 рег. № 2406 от 25.03.2015 г. ИНН- 2602004655, БИК- 040702001,КПП- 260201001, ОГРН- 1022602621975, ОКОНХ- 92310, ОКПО- 51968140
Патриотический час
с обучающимися
«Моя малая Родина».
Подготовила:
педагог-психолог
МКОУ СОШ № 8
с.Манычское
Апанасенковского района
Ставропольского края
Хлызова И.Н.
с.Манычское, 2020 г.
Цель: создать условия для воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи:
- формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания;
- развитие у обучающихся чувство патриотизма и гражданственности, стремление быть полезным для своей страны;
- воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Малой родине, семье и школе;
- воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.
- формирование интереса к истории малой родины и потребности в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- содействие моральному развитию детей.
- развитие навыков взаимопомощи при решении различных проблем,
- развитие у детей речи, кругозора, памяти, внимания.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу
Коммуникативные: развитие умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: развитие способности удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания; выявлять сходства и различия объектов.
Оборудование:мультимедийное оборудование, презентации, фильм
Эпиграф (записан на доске)
«Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем».
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. 2.Сообщение темы. Целевая установка. - Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда прослушаете песню на слова В.Баснера, на стихи М .Матусовского в исполнении Марка Бернеса "С чего начинается Родина?"
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине, о родном крае, где мы с вами живём.
3.Вступительное слово. А сейчас посмотрите на карту, сравните нашу страну по размеру с другими странами.
-Какая страна занимает самую большую площадь? -В какой стране мы с вами живем? -Гражданином какой страны вы являетесь? -Как называется столица нашей Родины? -Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. К стенке сдвинув табуретку,
На неё проворно влез,
К карте мира в пёстрых клетках
Проявляю интерес.
Я пройдусь по Антарктиде,
Полюс Южный покорю.
- А зачем? – меня спросите.
- Там пингвинов покормлю!
До свиданья, чудо – страны,
Бирма, Индия, Китай!
Моя Родина - Россия,
Ты теперь меня встречай!
- Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия огромна. (Слайд)
- Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. (Слайд)
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Педагог: Итак, что значит Родина для вас?
- Что каждый из вас считает своей малой родиной? Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Что же такое для человека родина? Что он считает своей родиной? У каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители, друзья, где находится ваш родной дом. Для кого- то малая родина-это родной город, село. Для кого-то просто улица или уютный дворик с качелями. Словом малая родина у каждого своя. (Слайд)
4. Основная часть:
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь, что она не проживет без тебя, а ты не проживешь без нее. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна ее не заменит, потому что она тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.
1.Просмотр видеоролика «Родные просторы» - Ребята, вы знаете, что каждая страна имеет свои символы. Я предлагаю провести блиц опрос, чтобы убедиться, что вы хорошо знакомы с символами нашего государства.
- Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
Посмотрите на репродукции картин известных художников:
(На доске репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “Март” И. Левитана…)
- Что объединяет эти картины?
- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?
(Высказывания детей)
- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.
(Педагог обращает внимание детей на выставку книг в классе)
2. Блиц опрос «Символы России» 1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)(Слайд) 2. Как называется песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)(Слайд) 3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)(Слайд) 4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)(Слайд) 5. Кто является главой нашего государства? (Президент) 6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)(Слайд) 7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)(Слайд) 9. Как называется главный закон государства? (Конституция)(Слайд) 10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)(Слайд) 11. Какое дерево является символом России? (Берёза)(Слайд) 12. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)(Слайд)
- От какого слова произошло слово «Родина»? Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством (Родня).
3. Конкурс «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека. Народ – нация, жители страны.
- Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился наш народ к своей Родине, говорится в пословицах.
4. Игра «Продолжи пословицу» Жить -…
Родная сторона-мать, чужая -… Где мать родила, там и … Везде хорошо, а дома… На чужой сторонушке рад своей… Чужбина-калина, Родина -… Человек без Родины, что соловей без… Родину, как и родителей, на чужбине не…
Родина-мать, умей за нее… Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Где кто родился
4. Презентация о родном селе.(Показ презентации о родном селе). Село Кистинское (Манычское) было основано в 1875 году, расположено на севере Ставропольской губернии, недалеко от озера Маныч-Гудило.
Первоначально название села происходит от слова «киста», которым прежде называли ингушей (кистинцы). Второе название села происходит от речки Кистинки, протекающей по северо-западной окраине села. По статистическим данным 1880 года в селении Киста проживало1348 мужчин и 1131 женщина, было 426 дворов,467 домов. Кистинскому обществу принадлежало 20210 десятин земли. Основное население – переселенцы из Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний. В Ставропольской губернии энергетические проблемы решались за счёт неисчерпаемых природных ресурсов.
Вот как о первых годах рассказали старейшие жители села: «Когда сюда приехали, вокруг была бескрайняя степь. Первое время жили в вагончиках, а затем начали строить дома барачного типа из самана (это глина, солома, вода).Построили первые два дома по восемь квартир в каждом, и в каждой квартире жили по нескольку семей. Вырыли общий подвал, где все хранили продукты. Выкопали колодец, куда все ходили за водой»
В сёлах и станицах, основанных у степных речек и ручьёв, сооружались водяные, а также и ветряные мельницы. Занимались в основном растениеводством. И лишь в 1934 году привезли первых коров, лошадей. Работать приходилось очень много, ведь всю работу по обработке земли выполняли сами, даже ездили в другие хозяйства помогать. Пройдут века, но навсегда в памяти народа останется эта горькая дата- начало Великой Отечественной войны. Миллионы людей уходили на фронт. Среди них, были и наши односельчане. 40 человек ушли на фронт из нашего маленького посёлка. 17 из них не вернулись.
Тяжёлый труд послевоенная разруха- всё это доставалось старикам, женщинам, детям, да немногим вернувшимся с войны мужчинам.
Но освоение степных земель, начавшиеся в 50-ые годы, вдохнуло новые силы, новые надежды и в наш посёлок. Со всех сторон страны ехали молодые девушки и парни на целину. Первые наши первоцелинники до сих пор живут в нашем селе.
За последующие годы действительно много нового пришло в жизнь людей. Появились новые улицы с современными коттеджами со всеми удобствами. Построили новую красивую школу. Сбылась мечта всех родителей воспитывать и учить своих детей дома в родной деревне. Появился новый детский сад, фельдшеро - акушерский пункт. В поселке заасфальтировали все улицы, построена дорога с твердым покрытием. Теперь в любую погоду к нам можно приехать. В село провели голубое топливо-газ. Людям стало жить значительно легче, намного увеличилось население нашего села.
Где-бы мы ни были, наше родное маленькое село Манычское является для нас тем светлым огоньком, который всегда будет звать нас в родные края. Это наша малая родина, то место, где мы родились и выросли, где живут наши родители, где находится наш дом, наша школа.
5 . Рассказ об историческом памятнике села – ветряной мельнице. Фото-выставка мельницы.
Что же может привлечь туристов в нашем селе? Оказалось, что и здесь, помимо деревенского колорита есть на что посмотреть. Главная достопримечательность, конечно, ветряная мельница, конца 19 века. Сегодня мельница-памятник архитектуры и объект культурного наследия. Изучая её внутреннее устройство можно разглядеть огромные жернова, сделанные из цельного камня и деревянные части крутящегося механизма, поражающие своей величиной, но самое главное, что они сделаны без единого гвоздя. Вот поистине были мастера!
Нам очень повезло. Спросите почему? Да потому, что многие люди видели ветряные мельницы только на картинках, ав нашем селе сохранилась настоящая ветряная мельница - памятник старины.
Раньше ветряные мельницы, иначе «ветряки», былинеотъемлемой частью сельского пейзажа в нашем крае. Они первыми встречали путников на подъезде к селу. В некоторых селах Ставрополья ветряков насчитывалось по 2 - 3 десятка.
Теперь в кустарных ветряных мельницах потребности нет, и они почти все исчезли. В селе Манычском находится единственная сохранившаяся в крае каменная ветряная мельница. Она показывает нам прошлый быт жителей и мастерство умельцев-каменщиков, плотников, слесарей, создавших это изящное сооружение высотою в 12 метров, длина крыла-6 метров.
В период с 1880 по 1890гг. в с Киста было построено 23 деревянных ветряка, и одна каменная ветряная мельница, построенная купцом И.А. Платоновым в 1889году, ей 131 год. Принадлежала она Платонову. Ветряк снабжал мукой всю округу. В голодные 30-е годы пришлось обменять на три пары волов и 16 пудов хлеба, а с 1930 по 1958 год верно служила колхозу «Россия», молола зерно. Внутри мельница состоит из четырёх этажей, соединённых между собой лестницами. Сохранились каменные жернова, колёса, желоба для муки. Мельница действовала до 1964 года: молола муку для колхозов и для людей. Потом была построена новая, электрическая мельница, а старую закрыли. Теперь она «на отдыхе». Охраняется как памятник старины, в ней будет устроен музей истории села.
6. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?» Инструкция: выберите один или несколько ответов. 1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников
(Ф.И.О., род деятельности, место жительства)? - Знаю все о своих родителях - Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках - Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках - Затрудняюсь ответить - Владею информацией частично 2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)? - Да - Нет - Затрудняюсь ответить 3.Знаете ли Вы знаменитых земляков? - Не знаю - Знаю (укажите)_______________________________________________ 4.Знаете ли Вы историю своего края? - Особенности речи - Традиции праздников - Особенности местного костюма - Легенды, сказки, предания - Другое
Результаты анкетирования. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ……..
- Понятие «Родина» имеет широкий смысл. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой ее полей, рек и озер, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. Это слово я записала два раза на классной доске. В чем их различие? (Ответы обучающихся).
Обучающийся 1:
О родине – негромко говорю: Ведь о большой любви кричать не надо. Она – моя отрада и награда, Скажу о ней – молитву сотворю: «Будь вечно в благоденствии и славе, Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить, Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво И пред тобой себя не уронить!».
- Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где- бы мы ни были, ваше родное село всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. (слайд)
Обучающийся 2:
Нет на свете родины милее, Где других лазурней берега, Солнце ярче, звёзды всех милее, Где отрадны рощи и леса; Где в лесах стремительные воды Голубеют, словно бирюза, Где, когда настанет непогода, Весь народ, выходит, как гроза! Нет на свете Родины дороже Надо всё нам делать для нее, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал ее. Всюду все в ее раздольях - наши, Отдадим ее думы и дела И кругом садами опояшем, Чтобы вечно Родина цвела!
Обучающийся 3:
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, по-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только, где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовет.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где пол жизни прошло.
Дом далек, и года все несутся,
Но лишь там нам светло и тепло
Подведение итогов. (слайд )
"Для России наш город – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем".
- Итак, ребята, давайте назовём общий адрес жителей села Манычского.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, село Манычское
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Распредели объекты»
Игра «Распредели объекты».
- Распределите данные картинки под соответствующим словом. (Дети приклеивают картинки под словами Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, село Манычское)
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. Говорят: "Где родился, там и пригодился". Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.
Рефлексия.
- У вас на партах лежат ладошки. Напишите, что нужно делать каждому, чтобы его малая Родина процветала?
Малая Родина – Яблоня кудрявая, Островок земли. А под ней скамья – Под окном смородина, Ласковая малая Вишни расцвели. Родина моя!