kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основные правила для вокалистов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности медицинского осмотра будущего вокалиста у врача Фониатра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основные правила для вокалистов"»

МАОУ ДО ДШИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА Методическое занятие для преподавателей «Основные правила занятий с начинающими певцами» подготовила и провела преподаватель МАОУ ДО ДШИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА Курьянова Ирина Владимировна п. Целина Основные правила занятий с начинающими певцами

Занимаясь с начинающими, вне зависимости от качества голоса ученика и метода педагога, следует придерживаться некоторых общепризнанных правил проверенных практикой.

Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями. Это объясняется не только тем, что голосовой аппарат быстро устаёт, но и тем, что в процессе пения нам требуется большое напряжение и концентрация внимания.

У певца во время первых начальных занятий, прежде всего, утомляется нервная система. Обычно педагог судит об усталости ученика по изменениям в тембре, качеству выполнения задания.

Относительная кратковременность занятий, преимущественно в утренние часы, когда ученик не устал, создаёт благоприятные условия для общей настройки голоса и усвоения нового материала. Это правило знали ещё в 17 веке старые итальянские педагоги, рекомендовавшие с начинающими ежедневные занятия 2 раза в день по 15- 20 минут.

Очень часто в настоящее время мы слышим от певиц и певцов, что до 12 часов дня якобы голос спит, это мнение ленивых людей. Голосовой аппарат состоит из тканей и мышц, если они хорошо тренированы, то голос будет звучать независимо от времени суток. Первое время на уроке всегда легче делать краткий перерыв для отдыха ученика. Осторожность в плане нагрузки должна четко соблюдаться. О таком правиле должны знать и сами ученики, особенно те, которые хотят петь много и рассчитывают на быстрый успех.

Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время, пока у педагога не появится уверенность, что без его контроля ученик сможет петь, сохраняя выработанные навыки.

Начинать работу во всех случаях надо с центрального участка диапазона, с наиболее удачных звуков. Предельные верхние и нижние звуки пока не стоит использовать в работе, чтобы избежать форсировки. Развитие голоса нужно начинать с таких упражнений, которые не захватывают переходных нот. У сопрано это ноты первой и второй октав, до ноты «ми» второй октавы. В этом участке голоса находятся так называемые «примарные тоны», то есть ноты по выражению М.И. Глинки «без всякого усилия берущиеся». Их прежде всего педагог должен научить ученика извлекать в высокой позиции.

Существенным моментом является также правильно найденная сила звука, с которой надо начинать работу. Разумеется, голоса у учеников от природы различные и в каждом случаи следует отталкиваться от индивидуальных особенностей ученика. Громкое пение часто связано с перенапряжением голосового аппарата. Оно мешает развитию диапазона, достижению ровности голоса, очень часто приводит к привычке форсировать звук. Тихое пение тоже не всегда полезно, так как ученик рискует так и не познакомиться с тем, чем его наделила природа. Как советовал Глинка, «начинать петь надо не на forte и не на piano, а «вольно», так, как естественно присуще данному голосу.

Переходя к вокальным занятиям надо постараться создать наиболее благоприятную, творческую обстановку. Следует попросить ученика исполнить те произведения, которые он пел раньше, чтобы познакомиться с голосом и с той манерой, к которой привык ученик. По- началу педагог должен занять позицию полного невмешательства и внимательно, последовательно анализировать особенности как техники звукообразования и звуковедения, так и музыкально-исполнительского дарования ученика. Примером всегда может служить знаменитый Мазетти, который четыре месяца слушал голос А.В.Неждановой прежде, чем определил его тембровую принадлежность. Основная задача первых уроков не только оценка данных ученика, но также установление взаимного доверия, контакта. Полноценные занятия возможны только тогда, когда между учеником и педагогом возникают доброжелательные и деловые и человеческие отношения. Как правило, педагог не только учит профессиональным навыкам, но и является его основным помощником и советчиком. Одним из первых совместных мероприятий является посещение врача-фониатра.

О важности медицинского осмотра для будущего вокалиста.

Фониатр – врач, специализирующийся по болезням голоса, даёт оценку голосовому аппарату нового ученика, его состоянию на данный момент. Вся педагогическая направленность меняется в том случае, если фониатр сигнализирует о слабости или наличии заболеваний в голосовом аппарате. Неподозревающий о нездоровье педагог, приписав имеющиеся недостатки неумению или общему нездоровью ученика, бывает совершенно потрясён, когда через 2-3 месяца оказывается, что у ученика наблюдаются признаки какого- либо профессионального заболевания. В этом случаи невозможно установить, имелось ли данное заболевание при поступлении или оно возникло в результате нерациональных занятий. Посещение врача должно оградить педагога от необоснованных обвинений. Кроме того посещение врача позволяет оценить общие качества голосового аппарата, особенности его анатомической структуры. Попутно могут быть выявлены и те особенности нервной и эндокринной систем, которые также определяют профессиональные возможности певца.

Давно установлено, что изменения в щитовидной железе оказывают влияние на голос. Если у певца вырезают основную массу щитовидной железы, то это ведёт к утрате профессионального певческого голоса (хотя гортань при этом остаётся неповреждённой). Недостаток гормонов щитовидной железы не позволяет голосовым мышцам функционировать с прежней интенсивностью. Для того чтобы петь, нужно иметь кроме всего прочего хороший мышечный тонус и выносливость. Всё это встречается только у людей с определённой нейроэндокринной конституцией.

Также следует отметить, что голос проявляется в полную силу только после полового созревания и увядает вместе с наступлением климактерического периода.

Первые занятия с начинающими певцами.

Первые занятия с начинающими певцами заключаются не только в знакомстве, но и в индивидуальном подборе упражнений. Упражнения для начинающих должны быть несложными, для того чтобы внимание ученика сосредоточилось на технике голосообразования. Музыкальности выполнения упражнений следует требовать с первого же урока. Желательно как можно скорее отойти от подыгрывания упражнений, давать их с хорошо продуманным аккомпанементом. Это развивает музыкальность, обостряет слух ученика и создаёт элементарные навыки пения с аккомпанементом. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Короткие отрезки музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок ведёт к установлению прочных навыков. Последовательность одних и тех же музыкальных движений закрепляется, образуя стереотип. Однако, данные повторения можно назвать упражнениями только тогда, когда они ясно ведут к поставленной цели — научиться правильно извлекать звук, убрать носовой призвук, соединять интервалы в пении на легато и т.д.

Чаще всего начинающий педагог рекомендует те упражнения, которые ему в своё время давал учитель. Между тем применение их должно быть результатом анализа недостатков ученика. Упражнений существует великое множество. На самой начальной стадии человека сначала учат петь один тон, потом соединять две ноты, три ноты, пять нот, петь октаву. Все эти упражнения заключают в себе единственный интервал – 1 секунду. Дальше следует цикл упражнений на соединение различных интервалов, то есть терции, кварты, квинты. Существуют упражнения на мелкую технику, на дыхание, на выравнивание гласных, на форшлаги, на подготовку к трели. Упражнения включают в себя украшения, крупные скачки, арпеджио, пассажи и т. д. Как правило, упражнения расположены в порядке возрастания трудности.

Для малоразвитых в музыкальном отношении учеников рекомендуют упражнения, построенные на интонациях народных песен. Часто ученик, «плохо схватывающий» упражнения, проигрываемые ему на рояле, и производящий впечатление музыкально малоспособного человека, прекрасно поёт более сложные мелодии с голоса, верно держит тональность, если эти мелодии построены на материале, близких ему народных песен. Такие упражнения должны быть вокально и технически не сложны, не содержать широких интервалов, не охватывать широкого диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания, а также должны исполняться в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпанементом.

Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым пользуется тот или иной педагог и от особенностей звучания голоса ученика. Вокальный урок включает в себя не только упражнения, но и вокализы. Вокализы, как важный аспект в занятиях с будущими певцами. Вокализы – музыкальный материал, который используется в работе, как переходный момент от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального исполнительства. Цель вокализов, как и этюдов, заключается в выработке тех или иных технических задач. Вокализы поются либо на один гласный звук, либо с названиями нот (Вокализы Ф.Абта), либо с элементарными текстами (Вокализы Н.Ваккаи). Вокализ имеет определённое музыкальное содержание, законченную форму, вызывает у слушателя определённые эмоции. Певец в вокализе попадает в условия, как бы инструментального пения, так как он должен воспользоваться чисто вокальными средствами для его исполнения. Здесь невозможно подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться за выразительное слово». Отсутствие текста позволяет сконцентрировать внимание на правильном звукообразовании и звуковедении.

Некоторые преподаватели ставят под сомнение целесообразность использования вокализов, потому что якобы вокализы представляют произведения с искусственно нагромождёнными трудностями, малой художественной ценностью. Педагоги, придерживающиеся такого мнения, во многом лишают своих учеников возможности технического роста. Если строго придерживаться принципа постепенности, идти от простого к более сложному, то последовательность: 1. упражнение; 2. вокализы; 3. произведение с текстом, вполне целесообразна и научно оправдана. Вокализы, как ни что другое, позволяют выровнять переходные ноты, так как есть возможность сосредоточиться именно на техническом моменте пения определённых звуков. Выбор вокализов обычно строится таким образом: 1. обучение пению интервалов; 2. вокализы на мелкую технику; 3. вокализы на крупную технику. Большинство сборников вокализов, широко распространённых в вокальной практике, принадлежат западным авторам. Вокализы мелодичны, некоторые имеют несомненные музыкальные достоинства, но особенно важно отметить их педагогическую направленность; отличный материал для усвоения различных видов задач, всевозможных вокальных движений, различных упражнений и т.п. Сборники вокализов русских композиторов построены на музыкальном материале, близком к интонациям русских народных песен, обладают несомненными музыкальными достоинствами и весьма полезны для учеников. Их песенная природа служит отличным материалом, подготавливающим к исполнению романсов и арий русских композиторов. В анализе мелодической линии следует обратить внимание на интервалы, длительность дыхания, на общий характер мелодии, наличие в ней быстрых пассажей, на темп. Важны динамические требования, которые вокализ предъявляет голосу, тембровая окраска и некоторые нюансы самого голоса. Всё это должно соответствовать возможностям ученика.

Иногда жанр вокализа композиторы выбирают для создания концертных художественных произведений. Широко известны, например, «Вокализ» С. Рахманинова, посвященный А.В. Неждановой, или «Концерт для голоса» Р. Глиэра. Они не содержат в себе педагогических задач и называются так потому, что написаны без поэтического текста. В них голос уподобляется музыкальному инструменту, солирующему на фоне фортепианного или оркестрового сопровождения. Такие вокализы требуют совершенного владения голосом, являются хорошей пробой для оценки музыкальной и вокально-технической подготовки певца.

Основные этапы вокально – технической работы с начинающими певцами. Познакомившись с учеником, нужно правильно определить принадлежность его голоса, его музыкальную и вокальную подготовленность. Уделить особое внимание подбору упражнений и вокализов. Приступая к работе над художественным произведением нужно вместе с учеником его внимательно проанализировать: изучить нотный и словесный текст, форму, стиль произведения. Начинающему ученику не следует давать объёмное произведение с большим количеством широких интервалов. Надо учитывать, что чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее всего выучить без ошибок. Если произведение совсем незнакомо ученику, то нужно, чтобы он прослушал его в фортепианном или вокальном исполнении. Попутно следует узнать: какие произведения данного автора знакомы ученику и, что он знает об авторе сочинения. Знакомство с эпохой, в которой жил композитор, и с его творчеством подскажет стиль исполнения. Природные способности и недостатки ученика делают процесс подбора репертуара творческим. Каждый педагог должен хорошо знать существующий вокальный репертуар и уметь выбрать из него то, что наиболее полезно ученику на данном этапе развития. Перед преподавателем стоит задача: не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально- исполнительскую культуру.

Приложение.

Абт Ф. Школа пения. Избранные упражнения для голоса с ф-п. М., 1960.

Абт Ф. Практическая школа пения. М., 1923.

Ваккаи  Н. Практическая  школа пения. Спб., изд. Стелловской.

Варламов А. Полная школа пения. Ч. 2 и 3. Вокализы . М.,1963.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М., 1951.

Гречанинов А. Школа пения  М.,1937.

Зейдлер Г. Искусство пения. 40 мелодий для высокого голоса в сопровождении ф-п. Ч. 1-4. М., 1964-1966, 1987.

Конконе Дж. 15 вокализов для сопрано и меццо-сопрано. М., 1924.

Конконе Дж. 25 уроков пения для среднего голоса. М., 1934.

Лютген В. Ежедневные упражнения. 20 маленьких вокализов. Для сопрано. М., 1936.

Мирзоева М. Вокализы. М., 1975.

Панофка Г. 12 артистических вокализов. Для сопрано и меццо-сопрано. М., 1926.

Панофка Г. Искусство пения. 24 вокализа для сопрано, меццо-сопрано или тенора. М., 1961.

Померанцева О. Вокализы русских и советских композиторов для  сопрано в сопровождении ф-п. М.,1965.

Раков Н. Десять вокализов. Для сопрано. М.,1952.

Соколовский Н. 50 вокализов для среднего голоса. М.,1950.

Соколовский Н. 20 вокализов для сопрано. М.,1950.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основные правила для вокалистов"

Автор: Курьянова Ирина Владимировна

Дата: 04.02.2023

Номер свидетельства: 624854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Статья на тему "Техническая подготовка студента по дисциплине «Основной инструмент (баян)»""
    ["seo_title"] => string(87) "statianatiemutiekhnichieskaiapodghotovkastudientapodistsiplinieosnovnoiinstrumientbaian"
    ["file_id"] => string(6) "311714"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459248300"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Открытое занятие для родителей вокальной студии «Гармония» «Изучаем музыку играя»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytoe_zaniatie_dlia_roditelei_vokalnoi_studii_garmoniia_izuchaem_muzyku_igrai"
    ["file_id"] => string(6) "604787"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1649928156"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(78) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "291062"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455052371"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности. "
    ["seo_title"] => string(81) "kontsiertmieistierskoie-iskusstvo-kak-vid-muzykal-no-tvorchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "240788"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445108398"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методический доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера с духовыми инструментами и в классе домры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_spetsifika_raboty_kontsertmeistera_s_dukhovymi_inst"
    ["file_id"] => string(6) "485753"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542232365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства