Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства.
Патриотическое воспитание (патриотизм) проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор. Самыми главными и важными задачами патриотического воспитания являются:
развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;
к окружающей природе родного края;
к культурному наследию своих предков;
Каникулы - это значительная часть свободного времени детей. Однако, главное правило организации детского летнего отдыха - это утверждение, что «в воспитании нет каникул». Таким образом, период каникул необходимо эффективно использовать для воспитания детей, развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, формирования патриотизма. В ДОЛ «Лесные поляны» одним из важных, это проведение цикла мероприятий гражданско-патриотического воспитания. Поскольку смена всегда организуется в июне, то планируется проведение таких тематических дней как День независимости России.
Символы государства — это история нашей страны, ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути России, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Цели данного сборника: расширение знаний школьников о государственной символике и преемственности в ней, формирование чувства гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к символам российского государства.
Пособие адресовано педагогам в помощь проведению мероприятий по теме «Символы России».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический сборник по изучению символики России»
II Всероссийский конкурс на знание истории региональных символов и государственных символов Российской Федерации «И гордо реет флаг державный»
Номинация
«Методические материалы»
Методический сборник
по изучению символики России
Автор:
Девятерикова Ирина Александровна
Начальник ДОЛ «Лесные поляны»
Адрес:
Оренбургская область,
462401 г. Орск, ул. Союзная 8,
Тел. 8(922) 8216882
Г.Орск
Содержание
Пояснительная записка
Сценарий праздника, посвященный Дню России «День России — Будем всегда Россией гордиться»
Сценарий игровой программы «Богатырские потешки»
Сценарий игры-путешествия «Я живу в России!»
Сценарий устного журнала «Величие и честь государства»
Сценарий игры-викторины «Моя Россия!»
Интеллектуально-творческая игра «А я иду, шагаю по России…»
Список литературы
Пояснительная записка
Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это всё страна моя Россия,
Милый образ Родины моей!
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства.
Патриотическое воспитание (патриотизм) проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор. Самыми главными и важными задачами патриотического воспитания являются:
развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;
к окружающей природе родного края;
к культурному наследию своих предков;
Каникулы - это значительная часть свободного времени детей. Однако, главное правило организации детского летнего отдыха - это утверждение, что «в воспитании нет каникул». Таким образом, период каникул необходимо эффективно использовать для воспитания детей, развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, формирования патриотизма. В ДОЛ «Лесные поляны» одним из важных, это проведение цикла мероприятий гражданско-патриотического воспитания. Поскольку смена всегда организуется в июне, то планируется проведение таких тематических дней как День независимости России.
Символы государства — это история нашей страны, ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути России, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Цели данного сборника: расширение знаний школьников о государственной символике и преемственности в ней, формирование чувства гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к символам российского государства.
Пособие адресовано педагогам в помощь проведению мероприятий по теме «Символы России».
Сценарий праздника
«День России — Будем всегда Россией гордиться»
Цели и задачи:
1. Воспитание уважения и почтительного отношения к государственным символам Российской Федерации;
2. Пробуждение у детей интереса к истории своей страны;
3. Углубление знаний о культуре России;
4. Стимулирование интереса школьников к государственному устройству России.
Аудитория: дети 7-10 лет
Форма проведения: праздник-концерт
Оборудование:
Видеопроектор, компьютер или ноутбук, экран для демонстрации файлов.
Музыкальное сопровождение:
гимн РФ, песни о России, о Родине, песни для концертных номеров и конкурсов.
Оформление зала:
На сцене (или в зале) – текст гимна России, плакаты с государственной символикой, развевается флаг России. Можно сделать из картона силуэты берез, на заднем плане повесить большой плакат (рисунок), изображающий бескрайние поля, леса, просторы(совет: воспользуйтесь фотообоями).
Ход мероприятия:
Ведущий (педагог), слова стихов нужно дать ребятам, которые умеют выразительно читать стихи. Дети входят на эстраду под песню «С чего начинается Родина».
Ведущий 1:
– Добрый день, дорогие ребята! Все мы хорошо знаем слова песни, которая только что прозвучала, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей). Да, у каждого из нас могут быть свои воспоминания о детстве, милом сердцу месте, где прошли самые лучшие годы детства и юности, но Родина у нас, у всех одна – это наша страна Россия.
Ведущий 2:
Вы знаете о том, что Россия – самая большая страна во всем мире. От Европы до Азии она занимает огромную территорию. Именно поэтому в нашей стране живет так много народов, которые имеют свои обычаи, традиции и культуру. Только у нас можно найти такое разнообразие природы, какое не встретишь ни в одной другой стране мира – если проехать через всю Россию, можно очутиться в тундре, тайге, тропиках. Часовые пояса будут меняться, солнце будет вставать рано и светить целый день на юге России, а на севере – может не показываться целыми сутками, когда там царит полярная ночь.
Россия – великая страна и у нас есть повод для гордости, потому что мы родились именно здесь.
(Звучит песня о России в исполнении учеников).
Ведущий 1:
– Россия – это наш с вами дом. В это красивое слово входит так много, что всего не перечесть – леса шелестят зелеными дубравами, луга стелются шелковистыми травами, поля золотятся поспевающей пшеницей, и над всем этим великолепием в бескрайней синеве небес птицы радостно распевают свои песни, словно радуются тому, что наконец-то на нашей земле царит мир.
(Выходят дети и читают стихи о России).
1. Россия – родина моя,
Твои дубравы зеленеют,
Над ними гордо птицы реют,
Ты навсегда любовь моя.
2. Вокруг поля и реки здесь,
Деревья шелестят листвою,
Россия, мы всегда с тобою,
В тебе весь мир как будто есть.
3. Люблю тебя, моя земля
За все: за подвиги святые,
За песни, реки голубые,
За все леса, луга, поля.
4. Я за тебя готов отдать
И сердце все свое, и душу,
Никто покой твой не нарушит,
Тебя мы будем защищать.
Ученики исполняют танец (лучше, если это будет русский народный танец или просто хоровод под русскую народную музыку – участники в национальных костюмах).
Ведущий 2:
– Да, не просто пришлось нашей стране. Много раз чужеземцы пытались нарушить ее покой. Мы никогда ни на кого не нападали первыми, но если враг старался занять территорию нашей страны, то русские люди стояли насмерть. Именно поэтому Россию считают непобедимой. После каждой кровопролитной битвы она оживала снова, восставала буквально из пепла и становилась еще сильнее назло тем, кто пытался завоевать ее.
С историей не спорят – с ней живут
Она ведет свой плавный разговор,
Зачем слова, ведь ей не нужен спор,
А о героях помнят и поют.
И весь непобедимый наш народ,
Всегда упорно движется вперед.
В центр на сцену выносят импровизированное колесо, ведущий тихонько крутит его и говорит:
Ведущий 1:
Давайте попробуем немного прокрутить колесо истории назад и вспомним некоторые события из истории нашей страны. Сейчас я поверну это колесо, и мы узнаем, как жили люди в далекой древности.
(Включается видеопроектор- с помощью компьютера демонстрируются различные картины истории – на одну из стен зала опускается экран)
Ведущий 2:
Мы говорили о том, что наша страна много раз переживала нашествие захватчиков. Так, в 1610 году поляки напали на Россию и захватили ее столицу вместе с главной крепостью – Кремлем.
Дома жителей, храмы были разрушены. Но нашлись те, кто смог собрать огромное войско и пошли освобождать Москву. Они сражались два месяца, и разбили врага, страна снова стала независимой, а предводители войска – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – стали настоящими героями России, памятник славным освободителям Москвы установлен на Красной площади.
Демонстрируются картины из прошлого – разрушенная Москва, освобождение Москвы, памятник Минину и Пожарскому.
Ведущий 1:
– А мы продолжаем крутить колесо истории. Кто знает, чем славился русский народ (ответы учеников).
Правильно, ребята – всегда в России любили петь и плясать, здесь жили знаменитые мастера, которые умели делать чудесные вещи.
(Демонстрация картин из прошлого, и короткие рассказы – можно использовать русские народные костюмы – рассказ об искусной вышивке, лапти – плетение лаптей и коробов, изделия Гжели, Хохломская роспись, Палехская роспись и т.п.)
Ведущий 2:
А сейчас мы вернемся в наши дни и посмотрим выступление замечательных артистов.
(Выступление ансамбля народных инструментов (ученики на ложках, если есть кто-то – на балалайке и т.п.).
Ведущий 1:
– Продолжаем крутить колесо истории, и теперь мы оказались в веке 19-м, в 1812 году. Кто знает, что произошло в это время (ответы детей).
В тот год решил Наполеон
Все страны подчинить.
Ему сначала удалось кого-то победить.
Но вот в Россию он пришел, как видно, не к добру.
Французы оказались здесь совсем «не ко двору».
Был здесь разгромлен в пух и прах
Напыщенный француз,
Смогла Россия ощутить
Победы терпкий вкус.
Ведущий 2:
Кто защищал нашу страну в те времена? Солдаты, гусары, офицеры. Они смогли одержать победу в нелегкой борьбе под предводительством великого полководца – М.И. Кутузова. Честь и слава нашим воинам.
Демонстрация картин о войне 1812 года, сопровождается рассказом ведущего.
(Концертный номер: исполнение песни о героях).
Ведущий 1:
– Давайте еще раз повернем наше колесо истории.
Теперь мы оказались в 20-м веке, в 1941 году. Самой кровопролитной в истории человечества стала вторая мировая война, развязанная Германией. Более 20 млн. жизней россиян унесла она. На борьбу с врагом встали и стар, и млад – солдаты сражались на фронте, а в тылу, не покладая рук, приближая победу, трудились женщины дети. Много стихов, песен и книг сложено об этой войне. Давайте вспомним некоторые события того времени.
(Демонстрация картин Великой Отечественной войны, последняя картина – Победа в 1945 году, флаг СССР водружают на Рейхстаг. Можно использовать видео).
Ведущий 2:
– Флаг – один из символов нашей страны, в годы войны он выглядел иначе. Прошли годы, наша страна оправилась от ужасов войны, развивается промышленность, меняется история. Теперь у нас трехцветный флаг, кто знает, что означают цвета на флаге России? (выходят трое учеников и рассказывают)
1. Белый – это чистота, мир и непорочность.
2. Синий – это цвет веры в то, что все сбудется. Это цвет постоянства.
3. Красный цвет – это символ энергии, а еще красный – это цвет крови, которую пролили те, кто сражался за свое Отечество.
Ведущий 1:
– Правильно, ребята. Символы нашей страны означают ее многовековую историю, смелость и стойкость целого народа. Герб России - что означает он? (выходит ученик и рассказывает).
На нашем гербе изображен золотой орел, а над его головой три короны. В лапах он держит скипетр и державу – символы власти и единства нашего государства. А на груди – изображение всадника, который копьем поражает дракона. Это древний символ, который означает борьбу добра со злом, света с темнотой. Это значит, что наша страна Россия находится под надежной защитой.
И главная песня нашей страны – гимн, давайте споем ее все вместе.
(Все вместе хором исполняют гимн РФ).
Ведущий 2:
– Добрые сказки да русские песни
В нашей стране всегда жить чудесно.
Мы с вами – свободны, как птицы,
Нам нужно всегда Россией гордиться.
Время идет, все вокруг изменяется,
Много уже испытаний пройдено,
Ну а в сердце навечно останется
Слово одно незабвенное – Родина!
Ведущий 1 и 2:
Мы с вами – граждане России, от вас зависит, каким будет ее настоящее, вам строить ее будущее, пусть же наша страна живет и процветает всегда!
С праздником вас, дорогие ребята, с Днем России!
Сценарий игровой программы
«Богатырские потешки»
Цели и задачи:
1. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения;
2. Способствовать расширению знания о символах Российской Федерации, области, города;
3. Прививать уважение и чувство любви к своей Родине.
Аудитория: дети 7-9 лет
Форма проведения: игровая спортивная программа
Оборудование:
Бумага, маркеры,
Карточки для каждой команды с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте,
Спортивный инвентарь,
Воздушные шары,
Дротик с иглой,
Ленты (синего, красного и белого цветов)
Ножницы, нитки, иголки
Матрешка, «черный ящик»
Сигнальные круги (синего и красного цветов) для каждой команды
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем празднике и от имени всех взрослых хочу поздравить вас с Днём России! Пожелать вам, конечно, хорошо отдохнуть в лагере, набраться сил для отличной учебы.
Ведущий 2:
День России – один из самых молодых и, наверное, один из самых главных государственных праздников страны. Он начал отмечаться с 1994 года. 12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.
Ведущий 1:
В декабре 2000 года этот праздник переименовывается, теперь он называется День России.
Этот день стал днём рождения нового, независимого государства, днём рождения нашей Родины.
Ведущий 2:
Ну и как на всяком дне рождения сегодня нет места грусти и печали. Ведь с древнейших времён на Руси ни один праздник не обходился без весёлых танцев, песен, игр, конкурсов! И я приглашаю на сцену наши команды.
(Выходят скоморохи под задорную музыку)
1 скоморох:
Ой, вы, гой, если, красны девицы и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
И видом не видывали!
Приглашаем вас на потешки!
Собираются сюда гости желанные.
2 скоморох:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем
Праздник без вас не начинаем,
У нас для каждого найдется :
И словечко и местечко!
Ведущий 1:
Сегодня в игровой программе «Богатырские потешки» будут участвовать две дружины: первую мы назовем дружиной Ильи Муромца, вторую – Добрыни Никитича. А теперь прошу богатырей собраться вот здесь: у двух застав.
(Звучит музыка, ребята под музыку выходят к заставам и садятся на лавочки с двух сторон зала)
1 скоморох:
Мы рассказ ведем
Про дела старинные,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось.
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы призадумались.
2скоморох:
Будут здесь у нас забавы,
Мы потешить вас спешим,
Может быть и рассмешим.
И вернемся как во сне
К нашей русской старине.
Это присказка читается.
Сказка только начинается.
Ведущий 2:
В некотором царстве, в некотором государстве, на земле русской, вы увидите добрых молодцев богатырской силы и ловкости.
1 скоморох:
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех.
Ведущий 1:
И первое что нам надо сделать – это собрать свое войско.
1 конкурс «Мое войско»
На воздушном шаре нарисовать как можно больше человечков
2 скоморох:
Все имеется у нас,
Удальцы, мальчишки.
Постарайтесь на коне
Проскакать вприпрыжку.
(Каждый участник бежит верхом на метле между городками расставленными на небольшом расстоянии друг от друга. Побеждает та дружина которая и быстрее и правильнее выполнит задание)
1 скоморох:
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
На нашей Земле!
Ведущий 2:
2 Конкурс «Взорванный мост»
Задача: преодолеть «мост», в данном случае – это гимнастическая скамейка, в «ластах».
2 скоморох:
Разойдись, честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Ведущий 1:
3 Конкурс «Лучший воевода»
Сейчас мы проверим, чей воевода сильнее! Соревнование – нужно перетянуть рукой соперника.
1 скоморох:
Собрались со всех сторон
Наши все родные.
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье!
Ведущий 2:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним.
Забываем мы о ней.
1 скоморох:
Хоть и более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Ведущий 2:
Конкурс «Сила богатырская»
(Побеждает команда, на стороне которой окажется ленточка.)
2 скоморох:
Мужиков славных, сильных ребят
Вызываем на канат
Шесть тут слева, шесть тут справа,
Только мускулы трещат.
Ведущий 2:
После поздравлений и вручения подарков, две дружины (команды пап) сразились с разбойником по имени Соловей. В этой нелегкой борьбе принимал участие надежный тыл (девочки). Участвуя в шуточных конкурсах, дружины проявили сноровку, смекалку и выносливость, тем самым победив злодея – Соловья разбойника.
1 скоморох:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
2 скоморох:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим всем:
Все вместе: «До свидания,
До счастливых новых встреч! »
Сценарий
игры-путешествия «Я живу в России!»
Цели и задачи:
1. Обобщить знания детей об истории создания гимна, герба и флага России;
2. Воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
3. Сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
4. Привить детям потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
5. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей
Участники:10-15 лет
Форма проведения: игра-путешествие по станциям
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть на сегодняшнем празднике.
Ведущий 2:
Мы искренне поздравляем вас с Днём России! Желаем вам, конечно, хорошо отдохнуть в лагере, набраться сил для отличной учебы.
Ведущий 1:
День России – один из самых молодых и, наверное, один из самых главных государственных праздников страны. Он начал отмечаться с 1994 года.
12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о
суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Ведущий 2:
В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.
(Выступление вокального ансамбля. Песня «Россия»)
Ведущий 1:
В декабре 2000 года этот праздник был переименован, теперь он называется День России.
Ведущий 2:
Этот день стал днём рождения нового, независимого государства, днём рождения нашей Родины.
Ведущий 1:
Ну и как на всяком дне рождения сегодня нет места грусти и печали. Ведь с древнейших времён на Руси ни один праздник не обходился без весёлых игр и конкурсов!
Ведущий 2:
Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.
Ведущий 1:
Послушайте правила игры:
Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:
1. Станция «Флаг и герб России»
2. Станция «Гимн России»
3. Станция «Моя Родина – Россия»
4. Станция «Русские пословицы».
5. Станция «Русские загадки»
6. Станция «Русские сказки»
7. Станция «Русские игры»
8. Станция «Русские песни»
9. Станция «Русская армия»
10. Станция «Самые знаменитые русские»
Ведущий 2:
На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.
Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько заданий.
1. «Флаг России».
Вопрос: «Что такое флаг?»
Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.
Задание: Из предложенных заготовок ткани (или бумаги) разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (выкладывают)
Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»
Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:
белый - благородство;
синий – верность и честность;
красный – мужество, отвага, героизм, смелость.
А совсем – совсем давно, когда в состав России входили Украина и Белоруссия, красный цвет был цветом России, синий был цветом Украины, а белый – Белоруссии. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут
2. «Герб России»
Вопрос: Что такое герб?
Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.
Вопрос: Назовите, что является гербом России?
Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов,
живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.) Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).
Задание – Из фрагментов составьте герб России (пазлы)
Станция 2 «Гимн России»
Ведущий:
В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.
Вопрос: «Что такое гимн?»
Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.
Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»
Ответ: гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»
Ответ: Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В.Александров.
Задание – восстановите текст гимна России
( получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)
Гимн России
Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное –
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до ………………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная …………………………
Славься, ……………………….. наше свободное –
Братских народов ……………………… вековой.
Предками данная ………………………. Народная.
………………………, страна! Мы гордимся тобой!
…………………….. простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам …………………………………… года.
Нам …………………….. дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет …………………………!
Славься, ……………………….. наше свободное –
……………………………. Народов союз вековой.
Предками данная мудрость …………………………
Славься, страна! Мы гордимся …………………….!
(сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)
Гимн России
(Официальный текст гимна Российской Федерации)
Россия – священная наша держава!
Россия – любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Станция 3 «Моя Родина – Россия»
Ведущий:
Россия. Родина. Это священные для русского человека слова.
Первое задание – Вопрос-ответ
Вопрос: «Откуда же произошло слово родина?»
Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других. Первое задание для команды – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл
Ответ:
• родня,
• родословная,
• народ,
• родина,
• родич,
• родители.
Второе задание – Викторина
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
• Как сейчас называется наше государство? Российская Федерация
• Назовите столицу нашей Родины России? Москва
• Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ. Президент РФ
• Кто был первым президентом России? Борис Николаевич Ельцин
• Назовите Президента России? Владимир Владимирович Путин
• Сколько Федеральных округов в России? Пять
• Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? Конституция
• Какие органы власти в России вы знаете? Законодательная власть: Федеральное собрание. Которое состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации Исполнительная власть: Правительство РФ и Центральный банк (Банк России). Судебная власть: Конституционный Суд России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие суды.
• Какие самые древние города России вы знаете? (Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)
• Какие крупные реки России вам известны? Волга, Дон, Амур, Енисей.
• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?
Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.
• Какие национальности проживают на территории России? Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы,чукчи, немцы, ханты, манси….
Станция 4 «Русские пословицы».
Ведущий:
На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы. Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом.Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину. Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами.
Кто знает, что такое антоним? Антоним- это слово с противоположным значением.
Давайте попробуем:
Сухой – мокрый
Грустный – веселый
Умный – глупый
Хорошо – плохо
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
1. В гостях и потолок мешает. (Дома и стены помогают)
2. Где умер, там и не нужен. (Где родился, там и пригодился)
3. Чужбина – отец, не умей за него полежать. (Родина – мать, умей за неё постоять)
4. У себя плохо, а у чужих – хуже. (В гостях – хорошо, а дома – лучше)
6. Много у зверя мачех, много и чужбин. (Одна у человека мать, одна у него и Родина).
7. Разбазаривай небо чужое, как мачеху ненавистную (Береги землю родимую, как мать любимую).
8. Где чужая окраина – там и ад (Где родной край, там и рай).
9. Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (Человек без родины, что
птица без песни)
10. Чужое небо и в ноге ненавистно (Своя земля и в горсти (в руке) мила).
Станция 5 «Русские загадки»
Ведущий:
Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка – это краткое описание неизвестного предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.
Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать русские народные загадки.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается.
Людям улыбается. (Солнце)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят (Месяцы)
Пришел волк —
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришел —
Весь народ пошел.(Ночь и день)
Поднялись ворота —
Всему миру красота.(Радуга)
Бел, как снег.
В чести у всех,
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар)
И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
Утка ныряла-ныряла
И хвост потеряла. (Иголка и нитка)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. {Очки)
Сам худ – голова с пуд.
На работу вышел – каждый услышал.(Молоток)
Бьют Ермилку по затылку,
он не плачет, только носик прячет.(Гвоздь)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(Гармошка)
Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.(Ребенок, взрослый, старик)
Тебе дано,
А люди им пользуются.(Имя)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.(Роса)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.(Горох)
Станция 6 «Русские сказки»
Ведущий:
Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки. На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки. Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.
Задание 1– «Чьи вещи?»
Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название
сказки (хорошо если есть иллюстрации):
• помело (Баба Яга)
• щука (Емеля)
• топор (солдат)
• золотое яичко (курочка Ряба)
• простое яйцо (Кащей Бессмертный)
• яблочко на блюдечке (Машенька)- Серебряное блюдечко и
наливное яблочко
• морозильный посох (Морзко)
• кувшин и тарелка (Журавль и лиса)
Задание 2 «Отгадай, кто это»
Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)
Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)
Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)
Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)
Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)
В некотором царстве…(в некотором государстве)
По щучьему велению…(по моему хотению)
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)
И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
Станция 7 «Русские игры»
Ведущий:
Народные игры – это яркое выражение характера народа в них играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с раннего детства.
Задание 1. Давайте вспомним народные игры.. За каждую названную в
течение 30 секунд игру вы заработаете 1 балл.
Задание 2. Предлагаю вам поиграть в русские народные игры.
Игровая программа с использованием русских народных игр на выбор в
течение 7 минут.
• Малечина – калечина
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в
равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина», сколько часов до
вечера?
• Гуси-гуси
Раз, два …десять.
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а
«волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
• Коты и мыши
Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу,
берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь, игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
• Пчелки и ласточки
Игроки – пчелки сидят на полянке и поют: Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум! Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
• Бабка – Ежка»
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
а потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу,
пошла на базар – раздавила самовар.
Пошла на лужайку – испугала зайку.
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
«помелом». Кого запятнает – тот замирает.
Станция 8 «Русские песни»
Ведущий: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета. А какие песни знаете вы?
Задание – вспомните и попробуйте спеть русскую народную песню.
(Если не справляются сами, можно воспользоваться караоке)
• “Во поле березка стояла”
• “Калинка”
• “Комаринская”
• “Чики-чики-чикалочки”
• “Ладушки”
• “Сидит ворон на дубу”
• “Как у наших у ворот”
За отличное выполнение задания – 5 баллов.
Станция 9 «Русская армия»
Ведущий:
Армия всегда была русской гордостью. Русские воины храбро защищали родную землю от врагов. Но в разное время и армия была разной: от древнерусских богатырей до сегодняшней российской армии. Знаете ли вы историю нашей армии?
Задание – Ответив на вопросы викторины вы сможете заработать по
одному баллу за правильный ответ.
1. Как называлась основная часть княжеского войска в Древней Руси? (Дружина)
2. Как в Древней Руси называли отважного доблестного воина, богатыря? (Витязь)
3. Как назывался бронежилет времен Александра Невского? (Кольчуга)
4. Что в 17 веке использовали для занятий по строевой подготовке при отработке поворотов налево и направо? (Сено-солома)
5. Имя какого русского святого носит флаг Российского флота? (Андреевский флаг)
6. При императоре Александре II срок солдатской службы сократился на 19 лет, а сколько же лет служили в русской армии до этого? (25 лет)
7. В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрел именно это. Как вы думаете что? (Полевую кухню)
8. Победы России связаны с именами русских полководцев.
Назовите русских полководцев, которые вам известны.
(А. Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К.
Жуков и др.)
9. Как назывался красноармейский головной убор в виде суконного шлема со звездой? В честь кого он назван? (Буденовка, в честь С.М. Буденного)
10. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров «ТТ»? (Тульский Токарева – место, где изобретен и фамилия изобретателя)
11. Автомат какого конструктора был главным на вооружении советской армии с 1949 года? (Калашникова)
12. Какого выдающегося русского полководца после Великой Отечественной войны называли «Маршалом Победы»? (Г.К. Жукова)
13. Военнослужащие каких войск называют себя голубыми беретами? (десантники)
14. В каком возрасте призывают на военную службу в России? (18 лет)
15. Как называется солдатский дом (Казарма.)
Станция 10 «Самые знаменитые русские»
Ведущий:
Нашу страну, конечно же, знают во всем мире. А чем особенно знаменита Россия?
Задание - Ответив на вопросы викторины вы сможете заработать по одному баллу за правильный ответ.
1. Самая известная русская икона (Троица)
2. Самая популярная в мире русская игрушка. (Матрёшка)
3. Самый знаменитый русский певец (Шаляпин)
4. Самая известная русская порода собак (Русская борзая)
5. Самый известный русский поэт (Пушкин)
6. Самый известный русский писатель (Толстой и Чехов)
7. Самый известный русский художник (Шишкин, Васнецов)
8. Самый известный русский сорт яблок (Антоновка)
9. Самый известный русский ученый (Менделеев)
10. Самый известный русский спортсмен (Ирина Роднина)
11. Самый известный русский город (Москва)
12. Самая известная русская песня (Калинка, Подмосковные вечера)
13. Самая распространенная русская фамилия (Иванов, Кузнецов)
14. Самое известное женское и мужское русское имя (Мария, Иван)
15. Самый знаменитый русский напиток (квас)
16. Самый известный русский богатырь (Илья Муромец)
17. Самый знаменитый русский полководец. (Суворов)
18. Самый известный русский изобретатель (Кулибин –
Самобеглая коляска, первый в мире прожектор, лифт, научные приборы
и Калашников, создатель автомата)
19. Самое известное русское озеро? (Байкал)
20. Самый знаменитый русский космонавт. (Юрий Алексеевич Гагарин)
После прохождения всех станций команды собираются в зале и сдают маршрутные листы для подведения итогов. По итогам путешествия отмечаются команды-победители каждой станции и команда, получившая наибольшее количество баллов в маршрутном листе. Таким образом, награждаются все-команды, принимавшие участие в игре.
Устный журнал
«Величие и честь государства»
Цели и задачи:
1. Знакомство с государственной символикой России;
2. Формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;
3. Воспитание уважительного отношения к государственным символам.
Аудитория: 13-15 лет
Форма проведения: беседа
Музыкальное оформление:
•гимн России (сл. С. В. Михалкова, музыка муз. А. В. Александрова)
•песня «Широка страна моя родная» (сл. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского)
Оформление:
•Книжная выставка «Овеянные славой»
•Плакат: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» М. Монтень
•Государственный флаг России
•Изображение Российского герба
•Изображение иконы Георгия Победоносца
Страница первая: «Страна моя»
(Звучит первый куплет песни И. Дунаевского «Широка страна моя родная»)
Чтец:
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Ведущий:
Символы России… что это такое? ( Ответы детей).
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.
Ведущий:
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
В декабре 2000 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал законы о Государственных гербе, флаге и гимне.
Страница вторая: «Гордо реет над страною»
Ведущий:
Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России, всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Государственный флаг России – трёхцветный: красно-сине-белый. История Российского флага насчитывает более 3-х столетий.
Чтец:
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Ведущий:
Флаг – слово голландское – означает знак принадлежности морских кораблей какому-нибудь государству. А русское слово – «знамя» от понятий «Знамение» или «Знак». На Руси знаменем могло быть изображение на полотнище образа святого. Знамя выносили во время самых торжественных событий. Ещё одно родственное слово – «стяг» - от понятия «стягивать». Каждая воинская дружина имела свой стяг. Во время битвы воины могли видеть, где находится основные силы их дружины и собираться под их стягом.
Чтец:
Этот флаг, этот стяг, это знамя…
Нет дороже его и родней!
Над Кремлём полыхает, как пламя,
Над домами деревни моей
Белый цвет – благородство и слава,
Синий – верность Отчизне и честь,
Красный – мужество гордой державы –
И достоинств сих – не перечесть!
Страница третья «В наследство нам дано»
Ведущий:
В переводе с польского и немецкого языков слово «герб» означает наследство. Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Родовой герб свидетельствует о принадлежности его владельца к определенному сословию, а государственный – о независимости.
Чтец:
У России величавой
На гербе – орёл двуглавый
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
России дух свободный.
Ведущий:
Государственный герб России представляет собой четырехугольный красный геральдический щит с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя маленькими коронами, соединенными лентами. Над ними – одна большая корона. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, на красном щите – серебряный всадник, поражающий копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Этот геральдический образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой. Всадник – змееборец – это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях еще с 13 века, и знак преемственности московских князей, чьим покровителем считался св. Георгий. Дракон – чудище с лапами грифа, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом – олицетворяет невежество, язычество, нечистую силу. Таким образом, Государственный герб России восходит к традиционным российским государственным символам, несет в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу.
Чтец:
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
(М. Шереметьев)
Ведущий:
Государственный герб России является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и азиатской её частях, а короны над головами орала рассматриваются как символы республик, краев, областей, из которых состоит Россия. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.
Ведущий:
Государственный герб помещается на фасадах зданий органов государственной власти, а также в рабочих кабинетах руководителей этих органов. Государственный герб есть и на пограничных знаках (пограничных столбах), и в пунктах пропуска через Государственную границу России; на штандарте президента России, боевых знаменах и флагах воинских частей, военных кораблей. Государственный герб может помещаться на государственных наградах России (орденах и медалях) и даже на знаках различия и форменной одежде.
Страница четвёртая: «Песнь в честь страны»
Ведущий:
Гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Ведущий:
Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках!
(Звучит Гимн России.)
Все встают.
Игра-викторина
«Моя Россия!»
Цели и задачи:
Закрепить знания детей о государственных символах России;
Обобщить преставления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник);
Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
Развивать познавательные интересы;
Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга, развивать умение работать в команде ;
Аудитория: 11-15 лет
Оборудование: слайды с изображением РФ, городов России ; разноцветные ленточки ; буквы для составления слов.
Музыкальное сопровождение:
песня “ Что зовем мы Родиной?”, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий, совместное исполнение песни « У моей России…»
Ход игры:
Звучит песня о Родине.
(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 6-7 человек в каждой. Группы поддержки на стульях.)
Ведущий:
Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Мы рады вас видеть на нашей игре. Командам просьба занять свои места. Уважаемое жюри и вас просьба занять свои места и отведать хлеба с солью в знак нашего гостеприимства.
Дети: ( с поклоном)
Дорогие гости отведайте хлеба с солью. Наберитесь силы, да судите игру нашу по правилам и справедливости.
Ведущий:
Сегодня у нас необычная игра, сегодня мы с вами проверим наши знания о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях, о тех городах, которые являются достопримечательностями и историей нашей родины. Начинаем игру?
Дети (хором): Да!
Ведущий:
Тогда, берите с собой свои знания и вперед.
Дети читают стихотворение ( показ слайдов о России).
1-ый:
Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2-ой:
Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.
3-ий:
Перезвон валдайских колокольцев
Слышится в журчании ручья
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.
4-ый:
А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!!!
Ведущий:
Ваши знания сегодня будет оценивать наше уважаемое жюри.
(Ведущий представляет жюри.)
Ведущий:
Ну, а теперь разрешите объявить наш первый конкурс.
1 конкурс – «Конкурс приветствия»
Каждой группе даётся 2 мин. и вы представляете свою команду и капитана.
Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, ваше название команды. Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется…
2 конкурс – «Разминка»
Каждой группе будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой группе. Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.
Внимание вопросы:
Назовите государство в котором мы живем. ( РФ)
Главный город нашей страны? ( Москва)
Как изначально называлось наше государство? ( Русь)
Что такое герб государства? ( герб-это эмблема государства ,отличительный знак, которым передается символическое значение , исторические традиции семьи, государства…)
Где мы можем увидеть изображение государственного герба? ( паспорт, денежные знаки, печати )
Кто изображен на современном гербе России? ( орел на красном фоне)
Почему орел двуглавый?
Что означает изображение всадника на гербе России?
На гербе, какого города помещен всадник, поражающий копьём змея?
Какие еще знаете государственные символы отличительные знаки страны, кроме герба? ( флаг, гимн)
Какие цвета есть на флаге нашей страны?
Что означают цвета российского флага - белый, синий, красный? ( Белый –благородство , откровение, синий- верность ,честь ,целомудрие , красный –смелость, мужество, любовь )
Что такое гимн? (главная торжественная песня страны)
Кто автор его слов? ( С. Михалков)
Первые слова гимна? ( Россия -священная наша держава!)
Кто является президентом нашей страны?
Показ слайдов с гербом, флагом
Ведущий:
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.А сейчас нашим капитанам предоставляется слово.
3 конкурс «Конкурс капитанов»
(Капитаны выходят вперед)
Ведущий:
Состязание длится 2 минуты , за которые вы должны по очереди назвать города РОССИИ. Жюри подводит итоги конкурсов. Показ слайдов ГОРОДОВ.
4 конкурс - «Болельщиков»
Ведущий :
А ваша задача рассказать интересное об одном из городов, чем он знаменит. Совещайтесь, выдвигайте своих представителей и ждем интересных рассказов.
5 конкурс - «Собери пословицу» (о Родине ) .
Составить их прочитать предложенные пословицы..
6 конкурс- «Пойми меня»
Ведущий:
А сейчас мы поиграем в очень смешную и интересную игру “Пойми меня”. Каждой команде я дам слово, вы должны будете его показать, не называясамо слово.
А болельщики должны будут назвать это слово. (Оценивается правильность выполнения)
Примерные слова: столица, народ, дружба
7 конкурс- «Кроссворд»
Команды за 3 минуты должны разгадать кроссворд о Родине.
Кроссворд « РОССИЯ»
Вопросы к кроссворду:
Как называлось наше государство?
Столица нашей Родины?
От какого слова образовалось слово русский?
Маленькая ячейка общества?
Торжественный символ России?
На нем говорят.?
Ведущий: Молодцы ребята.
8 конкурс (болельщики)
Ведущий:
Ребята, я вам раздаю буквы, из них нужно по моей команде собрать слово и поднять карточки вверх.
(Каждой команде даются разные слова. Например: РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА).
Дети выполняют задание на скорость и правильность
Ведущий:
Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наша игра подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.
Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители.
Интеллектуально-творческая игра
«А я иду, шагаю по России…»
Цели и задачи:
1.Расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию учащимися нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
2.Воспитать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
Подготовительная работа:
подбор литературы, подготовка сообщений, подготовить ксерокопии текста гимнов России, фонограммы гимна, изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг
Аудитория:12-15 лет
Форма проведения: викторина
Оборудование:
•Географическая карта России;
•Конституция РФ;
•Изображение государственных символов России в разные исторические времена: герб, флаг
•Выставка рисунков «Моя Родина – Россия»
•Карточки с заданиями
•Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV), Петр I, В.В. Путин; Медведев Д
Ход игры:
На плакате из отдельных сегментов сформирована карта» - континента. Учащиеся выбирают номер сегмента:
1.«гимн»
2. «герб»
3.«флаг».
Звучит Музыка ( Песня "С чего начинается Родина?»)
Чтец.
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки береза-скромница.
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах, первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная.
Но у всех она одна
Ведущий:
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США мы видим статую Свободы или небоскрёбы.
Символы Родины, а что это такое для нас?
К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ в. во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни и оскорблению государства, его народа, его истории и культуры.“ Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного
Ведущий:
В нашей игре участвуют 3 команды. Им необходимо назвать команды./ Приветствие команд/ Представление жюри. Знакомство с правилами игры. Разминка./Устанавливается очередность хода команд/
Этап 1.
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О Н С Т И Т Я
К С Ф Л А У Ц
Г Е Р Б Г Я И
Р П Г С Е Л С
Е Р И О Р И Т
З О М Н А Ц О
И Д Е Н Т И Л
Этап 2.
Вопросы.
1.Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.В каком веке появился первый герб нашего государства? (В конце 14 века)
3.Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя? (Ивана III)
4.Что такое герб? (Символ государства, города, рода)
5.Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом)
6.Авторы гимна России? (С. Михалков; А.Александров)
8.Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии)
Жюри называет команду, которая начинает первой «ударять» по «ореху», команду, которая будет второй и третьей.
3 этап.
«1 сегмент»
1.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
2.Назовите название первого официального гимна России, слова которого написал Жуковский? (Молитва русских).
3.19 сентября 1816 года «Молитву русских» пели при праздновании годовщины Царскосельского Лицея, но с двумя дополнительными куплетами. Кто был их автором? (А.С. Пушкин).
4.Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем А.Ф. Львова. 25 декабря 1833 года, в празднование годовщины изгнания французов, этот гимн был исполнен во всех залах. Как и первый официальный гимн, он начинался словами... А вот какими словами - мы узнаем через одну минуту. (Как и первый гимн, гимн Львова начинался словами «Боже, царя храни!»).
5.Гимн «Боже, царя храни!» являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. Что произошло в этот день? (Отречение от престола царя Николая Второго).
6.С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся известный международный гимн. Какой? (Интернационал).
7.Когда прозвучал впервые Государственный гимн СССР?(1 января 1944 года).
8.Кто написал слова к новой редакции текста, который сейчас является официальным гимном России (Михалков С. В.).
9.Когда и где был законодательно утвержден текст официального гимна России (25 декабря 2000 года, федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской федерации»).
«2 сегмент»
1.Что символизировали три короны над головой орла в конце 19 века? (Триединство восточных славян).
2.Двуглавый орел впервые появился на оборотной стороне одной первой известной печати на грамоте 1497 года. А что изображалось на ее лицевой стороне? (Всадник, поражающий копьем змея). Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения. Орел олицетворял Россию. Ездец был геральдической фигурой Великого Новгорода. Соединение двух фигур, как считал Карамзин, стало государственной эмблемой.
3.Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном Третьим и государством Византией. Каким образом это могло произойти? (Брак Ивана Третьего с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог). Этот брак был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государями.
4.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
5.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
6.Сейчас чаще всего мы видим герб в красно-золотом исполнении. А сколько геральдических цветов имеет официальный герб России в цветном исполнении? (Пять цветов. Красный геральдический щит; золотой орел, поднявший вверх крылья; на груди орла в красном щите всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.).
7.Кто был автором эскиза современного герба России, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 30 ноября 1998 года? (художник Ухналев Е.И.).
8.С 1918 года, после большевицкого переворота, в России появился новый герб: на красном фоне лучи восходящего солнца, обрамленного снопами пшеницы, внутри – серп и молот. В изображении этого герба был еще один элемент, с которым был категорически не согласен В.И. Ленин. Назовите этот элемент. (Меч над серпом и молотом).
9.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).
«3 сегмент»
1.Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
2.Во времена правления какого царя появился триколор? (Алексея Михайловича, отца Петра Первого).
3.С чем был связан выбор цветов флага? (Эти цвета присутствовали на гербе России).
4.В начале Северной войны возник еще один флаг, почитавшийся так же, как и государственный. Синее поле, пересекающееся двумя диагональными белыми полосами. Как назывался этот флаг? (Андреевский флаг).
5.При правлении Анны Иоановны цвета государственного флага изменились. Какие цвета пришли на смену петровскому триколору? (Черно-желтый-белый флаг)
6.В конце 19 века панславянский триколор вернулся в Россию. Что стали обозначать три цвета флага? (Россия тогда уже была многонациональной страной, и эти три цвета означали единство трех народов: великороссов, украинцев и белорусов).
7.20 января 2005 года Российскому флагу исполняется 300 лет, так как в1705 году бело-сине-красный флаг стал официально указывать на государственную принадлежность. С чем связана эта дата? (В этот день Петр Первый передал бело-синий-красный флаг торговому флоту. Российский флаг стал приниматься во всех странах как государственный флаг России).
8.С 1918 года флагом России стал красный стяг. Он оставался государственным символом до августа 1991 года. А считается ли красное знамя таковым сейчас? (Нет, государственным символом по указу Президента Российской Федерации является лишь Знамя Победы).
9.Где и когда был описан флаг и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года)
Слово жюри. Объявляется победившая команда. Награждение команд грамотами. А сейчас давайте исполним гимн нашей страны.
Ведущий:
В заключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Детский оздоровительный лагерь «Лесные поляны» Страница 62