Просмотр содержимого документа
«Классный час "Как прекрасен этот мир"»
Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…» (7 г класс)
Цель: профилактика подросткового суицида.
Задачи:
активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
развивать коммуникативные УУД учащихся;
формировать у подростков жизнеустойчивую позицию.
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
- Подбор музыкального сопровождения классного часа
- Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
- Ребятам предлагается подобрать афоризмы на тему «Жизнь прекрасна и удивительна» (это задание является домашней работой к уроку русского языка по теме «Частицы»); заранее учащиеся приносят фото в электронном виде, где они с друзьями, родными – счастливые моменты (прошу, якобы для конкурса). Предполагается использование фотографий в ролике в конце кл.часа.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стеклянная ваза, весы.
Ход классного часа
- Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы определить тему предстоящей беседы, я предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.
Слайд-шоу на песню «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить). Поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!
Слайд1
И тема классного часа называется «Как прекрасен этот мир…»
Вступительное слово
Каждому из нас природа подарила бесценный дар КАКОЙ? – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! ЧТО? Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.
Слайд 2
- высказывание Леонардо Да Винчи: «Помни, жизнь есть дар, Великий дар, И тот, Кто ее не ценит, Этого дара не заслуживает».
Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, при которых людям не хочется жить. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д.)
Хорошо. А теперь давайте представим разные случаи, когда у вас, может быть, было на душе плохо, а может быть обидно, горько. КАК ВЫ С ЭТИМ СПРАВЛЯЛИСЬ?
Рассматриваемые ситуации:
Алкоголизм родителей
Финансовые трудности
Необоснованные обвинения
Неразделенная любовь
Насилие со стороны взрослых
Отношение со сверстниками
Пути решения:
Слайд 3+ на доске можно фиксировать предлагаемые пути решения
Работа «Телефонов доверия»
Помощь профессиональных психологов, социологов
Поддержка друга
Помощь со стороны близких родственников
Помощь со стороны классного руководителя
Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.
-Ребята, как вы думаете, что можно делать для снятия нервно - психологического напряжения, чтобы не зайти в тупик (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами). Записать на доске:
• спортивные занятия
• контрастный душ (баня)
• стирка белья
• скомкать газету и выбросить (порвать лист бумаги на мелкие кусочки)
• мытье посуды
• погулять на свежем воздухе
• послушать музыку
• посчитать зубы языком с внутренней стороны
• вдохнуть глубоко до 10 раз
• постараться переключиться на другую деятельность
- Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
- На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений.
Слайд 4
Единственная непоправимая ошибка КАКАЯ? – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности НАЗОВИТЕ ПРИМЕРЫ (ветераны ВОв; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове). КАК МОЖНО СПРАВИТЬСЯ? ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ.
Слайд И вот сейчас на экране таблица, составленная Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни (попал на необитаемый остров).
Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.
На примере Робинзона Крузо выполним следующее упражнение.
«Плохо – хорошо». Работа в группах.
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.
Возможно, предложить пути решения конфликта.
Результаты работы каждой группы зачитываются, сравниваются и дополняются.
Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто. Вспомните известный вам случай, описанный в художественном произведении: Слайд Кукла и костыли (Поллианна. Элинор Портер)
Подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни.
- В чем же заключается смысл жизни? Такой непростой, кажется, вопрос. (ответы детей…)
Полная банка
Учитель берет стеклянный сосуд и наполняет его камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли сосуд? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стеклянный сосуд — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: КАКИЕ? семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: КАКИЕ? учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ Я НЕ НАСЫПАЛА СНАЧАЛА В БАНКУ ПЕСОК? Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых родных, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок. Пропустить песок сквозь пальцы.
Давайте подведем итог нашей беседы:
- Что вы предлагаете сделать с теми советами-путями выхода из трудных ситуаций, записанными на доске (можно сделать памятку и распространить ее, можно оформить в виде плаката и т.п.)
- Вспомните, что вам было задано на дом по русскому языку. Достаньте тетради, откройте домашнее задание. А теперь почитайте афоризмы, что выписали к уроку русского языка. Подходят ли какие-нибудь из них к сегодняшней беседе? Зачитайте их, пожалуйста.
А это говорю и желаю вам я:
Слайды со словами о жизни.
Сразу после высказываний на экране слайд-шоу с фотографиями детей под песню «Мир не прост».
- Какие мысли вызвали у вас просмотренные фотографии?
- Посмотрите, какие вы счастливые! А как счастливы ваши родители!
Невозможно, чтобы люди с этих фото не любили жизнь!
Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.
Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.
Будьте счастливы!
Рефлексия.
В завершении нашего занятия хочется предложить следующее:
На столе у меня стоят весы - это весы настроения после сегодняшнего классного часа. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя, жизнь!», а другую чашу также строчкой из песни - «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы положили СЕРДЕЧКИ (КАМЕШКИ) на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутреннее состояние, ваше будущее.
Если будет время. Давайте посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»
- Какую мысль мы можем извлечь из этой притчи? (ответы учащихся)